Гражданство — что это такое, и каковы его принципы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданство — что это такое, и каковы его принципы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Актуальность темы данной курсовой работы определяется тем, что гражданство является основным элементом правового статуса человека. Наличие гражданства является началом взаимоотношений государства и личности, а также является необходимым условием для приобретения прав, свобод и обязанностей, которые закрепляются за человеком, обеспечивая защиту государством, независимо от местонахождения лица. Получение гражданства наделяет лицо полной правосубъектностью.

Понятие и общая характеристика гражданства

Понятие гражданства существует уже много веков – с момента образования первых государств, хотя они мало походили на современные. Гражданами являлись лишь свободные люди, а остальные были рабами – не имели прав, выполняли роль обслуживающей касты.

Сегодня принадлежность человека к той или иной стране предполагает, что у него есть права, обязанности и ответственность перед державой. В то же время, государство несет ответственность за своих граждан, создает правовые нормы, регулирующие поведение людей, подчиняет население общим законам, определяет порядок взаимодействия граждан, защищает их от внутренних и внешних посягательств.

В толковом словаре русского языка термин гражданство означает статус, при наличии которого человек является лицом, проживающим на территории страны на постоянной основе, пользуется ее защитой, имеет права и несет обязанности. В Конституции РФ (ст. 6) прописано, что гражданство России едино, соответственно права и свободы граждан одинаковы, вне зависимости от того, каким способом гражданство приобретено.

Таким образом, гражданство – это не только наличие у граждан официального документа, который дает право жить в той или иной стране (паспорта), но и правовое состояние, которое дает гражданину определенный статус, наделяет его взаимными правами и обязанностями по отношению к государству.

Официальное современное понятие гражданства следующее: гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с изм. и доп. (далее — Закон о гражданстве), принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, однако 11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве был внесен ряд изменений и дополнений, облегчающих процедуру приобретения российского гражданства для некоторых категорий заявителей, прежде всего соотечественников из государств СНГ.

Для лиц, уже имеющих гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г. (день вступления закона в силу), не требуется никакой перерегистрации или переоформления гражданства.

Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:

Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики — субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве, в отличие от Закона 1991 г., о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще); гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека — Российской Федерации и соответствующей республики.

Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот), заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 Закона о гражданстве).

Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства — неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.

Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.

Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.

В соответствии с гл. 2 Закона о гражданстве гражданство Российской Федерации может быть приобретено по следующим основаниям:

• по рождению (филиация);

• в результате приема в гражданство (натурализация);

• в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция);

• в результате выбора гражданства (оптация).

При приобретении гражданства по рождению в государствах мира применяются два основных принципа: принцип «права крови», в соответствии с которым гражданство ребенка определяется гражданством родителей независимо от места рождения, и принцип «права почвы», согласно которому гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рождения, территории государства, на которой он родился, независимо от гражданства родителей. Применение в том или ином государстве первого или второго принципа в качестве преобладающего обусловливается рядом факторов (традицией, количеством и плотностью населения, демографической политикой и др.) и не исключает их сочетания.

В Российской Федерации при определении гражданства родившихся детей применяются оба принципа, но преобладает принцип «права крови». Это означает, что независимо от места рождения ребенок приобретает российское гражданство, если оба его родителя или единственный родитель являются гражданами РФ, а также если один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно.

В то же время российское законодательство допускает применение и принципа «права почвы», прежде всего в целях исключения и сокращения состояния безгражданства родившихся детей. Это возможно при условии рождения ребенка на территории России в следующих случаях:

• если один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином. Следует отметить, что в такой ситуации ребенок может приобрести и гражданство государства, гражданином которого является второй родитель, однако если законодательство этого государства не предусматривает такой возможности и ребенок может стать лицом без гражданства, то он приобретает гражданство Российской Федерации по российскому законодательству;

• если оба родителя (или единственный родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что государства, гражданами которых являются родители (или единственный родитель), не предоставляют ребенку своего гражданства;

• если родители ребенка неизвестны и не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения его на территории Российской Федерации. В этом случае точное место рождения ребенка неизвестно, но устанавливается своего рода презумпция его рождения на территории России, дающая основание приобрести российское гражданство по принципу «права почвы».

Филиация является самым распространенным и простым основанием приобретения гражданства, не требует какой-либо особой процедуры. Гражданство при наличии рассмотренных условий приобретается как бы автоматически, в силу самого факта рождения ребенка (к свидетельству о рождении выдается вкладыш, подтверждающий наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 06.02.03. № 61 «Об утверждении формы вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у ребенка гражданства Российской Федерации»).

Прием в гражданство (натурализация) предполагает более сложную специальную процедуру и более жесткие условия. Прием в российское гражданство может осуществляться в общем и в упрощенном порядке. Условия натурализации в общем порядке:

• достижение иностранным гражданином или лицом без гражданства возраста 18 лет и обладание дееспособностью (натурализация несовершеннолетних детей осуществляется в упрощенном порядке);

• ценз оседлости (ценз проживания) — лицо, желающее приобрести гражданство Российской Федерации, должно к моменту обращения с соответствующим заявлением непрерывно проживать на территории России в течение пяти лет, имея при этом вид на жительство (предварительное получение вида на жительство является обязательным условием для обращения с заявлением о приеме в российское гражданство, нелегальное и полулегальное фактическое проживание в расчет не принимается); срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года (прежний закон о гражданстве предусматривал более мягкий ценз оседлости — пять лет постоянного проживания или три года непрерывного). Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию на постоянное жительство до 1 июля 2002 г. (даты вступления в силу Закона о гражданстве), срок проживания исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Срок проживания на территории Российской Федерации как обязательное условие натурализации может быть сокращен до одного года в следующих случаях:

— наличия у заявителя высоких достижений в самых различных областях науки, техники, культуры, искусства, спорта и т. д. и профессиональных качеств (специальности, квалификации и пр.), представляющих интерес для России;

— предоставления заявителю политического убежища на территории Российской Федерации или признания его беженцем в установленном порядке.

обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство (данное условие представляется в значительной степени формальным, поскольку обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы лежит на всех без исключения гражданах России и иных лицах, находящихся на ее территории, без каких-либо дополнительных обязательств, обещаний, расписок и т. п.);

наличие законного источника средств к существованию. Прежде всего здесь имеется в виду работа по трудовому договору и осуществление предпринимательской деятельности, хотя не исключены и иные источники (пенсии, стипендии, пособия, доходы от использования имущества, банковские вклады и др.). Это условие является новеллой российского законодательства о гражданстве;

Читайте также:  Установление статуса многодетной семьи

отказ от гражданства иностранного государства гражданина этого государства, желающего приобрести гражданство российское; в отдельных случаях такой отказ не требуется);

владение государственным языком Российской Федерации, т. е. русским языком, на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды.

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, желающий приобрести российское гражданство, имеет особые заслуги перед Российской Федерацией (выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности РФ, другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России, подтвержденные с помощью механизма объективной оценки этих заслуг), то гражданство ему по ходатайству федерального органа государственной власти или главы субъекта РФ может быть предоставлено и без соблюдения рассмотренных выше условий. Так, в 2003 г. было предоставлено российское гражданство 3. Церетели, американскому баскетболисту Джону Холдену Без соблюдения общих условий для натурализации российское гражданство может быть предоставлено также гражданам государств — бывших республик СССР, прослужившим в Вооруженных Силах России по контракту не менее трех лет. Для этого необходимы лишь документ, подтверждающий владение русским языком, обязательство о выходе из имеющегося гражданства, а также ходатайство Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение военной службы.

Окончательное решение о приеме в российское гражданство в общем порядке принимает Президент РФ путем издания указа индивидуального характера, при этом срок для принятия такого решения может составлять до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

Одним из элементов конституционно-правового статуса субъектов РФ является наличие собственной системы органов государственной власти.

Самостоятельность субъектов РФ предполагает, что они самостоятельно устанавливают виды (систему) органов, их компетенцию, отношения между ними и т. п. Однако самостоятельность субъектов РФ в этом вопросе существенно ограничена. Они связаны, во-первых, нормами-принципами основ конституционного строя РФ и, во-вторых, достаточно жесткими нормами Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с изм. и доп., а также нормами других федеральных законов.

Обязанность субъектов РФ устанавливать свои системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ, в частности, означает, что при установлении такой системы и ее нормативном закреплении регионы должны исходить из представлений о демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ); приоритета прав и свобод человека и гражданина, социального характера государства (ст. 2, 7); определения народа в качестве единственного источника власти в регионе (ст. 3); признания суверенитета Российской Федерации на всей ее территории (включая территории субъектов РФ), верховенства Конституции РФ и федеральных законов на своей территории, государственной целостности России, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и своими органами государственной власти, равноправия всех субъектов РФ (ст. 4, ч. 3, 4 ст. 5, ч. 3 ст. 11, ст. 15); единства гражданства в Российской Федерации (ст. 6); необходимости осуществления государственной власти на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную с обеспечением самостоятельности органов каждой из ветвей (ст. 10); самостоятельности в пределах своих полномочий органов местного самоуправления и гарантии их прав (ст. 12); признания идеологического многообразия и светского характера государства (ст. 13, 14).

Государственная власть во всех субъектах РФ организована на основе принципа разделения власти, который предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие, исключение сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти или должностного лица.

Система органов государственной власти субъекта РФ в общем плане включает:

1) законодательный (представительный) орган государственной власти;

2) высшее должностное лицо субъекта РФ (глава региона);

3) высший исполнительный орган государственной власти;

4) иные органы государственной власти.

Функционирующие на территории субъекта РФ территориальные органы федеральных органов государственной власти (исполнительных, судебных) в систему органов государственной власти субъекта РФ не входят.

Законодательный орган государственной власти в субъекте РФ один (высший и единственный). Он является постоянно действующим, хотя часть депутатов может работать и на непостоянной основе. Название законодательного органа определяется субъектом РФ самостоятельно — это может быть совет (государственный, верховный, областной и пр.), собрание (государственное, законодательное, народное и пр.), дума (краевая, областная, окружная, городская, губернская, государственная), хурал, суглан, парламент и т. п. Количественный состав законодательных органов субъектов РФ может значительно различаться от, например, 15 до несколько сотен депутатов (в последнее время наметилась тенденция к сокращению численного состава парламентов субъектов РФ например, в Татарстане, Башкортостане, Чувашии, Кабардино-Балкарии и др., Чувашии, Кабардино-Балкарии и др.). Структура региональных парламентов в основном однопалатная, но есть и двухпалатные (бикамеральные) законодательные органы (на региональном уровне — в Башкортостане, Кабардино-Балкарии и др. — также наметилась тенденция отказа от бикамеральности).

В двухпалатных парламентах одна из палат (обычно называемая верхней) формируется, как правило, из представителей территориальных единиц субъекта РФ, причем в отличие от другой (нижней) палаты здесь возможно отступление от принципа равного представительства. Однако в этом случае полномочия палат должны быть сбалансированы таким образом, чтобы решения нижней палаты, представляющей непосредственно население региона (формируемой путем выборов по избирательным округам с примерно равным числом избирателей), не блокировались верхней палатой, формируемой без обеспечения равного представительства (от территорий).

Формируются законодательные органы субъектов РФ исключительно путем выборов депутатов населением региона, при этом не менее 50 % депутатов парламента (или одной из его палат) должны избираться по пропорциональной избирательной системе (по партийным спискам), но при условии, что в данном субъекте РФ зарегистрированы региональные отделения не менее чем трех политических партий. Срок полномочий региональных парламентов не может превышать пяти лет. В некоторых субъектах РФ предусмотрена ротация (обновление) части состава через определенный срок после избрания. Полномочия законодательного органа субъекта РФ достаточно широки и направлены на реализацию основных его функций: представительства, законодательной и контрольной.

В отличие от законодательной власти исполнительную власть в субъекте РФ осуществляет система органов, включающая высший исполнительный орган государственной власти (правительство, администрацию) и иные органы исполнительной власти (министерства, департаменты, комитеты, управления и т. п.). Система исполнительных органов государственной власти устанавливается законом субъекта РФ, а их структура в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ и указанным законом определяется главой региона. В отличие от федеральной схемы институциональной организации государственной власти высшее должностное лицо субъекта РФ (глава региона) однозначно определен в качестве главы (руководителя) высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта.

После внесения изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в декабре 2004 года (Федеральный закон от 11.12.2004 № 159-ФЗ) существенно изменился статус высшего должностного лица субъекта РФ. Теперь он не избирается населением региона, а наделяется полномочиями законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ на срок до 5 лет (при этом исключен запрет занимать должность главы региона одному и тому же лицу более двух сроков подряд). Порядок рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ установлен Указом Президента РФ от 27.12.2004 № 1603. В новой схеме наделения властными полномочиями глав субъектов РФ определяющая роль отведена Президенту РФ, так как в случае трехкратного (а в отдельных ситуациях — двукратного) отклонения региональным парламентом представленных главой государства кандидатур (представленной кандидатуры) Президент РФ вправе распустить законодательный орган субъекта РФ и назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица региона своим указом.

Высший исполнительный орган субъекта РФ формируется главой региона, но законодательством субъекта РФ может быть установлена необходимость получения согласия на назначение некоторых должностных лиц парламента субъекта РФ. Однако ситуация, при которой весь состав регионального правительства формируется с участием законодательного органа, недопустима. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ являются традиционными исходя из того, что он является органом общей компетенции и осуществляет управление всеми основными сферами жизнедеятельности на региональном уровне.

Лишение гражданского статуса

В принудительном порядке лишить человека его гражданского статуса нельзя. Это можно сделать либо в добровольном порядке, либо в особо вынужденных случаях, либо в соответствии с решением суда, например:

  • Прекращение гражданства в добровольном порядке может применяться к усыновленным иностранцами детям, которые уже по достижении совершеннолетнего возраста решают вопрос относительно своего статуса;
  • При наличии обстоятельств, которые вынуждают сменить гражданство. Например, при получении гражданства иной страны, запрещающей иметь двойное гражданство;
  • В соответствии с решением суда гражданин может лишиться своего статуса, если он обоснованно обвиняется в терроризме, либо предоставляет заведомо ложную информацию в документах, подаваемых на гражданство.

Иных причин для лишения гражданского статуса в России не предусмотрено.

Понятие и признаки гражданства РФ

Гражданство — это не просто статус человека, проживающего на территории РФ, это еще и целый институт взаимных прав и обязанностей. Именно оно определяет демократический уклад государства, в Конституции РФ существует несколько статей, которые обозначают ценность данного статуса: статьи 6, 61,62 и 63.

Итак, на сегодняшний день гражданство можно определить как прочную связь между государством и отдельно взятым его гражданином, закрепленную юридически. Здесь нужно понимать правильно: гражданство — это прежде всего не ментальная и моральная привязка человека к Родине, а его юридические права и обязанности перед страной, в которой он проживает на законных основаниях.

Чтобы не путать принципы и признаки гражданства, следует дать им четкое определение:

  • принцип гражданства подразумевает под собой совокупность идей;
  • признак — это уже совокупность характеристик.

Понятие, сущность, признаки и принципы российского гражданства

Введение

Вполне очевидно, правовое положение лица, проживающего в стране, зависит, прежде всего, от того, является ли оно гражданином данной страны. Как известно, в любой стране, наряду с гражданами, составляющими подавляющее большинство ее населения, проживают или временно пребывают и не граждане, иностранцы (граждане другого государства), лица без гражданства (апатриды, аполиды), беженцы (лица, не имеющие гражданства страны пребывания) и др. Но только граждане данной страны обладают возможностью в полном объеме реализовать права и свободы личности и в то же время, выполнять гражданские обязанности. Поэтому важнейшим условием и предпосылкой признания и соблюдения прав и свобод гражданина и соответствующих обязанностей государства по защите и обеспечению этих прав и свобод является получение гражданства данного государства. Именно гражданство во многом определяет основы правового статуса личности, объем ее прав, свобод и обязанностей и служит исходной базой ее взаимоотношений с государством.

Гражданство – неотъемлемое свойство, атрибут государственного суверенитета. Благодаря наличию гражданства, на соответствующих лиц распространяется суверенная власть и законы данного государства вне зависимости от того, находятся ли они постоянно или временно на территории своей или другой страны. На основе признания гражданства то или иное лицо не только становится обладателем определенной совокупности субъективных прав, но и получает возможность принимать участие в управлении делами участие в управлении делами соответствующего общества и государства.

История показывает, что по разным причинам, и прежде всего, вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения – индивидуальные и групповые, а так же браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблему приобретения и изменения гражданства, весьма актуальную не только для многонациональной Российской Федерации, но и для практики международных отношений. Поэтому законодательство об иммиграции и гражданстве, а также судебная практика по этим вопросам весьма развиты, и значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью норм международного права (например, по соглашениям, заключенными между государствами). В то же время основы гражданства чаще всего закрепляются в конституциях; другие, более частные вопросы гражданства регулируются специальными законами о гражданстве, а процессуальные вопросы признания, приобретения, изменения и утраты гражданства и другие – соответствующими подзаконными актами.

Читайте также:  Какие документы выдают при увольнении? Ответ Роструда

Объектом исследования данной работы являются гражданско-правовые взаимоотношения, возникающие между государством и гражданами, по вопросам гражданства.

Предметом исследования являются элементы института гражданства – понятие гражданства и его принципы, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ, полномочные органы, владеющие делами о гражданстве РФ и их полномочия.

Целью данной работы является раскрытие механизма реализации института гражданства в новейшем законодательстве РФ, основанном на положениях Конституции РФ.

Исходя из цели мы ставим перед собой следующие задачи: изучить нормативный материал и литературу по данной теме; рассмотреть понятие и принципы гражданства РФ; рассмотреть порядок приобретения гражданства РФ; рассмотреть прекращение гражданства РФ; рассмотреть государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве и в заключении сделать вывод.

Безграничное и навсегда

Признаки гражданства РФ закрепляют статус гражданства на территории страны и за ее пределами. И у этого статуса нет срока действия и ограничений. Что это значит? Человек может заключить брак с иностранцем или не проживать постоянно в России, но это не станет предлогом для лишения его гражданства. Например, много людей, которые живут и работают за границей, создают там семьи и не планируют возвращаться в Россию, при этом не отказываются от российского паспорта. В этом есть особенность: отношения гражданства не определяются в пространстве. Также в России проживают иностранцы, лица без гражданства, но само по себе их нахождение на территории РФ не делает их россиянами, сколько бы они здесь ни были. Это понятие относится к определению категории населения, и не имеет плоскость правовую, а характеризует демократический строй государства.

На основании этого не лишаются российского гражданства и переселенцы в другие страны.

Гражданство может быть приобретенным или данным при рождении, прекратиться произвольно оно не может. К тому же выход из этой связи с государством, то есть отказ от гражданства, возможен только по Указу Президента РФ.

Как отказаться от гражданства

Права на выход из гражданства страны не имеют люди, у которых согласно ст. 20 ФЗ 62 есть:

  • долги перед Россией, в том числе налоговая задолженность;
  • имеется уголовная ответственность, а также ведется судебный процесс с участием данного лица;
  • отсутствует подданство другой страны или правоустанавливающие документы, которые гарантируют получение зарубежного подданства в кратчайшие сроки.

Остальные лица могут без труда отказаться от подданства России. Для этого необходимо собрать пакет документов:

  • заявление;
  • правоустанавливающий документ о подданстве другой страны;
  • военный билет;
  • справка об отсутствии долгов по налогам;
  • оплата государственной пошлины в размере 3,5 тыс. руб. (на 2018 год);
  • паспорт;
  • 3 фото установленного размера 3 на 4 см.

Далее следует передать бумаги в МВД. Решение будет принято в течение года.

Таким образом, конституционный строй страны предполагает открытие границ для всех законопослушных граждан, которые решили выбрать для постоянного проживания Россию. Осуществить регистрацию может каждый иностранец при предоставлении законодательно установленного пакета документов в миграционную службу.

Принципы гражданства.

Принципы гражданства РФ – основополагающие начала, устанавливающие основы правового статуса граждан РФ, а также регулирующие вопросы порядка приобретения и прекращения гражданства РФ и иные вопросы.

  • единство и равноправность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения;
  • единое гражданство на всей территории РФ;
  • принцип постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, находящимися за пределами РФ;
  • недопустимость лишения гражданства РФ тех лиц, постоянно проживающих за пределами РФ;
  • право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его;
  • недопустимость высылки гражданина РФ за пределы российского государства или передачи его иностранному государству;
  • допустимость одновременного наличия у гражданина РФ гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ;
  • недопустимость ограничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства
  • принцип равенства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специальных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.

Правовой статус гражданина РФ

Правовой статус в данном случае – это совокупность всех прав, свобод и обязанностей гражданина. Человек, имеющий паспорт РФ, независимо от национальности, вправе пользоваться всеми конституционными правами. Но при этом он обязан выполнять соответствующие обязанности – соблюдать законы страны, платить налоги, служить в армии и т. д. По российским законам, правовой статус гражданина России и иностранца имеют некоторые отличия.

Правовой статус дает резиденту возможность использовать государственную защиту. Даже если он будет проживать в другом государстве, у него будет возможность получить помощь через сотрудников консульств и посольств. Ею нельзя воспользоваться только тогда, когда гражданин России совершил на территории другой страны преступление.

Отказ в получении гражданства РФ: причины и правила обжалования

Получить российское гражданство несложно, если у претендента есть для этого все основания. Тем не менее, миграционная служба нередко отказывает даже тем, у кого все в порядке с документами. На практике причины для отказа могут быть разными:

  • заявитель использовал фальшивые документы или предоставил неправдивые сведения;
  • он участвовал в международных военных конфликтах;
  • подозревается в терроризме;
  • состоит на военной службе (или службе в органах госбезопасности) другого государства;
  • у иностранного гражданина есть непогашенная судимость или он преследуется в связи с совершением уголовного преступления;
  • заявитель осужден и отбывает наказание (придется ждать до конца срока).

Этот перечень далеко не полный. В основном иностранцу грозит депортация и запрет на въезд. Но если в принятии в гражданство было отказано безосновательно, то это решение можно оспорить через суд. Процедура состоит из следующих этапов:

  1. Заявитель должен потребовать письменно оформленный отказ от предоставления гражданства с указанием причины.
  2. Затем подготовить документы и исковое заявление.
  3. Обратиться в суд.

Иск рассматривается на протяжении 3 дней, после чего устанавливают дату проведения судебного заседания. У истца для того, чтобы выиграть дело, должно быть достаточно доказательств неправомерного решения миграционной службы. К примеру, отказ поступил из-за отсутствия документа или другой ошибки. Но если отказали по уважительной причине, то суд не удовлетворит иск.

Закон о получении гражданства РФ в упрощенном порядке

Законодательное регулирование процедуры оформления гражданства подразумевает возможность использования упрощенной схемы. Нововведение доступно для следующих категорий лиц:

  • если человек ранее проживал на территории СССР и России;
  • один из родителей (или оба) имели гражданство РФ;
  • заявитель состоит в браке с гражданином России;
  • беженцы и переселенцы;
  • те, кто оформляет гражданство по программе возврата соотечественников.

Окончательная процедура зависит от статуса заявителя. К примеру, если используется программа переселения соотечественников (с 2007 года), то человеку не нужно подтверждать знание языка. Кроме того, ему не нужно:

  • оформлять вид на жительство (достаточно РВП);
  • подтверждать доход.

Как только миграционная служба выдаст РВП, можно подавать документы на оформление гражданства. Из этого следует, что проще и быстрее оформить гражданство тем, кто хорошо знает русский язык. Причем статус носителя русского языка (НРЯ) может получить не только соотечественник, но и иностранец, свободно владеющий языком (к примеру, украинец или белорус). Что касается родства, то ему достаточно доказать любое дальнее родство с гражданином РФ или СССР.

Под свободным владением языком при этом подразумевается возможность человека без проблем изъясняться на этом языке, решать вопросы не только на бытовом уровне, но и в более сложных ситуациях. Если НРЯ не является соотечественником, ему все же придется сдавать экзамен по русскому языку.

К носителям языка на данный момент нередко приравнивают жителей Донецкой и Луганской областей. Как русскоязычные лица, имеющие статус переселенцев, они могут получить российский паспорт по упрощенной системе. Отзывы на это нововведение чаще всего положительные, так как у переселенцев нет необходимости в длительном проживании на территории страны по РВП.

Правовое регулирование российского гражданства

Вопросы гражданства в РФ регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”.

Гражданство РФ, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции, является единым. Об этом снова напоминает п. «в» ст. 71 Конституции, который отно­сит гражданство в РФ к ведению РФ.

Договором о создании Союзного государства России и Бело­руссии от 8 декабря 1999г. установлено, что граждане этих госу­дарств являются одновременно гражданами Союзного государст­ва (ст. 14). Однако до принятия союзного нормативно-правового акта правовое положение граждан регулируется национальными нормативно-правовыми актами и соглашениями.

Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего условия приобретения и прекращения гражданства РФ. В нем за­креплены полномочия государственных органов, ведающих дела­ми о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Гражданство Российской Федерации понятие и принципы (стр. 1 из 2)

Гражданство Российской Федерации: понятие и принципы. Граж­дане России составляют подавляющее большинство населения нашей страны, в которой также проживают иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющее граж­данство (подданство) иностранного государства, и лица без граждан­ства, или апатриды. Именно граждане России, в том числе проживающие за ее пределами, в полном объеме реализуют весь комплекс прав, свобод и обязанностей.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государ­ством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязан­ностей.

Отношения российского гражданства регулируются правовыми нор­мами, содержащимися в Конституции Российской Федерации, Феде­ральном законе «О гражданстве Российской Федерации» (2002) с последующими изменениями, Указе Президента Российской Федерации, определяющем порядок решения вопросов российского гражданства. Перечисленными нормативными актами устанавливаются принципы российского гражданства, основания, по которым то или иное лицо признается российским гражданином, а также порядок приобретения и прекращения гражданства.

В законодательстве о гражданстве выделяют наиболее общие ос­новы, или принципы российского гражданства, которые определяют суть отношении гражданства.

Рассмотрим сущность основных принципов российского гражданства.

1. Правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Фе­дерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религи­озной принадлежности.

2. Гражданство Российской Федерации единое.Оно является фе­деральным, единым для граждан, проживающих в любом из субъек­тов нашего государства. Единое гражданство в федеративном госу­дарстве способствует его суверенитету и целостности.

3. Гражданство Российской Федерации равное независимо от ос­нований его приобретения. Не имеет значения по своим правовым последствиям, стало ли лицо гражданином в порядке рождения, при­ема или по другим основаниям. В ряде стран основание приобретения гражданства имеет существенное значение (например, в США лишь гражданин по рождению может быть избран президентом страны).

4.Устойчивость гражданства.Проживание гражданина Россий­ской Федерации за пределами государства не прекращает его гражданства. За гражданами России, проживающими за ее границами,
сохраняется российское гражданство. В связи с расширяющимися международными контактами многие наши соотечественники рабо­тают за пределами страны (например, спортсмены, ученые и др.).
Это обстоятельство не влечет автоматического прекращения их российского гражданства. Устойчивость гражданства проявляется также в том, что заключение или расторжение брака с иностранцем, изменение гражданства супруга также не влечет автоматического изменения гражданства гражданина России. Гражданство детей (до 14 лет) следует гражданству родителей. Для приобретения или прекращениягражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство России ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Рос­сии он станет лицом без гражданства.

Читайте также:  16.01.2020. Новые правила регистрации транспортных средств с 1 января 2020 г

5. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. В советский период истории нашей страны законода­тельно была предусмотрена возможность лишения гражданства за антигосударственную деятельность. В настоящее время государство не может в одностороннем порядке разорвать данную правовую связь.

6. Граждане Российской Федерации могут иметь гражданство дру­гого государства (двойное гражданство).Гражданин России, имею­щий также иное гражданство, рассматривается нашим государством только как гражданин России, за исключением случаев, предусмот­ренных международным договором или федеральным законом. При­обретение гражданином России иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства России. Такой гражданин не может укло­няться от обязанностей или ответственности, предусмотренных для граждан России.

7. Принцип защиты и покровительства граждан России со стороны государства означает:

во-первых, то, что гражданин Российской Феде­рации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (в случае совершения гражданином России правонарушения за границей он будет привлекаться к ответственности по российским законам на территории Российской Федерации);

– во-вторых, то, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (помощь в эвакуации из районов стихийных бедствий и военных конфликтов в других странах и иные меры политического, экономического и военного характера).

8. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства,проживающими на территории России. Однако законодательство требует соблюдения определенных условий для желающих принять российское граждан­ство (например, проживание в течение 5 лет в России, наличие за­конного источника средств к существованию и др.). В ряде случаев в приеме в гражданство России может быть отказано, если лицо выс­тупает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создает угрозу безо­пасности государства.

Наличие данных принципов российского гражданства позволяет оценить данный институт как вполне соответствующий демократи­ческому характеру нашего государства.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» зак­репляет следующие основания приобретения и прекращения граж­данства Российской Федерации.

Основания приобретения гражданства Российской Федерации:

– если оба родителя или единственный родитель имеют российское гражданство (независимо от места рождения ребенка);

– если один родитель имеет гражданство РФ, а другой – лицо без гражданства или признан безвестно отсутствующим;

– если оба родителя иностранцы или лица без гражданства, ребенок родился на территории РФ и государство, гражданами которого являются его родители, не предоставляют ему гражданство;

– ребенок находится на территории РФ, родители его неизвестны (если не объявятся в течение 6 месяцев);

– один из родителей – гражданин РФ, другой – гражданин другого государства, но согласен, чтобы ребенок был признан гражданином РФ;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации:

В ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ если :

– проживают на территории РФ в течение 5 лет непрерывно (им разрешается выезжать за пределы России не более, чем на три месяца в течение одного года);

– соблюдают Конституцию РФ и законы РФ;

– имеют законный источник средств к существованию;

– владеют русским языком;

– обратились в полномочный орган иностранного государства об отказе от имеющегося у них иного гражданства (за исключением случаев, когда это предусмотрено международным договором, законом)

В некоторых случаях срок проживания на территории РФ может быть сокращен до 1 года :

– когда человек родился на территории РСФСР или в прошлом имел паспорт СССР;

– когда человек состоял в браке с гражданином РФ не менее 3-х лет;

– если у нетрудоспособного лица есть дееспособные дети, которым уже исполнилось 18 лет и имеют российское гражданство;

– у человека имеются высокие достижения в области науки, техники и культуры, он обладает важной для страны профессией или специальностью;

– человеку предоставляется политическое убежище или он признается беженцем.

УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК для:

– тех, у кого есть нетрудоспособные родители, имеющие гражданство РФ;

– тех, кто имел гражданство СССР, проживают или проживали в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданства этих государств;

– ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя.

Гражданство РФ понятие и принципы

При наличии указанного основания Президент РФ выносит главе субъекта РФ предупреждение в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в силу решения суда или опубликования указа Президента РФ о приостановлении действия регионального акта органа исполнительной власти. Если в течение месяца после вынесения предупреждения глава региона не устранит противоречие региональных актов исполнительной власти федеральному законодательству, Президент РФ отрешает его от должности. Указ Президента РФ об отрешении (равно как и о временном отстранении от исполнения обязанностей по представлению Генерального прокурора РФ в случае уголовного преследования главы региона) доводится до сведения законодательного органа субъекта РФ, а глава региона, полномочия которого прекращены или приостановлены, вправе обжаловать изданный указ в Верховный Суд РФ. Кроме того, Президент РФ вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта РФ от должности в связи с утратой доверия главы государства, а также за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (четкой процедуры для этих ситуаций нормативно не закреплено, и решение об отрешении принимается Президентом РФ по своему усмотрению). Несмотря на то что процедура отрешения от должности главы субъекта РФ значительно проще процедуры роспуска законодательного органа региона (по основанию, срокам, собственно процедурным моментам), она также пока ни в одном из субъектов РФ не применялась.

При этом инициатива о проведении референдума не может иметь место в период общероссийской избирательной кампании, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.

Процедура реализации инициативы граждан о проведении референдума существенно усложнилась по сравнению с прежним законом 1995 года. Указанная инициатива оформляется путем сбора подписей, который должна организовать инициативная группа, состоящая из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ (при этом каждая региональная подгруппа должна насчитывать не менее 100 участников референдума, проживающих на территории соответствующего субъекта РФ, и быть зарегистрирована в избирательной комиссии данного субъекта РФ); регистрацию инициативной группы и вопроса (формулы) референдума осуществляет Центральная избирательная комиссия РФ (общероссийская инициативная группа должна быть создана достаточно оперативно — срок со дня регистрации первой региональной подгруппы до дня обращения с ходатайством о регистрации в ЦИК не может превышать 2-х месяцев). При сборе подписей в поддержку инициативы проведения референдума должно соблюдаться правило — на один субъект РФ (равно как и на участников референдума, проживающих за пределами территории РФ) должно приходиться не более 50 тысяч подписей (следовательно, инициатива проведения референдума должна быть поддержана, как минимум в сорока российских регионах). На сбор подписей закон отводит 45 дней.

Изданию указа Президента РФ о назначении референдума должно предшествовать обязательное обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии инициативы проведения референдума Конституции РФ. И лишь в случае положительного заключения конституциооного суда Президент РФ назначает референдум. При этом голосование может быть назначено только на воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня опубликования указа, но не может быть совмещено с проведением выборов любого уровня (проведение же региональных и местных референдумов, как правило, совмещается с какими-либо, в том числе и общенациональными, выборами). Решение о назначении региональных и местных референдумов принимается, соответственно, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а при недостаточности правовой базы — Президентом РФ.

Решение по вопросу, выносимому на референдум, считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. При этом референдум считается состоявшимся в случае участия в нем более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

Решение, принятое на референдуме РФ, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ. Если для реализации решения, принятого на референдуме РФ, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме РФ, определить срок подготовки такого правового акта.

Процедурные вопросы, регламентирующие порядок проведения референдума (право на участие в референдуме, система и статус избирательных комиссий, организация голосования и пр.) во многом совпадают с соответствующими нормами, регламентирующими избирательное право и избирательный процесс.

Если проведение референдума финансируется только из средств соответствующего бюджета (федерального, регионального, местного), то на проведение выборов кроме бюджетных средств могут привлекаться и иные финансовые ресурсы. В частности, кандидаты и избирательные объединения, как правило, создают собственные избирательные фонды, в которых наряду с бюджетными аккумулируются собственные средства кандидата и избирательного объединения, а также добровольные пожертвования граждан и юридических лиц. При этом на внесение пожертвований на избирательную кампанию установлен ряд запретов. Такие пожертвования запрещены со стороны иностранных государств, юридических лиц и граждан, лиц без гражданства, несовершеннолетних граждан РФ, органов публичной власти, государственных и муниципальных учреждений и организаций, анонимных жертвователей и т. п. За подготовкой и проведением выборов и референдума установлен жесткий финансовый контроль со стороны государства.

Очевидно, что вопросы гражданской принадлежности к Российской Федерации находятся в компетенции самой РФ, ее законодательного органа и других государственных институтов, полномочных на принятие решений относительно гражданства. Законодательство относительно принципов российского гражданства достаточно обширно и включает в себя, как минимум, несколько нормативно-правовых актов. Безусловно, основой законодательства в данном случае является Конституция. В частности, согласно статье 6 Основного закона, российское гражданство является единым и равным, действует на всей территории РФ и позволяет его обладателю пользоваться всеми связанными с ним правами и свободами.

Кроме того, конституционные принципы определены в статьях 61 и 62, запрещающих экстрадицию и высылку россиян, а также разрешают проживать с российским паспортом за пределами России или даже с паспортом другой страны. Однако они носят лишь базовый характер, куда более детальная регламентация принципов гражданской принадлежности отражена в Законе «О гражданстве РФ». Основные принципы, в частности, закреплены в статье 4 данного нормативно-правового акта.

Однако и это далеко не все источники нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с гражданством. К их числу также стоит относить Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», некоторые другие федеральные законы, указы, издаваемые президентом, а также некоторые международные договоры (например, Конвенция ООН о сокращении безгражданства).

Первый и базовый принцип, вытекающий из пункта 1 статьи 4 Закона «О гражданстве РФ», запрещает дискриминацию в вопросах гражданской принадлежности. Сразу напомним о том, какой принцип определения гражданства действует в России: оно определяется по рождению, включая возможность получить паспорт в результате рождения на территории РФ или от родителей, где хотя бы один из них россиянин. Однако помимо приобретения его по рождению, российский индигенат (статус гражданина) также можно и приобрести, что и следует из данного принципа: каждый иностранец или апатрид может получить российский паспорт в установленном отечественным законодательством порядке.

Все, кто проживает на территории РФ, имеют право, но отнюдь не обязаны приобретать гражданскую принадлежность, что означает свободный характер гражданства РФ – никто не принуждается к его приобретению. Более того, право каждого на российский паспорт отнюдь не означает, что он предоставляется любому желающему.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *