Изменения по онлайн-кассам в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения по онлайн-кассам в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правила выбора ККТ в 2023 году не отличаются от советов, которые можно было увидеть в предыдущие годы. Кассовый аппарат по-прежнему нужно подбирать исходя из потребностей бизнеса, а чтобы не переплатить, нужно внимательно изучать тарифы банка и в целом быть в курсе, какие сопутствующие расходы, связанные с обслуживанием онлайн-кассы могут возникать у предпринимателя.

  1. Мораторий на проверки ККТ продлили на 2023 год. Но это не значит, что проверок не будет. Налоговая может прийти с внеплановой проверкой — проверить онлайн-кассу. Мораторий может помешать, но если есть нарушения, инспекция может легко обойти запрет на проверки.
  2. Поводом может стать что угодно: жалоба, большая разница в операциях между счётом и кассой или просто неиспользование ККТ.
  3. Проверять будут по новым правилам. Надо готовиться.

Новые модели ККТ в реестре на сайте ФНС

В 2021 году реестр ККТ не пополнялся, тогда как в 2020-м в него вошли шесть моделей:

  • MSPOS-kiosk-Ф (06.04.2020, согласно Приказу ФНС № АБ-7-20/237@);
  • Атол 22 v2 Ф (13.07.2020, согласно Приказу ФНС № АБ-7-20/439@);
  • POSCENTER BANK-01Ф (13.07.2020, согласно Приказу ФНС № АБ-7-20/439@);
  • ПРИМ 05-Ф и Эфир Pro ФА (26.08.2020, согласно Приказу ФНС № АБ-7-20/605@);
  • iCASH-1F (28.12.2020, согласно Приказу ФНС № АБ-7-20/961@).

Ответственность за ведение госреестра лежит на налоговом органе. Его деятельность регулируется ФЗ № 54 о применении ККТ и Административным регламентом, согласно Приказу Минфина РФ от 22.07.2013.

Профилактика при использовании онлайн-касс

Налоговики сформировали программу профилактики рисков нарушения законодательства по ККТ в 2023 году. Основная цель заключается в том, чтобы не наказывать пользователей касс, а научить их работать по правилам. Программа регламентирована Приказом ФНС от 12.12.2022 г. № ЕД-7-20/1188@.

В ней указаны виды и сроки профилактических мероприятий в отношении собственников онлайн-касс, ОФД, производителей кассовых аппаратов и ФН. При этом запланировано:

  • информирование субъектов посредством сайтов и рассылок информационных писем;
  • консультирование по вопросам контроля и госнадзора;
  • профилактические визиты;
  • объявление предостережений.

Акцизы на сладкие напитки

С 01.07.2023 г. сладкие напитки будут подакцизными. Это относится к сахаросодержащим напиткам в потребительской упаковке, изготовленным на основе питьевой воды или минеральной воды с добавлением сахара, меда или сахарного сиропа.

Кол-во углеводов в пищевой ценности должно быть 5 гр. на 100 мл. напитка и больше, а объемная доля этилового спирта — до 1,2% (Закон от 21.11.2022 г. № 443-ФЗ). К подобным напиткам относятся, к примеру, газировка и энергетик.

С июля 2023 года новые продавцы сладких напитков должны указывать в настройках и в заявлении на регистрацию онлайн-кассы, что у них будет торговля подакцизными товарами. Если касса использовалась ранее, то ее потребуется перерегистрировать для торговли подакцизными сладкими напитками.

В кассовых чеках нужно будет фиксировать, что продан подакцизный товар. Для этой цели в учетной системе нужно в карточке товара указать, что он является таковым. В этом случае товар в автоматическом режиме будет указываться в кассовом чеке с требуемым реквизитом.

Какие субъекты бизнеса освобождаются от покупки кассы

Есть еще одна категория налогоплательщиков – это те, кто совсем освобожден от применения кассовых аппаратов. К таким налогоплательщикам относятся:

  • Все кредитные организации. В основной массе кредитными организациями являются банки
  • Самозанятые граждане. С ними вообще отдельная история. Для этой категории налогоплательщиков Предусмотрен специальный сервис, который, в том числе, позволяет формировать чеки. Поэтому никаких касс самозанятым не нужно априоре
  • Те организации и предприниматели, которые находятся в труднодоступных районах. В таких местах зачастую и интернета – то нет, поэтому касса может работать без возможности передачи данных
  • Сельские аптеки тоже получили возможность не работать с кассами нового поколения
  • Все, кто торгует бумажными журналами, газетами, то есть прессой
  • При оказании услуг питания в школах не требует применения новых кассовых аппаратов
  • Оказание услуг населению
  • Кассовый аппарат не применяется при разносной торговле
  • И последние кому повезло – это библиотеки и научные организации

По нормативному сроку

Вполне понятно, что предугадать исключение той или иной модели из Реестра фирма или предприниматель не могут. Таким образом, вполне может статься, что только установив новый кассовый аппарат, хозяйствующий субъект столкнется с тем, что его вид более не допускается к эксплуатации. В такой ситуации возлагать на него обязанность по немедленной замене ККТ на «одобренную» Минпромторгом модель по меньшей мере несправедливо. В связи с этим п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ прямо предусмотрено, что дальнейшее использование ранее применявшегося кассового аппарата в случае его исключения из Реестра допустимо вплоть до истечения нормативного срока его эксплуатации. Подтвердили это и специалисты Минфина России в Письме от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124.

Читайте также:  Разные статусы участков: правовые последствия

Ориентироваться в данном случае следует на Классификацию ОС, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. В соответствии с данным документом, указали представители ФНС России в Письме от 24 июня 2011 г. N АС-4-2/10176, как средство механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда кассовая техника относится к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно). Следовательно, пояснили эксперты налоговой службы, в случае исключения модели ККТ из Госреестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно с момента ввода ОС в эксплуатацию. При этом под датой ввода в эксплуатацию следует понимать первичную регистрацию аппарата в налоговой инспекции. Причем, по мнению налоговиков, модернизация такой кассовой машины увеличить данный срок не может.

К слову сказать, отслеживать истечение нормативного срока службы ККТ, исключенной из Госреестра, должны и сами ревизоры. Согласно п. 19 Положения в этом случае снятие аппарата с учета производится ими самостоятельно. Об этом событии, как о свершившемся факте, они обязаны уведомить хозяйствующего субъекта не позднее дня, следующего за днем истечения срока амортизации ККМ.

Конечно, если подобное уведомление, что называется, «затеряется» в пути, в связи с чем фирма и предприниматель так и будут продолжать использовать «негодную» кассовую машину, привлечь хозяйствующего субъекта к ответственности по ст. 14.5 КоАП налоговикам вряд ли удастся. Об этом свидетельствует арбитражная практика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30 октября 2008 г. N Ф04-6708/2008(15252-А03-3), ФАС Поволжского округа от 18 декабря 2007 г. по делу N А55-11564/07-37). Однако само ее наличие говорит также о том, что, скорее всего, мирным путем из этой ситуации выйти не удастся.

Что собой представляет реестр ККТ

Реестр ККТ — представляет собой положение, где содержатся сведения обо всех входящих в него устройствах. В перечень внесено только то оборудование, которое функционирует в полном соответствии с действующими нормами законодательства.

Все ККМ, входящие в реестр, имеют специальный отсек для установки фискального накопителя (далее — ФН), участвующего в фиксации и шифровании данных обо всех совершённых кассовых операциях. Также аппараты имеют модули для выхода в интернет, что позволяет передавать информацию оператору фискальных данных (далее — ОФД) в режиме онлайн. Оператор же, в свою очередь, перенаправляет полученные сведения в ФНС.

Подобный реестр есть и для ФН, он также регламентируется ФНС. Закон обязывает использование только внесенного в реестр оборудования. Несмотря на то, что все ККМ, включенные в реестр, имеют возможность выхода в интернет, в некоторых случаях закон позволяет использовать кассу без передачи сведений в режиме реального времени. К примеру, если предприниматель ведёт деятельность в местности, удалённой от сетей связи.

Обязательные реквизиты кассового чека

Ниже — сокращенный список реквизитов чека, что нужно печатать на каждом документе, подтверждающем продажу:

  • Название документа.
  • Порядковый номер документа за смену.
  • Дата, время проведения расчета.
  • Место, адрес, где происходит расчет в зависимости от места его проведения (почтовый адрес здания, либо наименование, номер транспортного средства и адрес организации (ИП), либо адрес сайта).
  • Название организации (фамилия, имя, отчество ИП) и ИНН.
  • Применяемая система налогообложения.
  • Признак расчета (приход, возврат прихода, расход, возврат расхода).
  • Наименование товаров, работ, услуг, их количество, цена за единицу, стоимость, ставка налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда расчет производится пользователем, не являющимся плательщиком НДС или освобожденным от НДС, а также при расчетах за товары, не подлежащие налогообложению НДС).
  • Сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС.
  • Форма расчета (наличные деньги, электронный платеж), сумма оплаты наличными деньгами и (или) электронно.
  • Должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем, оформившего кассовый чек и выдавшего его покупателю (за исключением расчетов, произведенных через автоматические устройства, применяемых, в том числе и при расчетах в безналичном порядке в интернете).
  • Регистрационный номер ККТ.
  • Заводской номер фискального накопителя.
  • Фискальный признак документа.
  • Порядковый номер фискального документа.
  • Адрес сайта ОФД, где в дальнейшем можно будет проверить факт записи этого расчета и подлинности фискального признака.
  • Телефон или адрес электронной почты покупателя (в случае передачи ему кассового чека в электронной форме).
  • Адрес электронной почты отправителя кассового чека в электронной форме (в случае передачи покупателю кассового чека электронно).
  • Номер смены.
  • Фискальный признак сообщения (для кассовых чеков, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых ОФД).
  • QR-код.
  • Номер версии ФФД (для электронной формы).
  • Признак способа расчета (может не включаться в печатную форму при полном расчете, а в электронный чек — при полном расчете и только в ФФД 1.05).
  • Код формы фискального документа (для электронной формы).
  • Код товара. Этот реквизит включает идентификационный код для товаров, которые подлежат обязательной маркировке.
  • Сумма акциза (для подакцизной продукции).
  • Регистрационный номер таможенной декларации (при расчетах за импортный товар).

Требования к бланкам строгой отчетности

Бланки строгой отчетности, которые служат альтернативой кассовым чекам, можно печатать только через онлайн-кассу. Использовать для этих целей БСО, отпечатанные в типографии, запрещено. Все реквизиты БСО почти ничем не отличаются от реквизитов чека онлайн-кассы:

  1. наименование,
  2. порядковый номер,
  3. дата, время и место (адрес) расчета,
  4. наименование организации или фамилию, имя, отчество ИП,
  5. ИНН,
  6. система налогообложения продавца,
  7. признак расчета (приход, расход, возврат прихода, возврат расхода),
  8. наименование товаров, работ, услуг (если их можно определить в момент оплаты),
  9. платежа, выплаты, их количество, цену за единицу в рублях с учетом скидок и
  10. наценка, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС плательщиком налога. ИП на спецрежимах, кроме тех, которые торгуют подакцизными товарами, не указывают в БСО наименование товара (работы, услуги) и его количество до 1 февраля 2021 года,
  11. сумма платежа (с указанием НДС и суммы налога),
  12. форма и сумма расчета наличными деньгами или в безналичном порядке,
  13. должность и фамилия сотрудника, который оформил и выдал покупателю БСО. Исключение: расчеты через автоматические устройства в безналичном порядке в интернете,
  14. регистрационный номер онлайн-ККТ,
  15. заводской номер фискального накопителя,
  16. фискальный признак документа,
  17. адрес сайта ФНС России, на котором можно проверить платеж,
  18. абонентский номер или адрес электронной почты покупателя при передаче БСО в электронной форме или сайт, на котором такой документ можно получить,
  19. адрес электронной почты продавца при передаче покупателю БСО в электронной форме,
  20. порядковый номер фискального документа,
  21. номер смены,
  22. фискальный признак сообщения,
  23. заводской номер автоматического устройства для расчетов, если оплату принимают через такое устройство,
  24. QR-код,
  25. место (адрес) установки автоматического устройства для расчетов, с применением которого был расчет, — при расчетах с применением автоматических устройств.
Читайте также:  10 эффективных способов нематериальной мотивации сотрудников

Какой закон регулирует онлайн-кассы?

Правила применения ККТ устанавливаются законом № 54-ФЗ от 22 мая 2003 года. В 2017 году в него было добавлено много нововведений, которые и обязали бизнесменов перейти на обновленную ККТ. На технику с ФН, что передает данные в ФНС при посредничестве ОФД. К главным нововведениям 2017 года в 54-ФЗ относятся:

  • Обязанности применять в бизнесе онлайн-кассы с накопителем. Раньше для фиксации транзакций использовалась электронная защищенная контрольная лента, а предпринимателю нужно было переносить все данные об операциях в учетную книгу. Теперь ведение учетной книги стало необязательным, а данные передаются через интернет с помощью фискального накопителя. Последний имеет ограниченный срок службы — от 13 до 36 месяцев. Выбирается в зависимости от выбранного режима налогообложения. Также предпринимателей обязали заключать соглашение с оператором, посредством которого реквизиты чека передаются в ФНС.
  • Обязанности применять обновленную ККТ при всех формах расчета. Новую ККТ нужно применять как при приеме, так и при выдаче денег из кассы (оформлении возврата). Электронные способы оплаты не являются исключением, как и оплата в рассрочку с помощью перевода на карту банка и т. д. Функционал нового оборудования позволяет совершать любые операции, связанные с покупкой товаров, работ или сервиса.

Виды деятельности, при которых не требуется онлайн-касса

Перечень достаточно большой и включает в себя разноплановые услуги. В их числе:

  • Изготовление и ремонт изделий из кожи, меха, текстиля, трикотажа по индивидуальным заказам.
  • Ремонт обуви (а также окраска, чистка, изготовление под заказ).
  • Услуги химчистки и прачечной.
  • Ремонт мебели.
  • Фотоателье и кинолаборатории. Звукозапись, издание музыкальных произведений.
  • Ремонт и реконструкция зданий.
  • Остекление лоджий и балконов, изготовление изделий из стекла под заказ.
  • Репетиторство, организация курсов.
  • Работа нянь и сиделок.
  • Сбор вторсырья.
  • Сдача недвижимости в аренду.
  • Переработка продуктов с/х, рыболовства, лесного хозяйства, изготовление продуктов промежуточного потребления.
  • Ремонт, чеканка, гравировка ювелирных изделий.
  • Создание изделий художественного промысла, а также изготовление ковров и их ремонт.
  • Уборка квартир, помощь по ведению хозяйства, работа поваров на дому. Услуги носильщиков.
  • Дизайн и художественное оформление.
  • Платные туалеты.
  • Сбыт с/х продукции, а также обслуживание с/х.
  • Охота и отлов животных, организация спортивно-любительской охоты.
  • Частная детективная деятельность.
  • Похоронные услуги и организация праздников.
  • Экскурсионная деятельность.
  • Охранная деятельность.

Покупатель вернул товар: какой чек должен пробить работающий на патентной системе предприниматель

Если покупатель вернул товар в день покупки, ИП на ПС должен оформить чек возврата (кассовый чек с признаком «возврат прихода»). Чек с таким же признаком оформляется еще и в том случае, когда в пробитом чеке обнаружена ошибка в присутствии покупателя. Ситуации обнаружения ошибок в кассовом чеке могут быть следующие:

  • ошибка обнаружена покупателем, когда сумма, отраженная в чеке, превышает указанную на ценнике величину или кассиром завышена сумма к оплате (путем дополнительного включения в чек не приобретенного покупателем товара);
  • ошибку может обнаружить как покупатель, так и кассир — если чек выбит на одну сумму, а фактическая стоимость товара составляет меньшую сумму.

При оформлении кассового чека с признаком «возврат прихода» необходимо учесть следующее:

  • реквизиты чека на возврат должны быть идентичны чеку на приход (кроме названия признака расчетной операции);
  • после оформления чека на возврат ИП на ПС должен потребовать у кассира письменных объяснений — этот документ поможет ему доказать налоговикам правомерность оформления возврата по кассе;
  • завершающей процедурой после пробивания чека на возврат является оформление чека на приход с указанием правильной суммы наличной выручки
Читайте также:  Время продажи пива в Москве и области

Назначение Текущий платеж или долг Пени Штраф
При объекте «доходы» (единый налог) 182 1 05 01011 01 1000 110 182 1 05 01011 01 2100 110 182 1 05 01011 01 3000 110
При объекте «доходы минус расходы» (единый и минимальный налог) 182 1 05 01021 01 1000 110 182 1 05 01021 01 2100 110 182 1 05 01021 01 3000 110
Назначение Текущий платеж или долг Пени Штраф
В федеральный бюджет (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01011 01 1000 110 182 1 01 01011 01 2100 110 182 1 01 01011 01 3000 110
В бюджеты субъектов РФ (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) 182 1 01 01012 02 1000 110 182 1 01 01012 02 2100 110 182 1 01 01012 02 3000 110
В федеральный бюджет для консолидированных групп налогоплательщиков 182 1 01 01013 01 1000 110 182 1 01 01013 01 2100 110 182 1 01 01013 01 3000 110
В бюджеты субъектов РФ для консолидированных групп налогоплательщиков 182 1 01 01014 02 1000 110 182 1 01 01014 02 2100 110 182 1 01 01014 02 3000 110
В федеральный бюджет для международных холдинговых компаний 182 1 01 01015 01 1000 110 182 1 01 01015 01 2100 110 182 1 01 01015 01 3000 110
В бюджеты субъектов РФ для международных холдинговых компаний 182 1 01 01016 02 1000 110 182 1 01 01016 02 2100 110 182 1 01 01016 02 3000 110
Налог на прибыль, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях муниципальных округов 182 1 09 01020 14 1000 110 182 1 09 01020 14 2100 110 182 1 09 01020 14 3000 110
С доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России через постоянное представительство 182 1 01 01030 01 1000 110 182 1 01 01030 01 2100 110 182 1 01 01030 01 3000 110
С доходов российских организаций в виде дивидендов от российских организаций 182 1 01 01040 01 1000 110 182 1 01 01040 01 2100 110 182 1 01 01040 01 3000 110
С доходов иностранных организаций в виде дивидендов от российских организаций 182 1 01 01050 01 1000 110 182 1 01 01050 01 2100 110 182 1 01 01050 01 3000 110
С дивидендов от иностранных организаций 182 1 01 01060 01 1000 110 182 1 01 01060 01 2100 110 182 1 01 01060 01 3000 110
С процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 182 1 01 01070 01 1000 110 182 1 01 01070 01 2100 110 182 1 01 01070 01 3000 110
С процентов по облигациям российских организаций 182 1 01 01090 01 1000 110 182 1 01 01090 01 2100 110 182 1 01 01090 01 3000 110
С прибыли контролируемых иностранных компаний 182 1 01 01080 01 1000 110 182 1 01 01080 01 2100 110 182 1 01 01080 01 3000 110
Налог на прибыль налогоплательщиков, которые после 1 января 2023 года являлись участниками консолидированных групп налогоплательщиков (кроме

налогоплательщиков, производящих газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на определенных участках недр)

182 1 01 01102 01 1000 110

182 1 01 01102 01 3000 110
Налог на прибыль налогоплательщиков, которые до 1 января 2023 года являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков, с природного газа в сжиженном состоянии, произведенного из газа природного в газообразном состоянии, добытого на определенных участках недр федерального значения или расположенных на полуостровах Ямал или Гыданский и прилегающей акватории по выданной лицензии 182 1 01 01101 01 1000 110

182 1 01 01101 01 3000 110

Порядок формирования реестра ККТ

Чтобы добавить оборудование в реестр ФНС, производителю необходимо предоставить в контролирующую службу запрос, который может быть, как в бумажном, так и в электронном виде. Запрос должен содержать следующие сведения:

Если запрос подается в электронном виде, то проводится его заверка КЭП. Для отправки нужно зарегистрироваться на сайте ФНС и в личном кабинете отправить запрос. К документу необходимо приложить копии выписок и заключений, которые производителю предоставили эксперты, и бумаги, подтверждающие информацию в запросе.

Дополнительно предоставляются следующие:

Изготовителю дается 30 дней с момента включения кассы в реестр для предоставления в уполномоченный орган информации о руководителях компании и её учредителях, о главном бухгалтере и прочих участниках, которые связанны с общим производством. Если в данных произошли изменения, то изготовитель должен в течение 3 дней уведомить о них ФНС, указав обновленную информацию.

Также производителю кассовых аппаратов необходимо уведомить контролирующий орган о существующих экземплярах моделей устройства. К обязательным сведениям относится наименование модели, её номер, который был присвоен на заводе после изготовления, и дата производства. Сформированный и заверенный КЭП электронный документ подается на сайте ФНС в кабинете пользователя.

Внесение устройств в реестр происходит в течение 120 дней с момента поступления запроса. После принятия решения производителю выдается соответствующий документ в бумажном виде.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *