Правовые аспекты банкротства физических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые аспекты банкротства физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Суд получив заявление о банкротстве, рассматривает данное заявление. По результатам рассмотрения заявления о признании гражданина банкротом суд выносит определение.Определение суда — это вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу. Суд выносит определение о реструктуризации долга или об отказе и дело прекращается. Вопрос о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризацииего долгов должен быть рассмотрен на заседании суда.

Процесс принятия заявления судом

Срок рассмотрения не ранее чем по истечении 15 дней и не позднее чем в течение 3 месяцев с даты принятия судом заявления о признании гражданина банкротом.

Суд при признает обоснованным заявления гражданина банкрота, если имеется одно из следующих условий:

-гражданин прекратил расчеты с кредиторами;

-просрочено более 10% совокупного долга;

-размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества;

-имеется определение судебного-пристава о невозможности взыскания долга.

Обязанности финансового управляющего

Относительно имущества должника финансовый управляющий обязан выявлять и обеспечивать сохранность имущества; проводить анализ финансового состояния гражданина; уведомлять кредиторов о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина;

Относительно кредиторов обязан: вести реестр требований кредиторов; созывать и (или) проводить собрания кредиторов; направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов.

Контроль действий должника. Финансовый управляющий обязан рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина.

Также он обязан выявлять признаки административного правонарушения и уголовного преступления в виде преднамеренного и фиктивного банкротства.

Осуществлять контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина; осуществлять контроль за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов.

Кто может подать заявление о банкротстве

Обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом ­может (п. 1 ст. 213.3 Закона № 127-ФЗ, п. 6 Постановления):

  • сам должник. К заявлению о признании себя банкротом он обязан приложить документы, которые перечислены в п. 3 ст. 213.4 Закона № 127-ФЗ (документы, подтверждающие задолженность, выписку из ЕГРИП, списки кредиторов и должников, опись имущества и копии ­правоустанавливающих документов и др.);
  • конкурсный кредитор (в том числе по требованиям о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей). При банкротстве предпринимателей конкурсными кредиторами обычно выступают контрагенты, перед которыми коммерсант имеет долг (в большинстве случаев такой долг должен быть подтвержден решением суда);
  • уполномоченный орган (например, налоговая инспекция).

При этом публиковать уведомление о намерении подать такое заявление не нужно (п. 7 Постановления). Эта процедура предусмотрена только при банкротстве компаний (п. 2.1 ст. 7 Закона № 127-ФЗ).

В п. 19 Постановления Пленум ВС РФ напомнил, что судебные расходы по делу о банкротстве (на уплату госпошлины, на опубликование различных сведений, на выплату вознаграждения финансовому управляющему) возмещаются за счет имущества должника. Причем возмещение происходит вне очереди (п. 1 ст. 59 Закона № 127-ФЗ).

Если должник обращается с заявлением о признании его банкротом, он обязан:

  • внести в депозит суда средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему (п. 4 ст. 213.4 Закона № 127-ФЗ). Оно составляет 10 000 руб. (п. 3 ст. 20.6 Закона № 127-ФЗ);
  • приложить к заявлению доказательства наличия имущества, достаточного для погашения расходов по делу.

В противном случае суд оставит заявление без движения (ст. 44 Закона № 127-ФЗ).

Если сумма долга менее 500 тысяч рублей

С того момента, когда начала действовать норма о банкротстве физических лиц, многие в стране решили, что начало процедуры возможно лишь при наличии совокупного долга от 500 тысяч рублей. Но, это не так. В 11-м пункте Пленумом ВС было дано напоминание о праве граждан на подачу заявления о банкротстве даже тогда, когда долги менее 500 тыс. рублей. Условие – их имущества точно не должно хватить для того, чтобы удовлетворить всех кредиторов.

«Я, если честно, удивлен множеству мнений юристов о том, что начать процедуру банкротства физического лица нельзя, если сумма долга менее 500 тысяч рублей, — поясняется Эдуардом Олевинским, руководителем правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры». — Это неправильно. Поэтому разъяснение пленума по данному вопросу очень важно для физических лиц, не обладающих достаточной квалификацией и не могущих верно интерпретировать нормы закона о праве самого гражданина на самостоятельное обращение с заявлением о своем банкротстве с суммой долга меньше 500 тысяч рублей».

С октября 2015 года в России вступил в силу закон о банкротстве граж­дан. Соответствующий закон принят Государственной Думой Российской Фе­дерации, проект которого был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации еще в 2010 г.

По замыслу Правительства РФ этот закон, который называется «О реаби­литационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника» должен избавить население от больших финансовых проблем, в том числе по невыплаченным банковским кредитам, которые как снежный ком увеличи­ваются из года в год.

Принятие данного закона ждали достаточно давно, а его обсуждение и рассмотрение сопровождалось значительным сопротивлением со стороны бан­ковского сообщества, теряющего в случае принятия законопроекта в первона­чальном виде значительные денежные средства.

Этим и можно объяснить, что к третьему чтению в Государственной Ду­ме, в законе появились положения, значительно ограничивающие возможности граждан объявить себя банкротами и положения, затрудняющие саму процеду­ру проведения банкротств граждан.

Чтобы гражданин мог объявить себя банкротом он должен направить за­явление в суд. При этом, такое заявление гражданин должен подать в суд, только тогда, когда он неспособен в полном объеме погасить имеющиеся у него задолженность или размер его задолженности перед кредиторами превышает 500 тыс. рублей. К соответствующему заявлению должник гражданин прикла­дывает документы, содержащие сведения о своих кредиторах, опись своего имущества, список совершенных им сделок в течение последних 3 лет, на сум­му превышающих 300 тыс. рублей, сведения о доходах, полученных за три го­да до подачи соответствующего заявления и ряд других документов.

Такое заявление в суд общей юрисдикции может и подать и кредитор должника, но только в том случае, если его требования к должнику составляют сумму не менее 500 тыс. рублей и они не исполнены гражданином в течение 3 месяцев.

Все эти заявления поступают в соответствующий арбитражный суд по месту жительства гражданина.

И здесь заключается одна из особенностей данного закона, поскольку ра­нее дела с участием граждан, не являющихся индивидуальными предпринима­телями, рассматривались судами общей юрисдикции.

Кроме того, согласно авторам закона, при рассмотрении дела о банкрот­стве гражданина теперь применяются только такие процедуры как: реструкту­ризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина и мировое со­глашение.

Читайте также:  08.02.2023 Выплаты ветеранам боевых действий — последние новости

Реструктуризация долгов представляет собой реабилитационную проце­дуру, применяемую для восстановления платежеспособности гражданина и по­гашения его задолженности в соответствии с планом реструктуризации.

По замыслам Правительства Российской Федерации при проведении ре­структуризации долгов, гражданин должен выплачивать из своего дохода де­нежные средства своим кредиторам в соответствии с утвержденным судом гра­фиком. При чем, такой план реструктуризации, может быть утвержден только в том случае, если гражданин имеет источник постоянного дохода, а также под­твердил отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершения пре­ступления в сфере экономики, не был признан банкротом в течение 5 лет пред­шествующих подаче заявления или в отношении него не вводилась реструкту­ризация имущества в течение последних 8 лет. Такой подход к определению критериев реструктуризации вызывает, по меньшей мере, удивление.

Во-первых, закон совсем не отвечает на вопрос о размере постоянного дохода гражданина. Совершенно очевидно, что размер доходов гражданина, должен обеспечивать как минимум существование его самого и членов его се­мьи, так и возможность погашения сумм задолженности кредиторам в течение трех лет проведения реструктуризации. Именно на такой срок вводится проце­дура реструктуризации долгов. Непонятно, также что будет с гражданином, ес­ли он потеряет постоянную работу или снизится размер его заработка.

Во-вторых, не понятно каким образом, непогашенная или неснятая суди­мость влияет на способность гражданина погашать свои обязательства перед кредиторами, ведь какой либо зависимости между непогашенной судимостью и доходами не существует. Фактически, это обстоятельство лишает данную кате­горию граждан применять реструктуризацию, даже если они имеют достаточ­ный для погашения своих долгов доход.

Другая процедура, применяемая при банкротстве граждан — это процеду­ра реализации имущества гражданина. Указанная процедура применяется су­дом, когда гражданин не способен производить соответствующие выплаты в рамках реструктуризации. В этом случае, все его имущество подлежит соответ­ствующей продаже. Процедура реализации имущества гражданина вводится на 6 месяцев.

И здесь заключается еще одна особенность данного закона, поскольку в законе о банкротстве еще существует процедура продажи имущества, которая называется — конкурсное производство.

Совершенного не понятно, зачем авторам закона о банкротстве граждан нужно было вводить новую процедуру банкротства. По целям и задачам как «конкурсное производство», так и «процедура реализации имущества гражда­нина» являются одинаковыми, оперируют одними теми же понятиями и норма­ми о продаже имущества.

Из текста закона о банкротстве граждан следует, что для проведения ука­занных выше процедур назначается финансовый управляющий. Финансовый управляющий назначается из числа арбитражных управляющих. Вознагражде­ние финансового управляющего состоит из фиксированной части, выплачивае­мой единовременно в размере 10 тыс. рублей и процентов, получаемых от сумм погашенных кредиторам в результате реструктуризации или продажи имуще­ства.

И здесь вызывает значительное удивление тот факт, что вознаграждение арбитражному управляющему, назначенному в качестве финансового управ­ляющего, выплачивается не ежемесячно, как при банкротстве юридических лиц, а единовременно по окончании соответствующих процедур банкротства.

При этом, сам размер вознаграждения арбитражного управляющего со­ставляет всего 10 тыс. рублей за процедуру банкротства гражданина, против 30 тыс. рублей в месяц при банкротстве юридического лица.

При одном и том же объеме выполняемых работ, совершаемых арбит­ражным управляющим действий и размере ответственности, его вознагражде­ние в процедурах банкротства граждан значительно (более чем в 10 раз) мень­ше, чем при банкротстве юридических лиц и делает экономически невыгодны­ми проведение арбитражным управляющим процедур банкротства граждан.

Одно только это обстоятельство, ставит большой вопрос на дальнейшей судьбе закона о банкротстве граждан. Закон как таковой есть, но с исполнением его возникает множество проблем. Поэтому Верховный Суд Российской Феде­рации попытался разъяснить общие вопросы по применению на практике но­вых положений о банкротстве граждан[7].

С 01.10.2015 вступил в силу Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкрот­стве)» в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ (далее — Закон о банкротст­ве). Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что начали действовать нормы, опосредующие процедуру реструктуризации задолженности граждан, не являющихся предпринимателями. Иными словами, введена в действие процедура банкротства физиче­ских лиц.

Внимание автора настоящего исследования при­влекло наличие в тексте Закона недостаточного коли­чества специальных положений касательно ответст­венности гражданина и кредиторов такого гражданина за злоупотребление своими правами при совершении действий, так или иначе связанных с процедурой бан­кротства, а также повлекших ее.

Изучив нормы, регулирующие процедуру банкротст­ва физических лиц-непредпринимателей в США, автор приходит к выводу о возможности усовершенствова­ния современного отечественного законодательства в части. Настоящая статья разделена на соответствую­щие подразделы, снабженные выводами в части предложений по реформированию законодательства.

Необходимо учитывать, что на федеральном уровне в США исследуемые правоотношения на сегодняшний день регулируются так называемым Банкротным Ко­дексом США. Актом 2005 года о пре­дотвращении злоупотреблений процедурой банкрот­ства и защите потребителей в BRA внесены существенные изменения в отношении вопросов злоупотребления правами в рамках проце­дуры банкротства.

Злоупотребление правом на обращение к процедуре банкротства в целях отсрочки исполнения обяза­тельств перед кредиторами.

В качестве последствий вынесения судом определе­ния о признании обоснованным заявления о призна­нии гражданина банкротом и введения реструктуриза­ции его долгов в России выделяется, в общем виде (ст. 213.11 Закона о банкротстве), нижеследующее:

-вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам;

-требования кредиторов по обязательствам, о при­знании права собственности, об истребовании имуще­ства, о признании недействительными сделок могут быть предъявлены только в порядке Закона о бан­кротстве; исковые заявления, не рассмотренные су­дом до даты введения реструктуризации, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения;

-прекращается начисления финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина;

-приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражда­нина.

Таким образом, подача заявления о признании граж­данина банкротом может рассматриваться в качестве предусмотренного законом способа отсрочки исполне­ния обязательств, что при неоднократном применении не может рассматриваться иначе как злоупотребление гражданином своими правами.

Аналогичные последствия процедуры банкротства граждан предусмотрены законами США.

Между тем, в США, условия, описанные выше, на­ступают для должника уже с момента подачи заявле­ния (а не признания обоснованным такового судом, как в РФ).

Следствием подачи заявления о признании банкро­том в США является так называемая автоматическая приостановка (automatic stay), влекущая последствия, о которых шла речь выше в отношении России (§362 BRA). По общему правилу, автоматическая приоста­новка действует на всем протяжении рассмотрения дела о банкротстве (§362(с)(2) BRA).

Однако BAPCPA в статье 302 предусмотрены по­следствия подачи повторных недобросовестных (bad faith) заявлений о признании банкротом. Уже сама по себе повторная подача заявления о признании бан­кротом в течение года с момента прекращения преды­дущего дела о банкротстве того же должника влечет окончание автоматической приостановки по истечению 30 дней с момента подачи последнего заявления о признании должника банкротом.

Лицо, заинтересованное в продолжении действия автоматической приостановки (очевидно, приостанов­ка, в первую очередь, вводится в интересах должника) должно доказать, что последнее из всех заявлений о признании банкротом было подано добросовестно, в интересах всех кредиторов.

В США действует презумпция недобросовестности (таким образом, бремя доказывания возлагается на заинтересованную сторону), соблюдаемая при одном из следующих условий:

-в течение года до момента подачи нового заявления о признании должника банкротом было рассмотрено более одного дела о банкротстве того же должника;

-производство по предыдущему делу было прекра­щено ввиду непоступления в требуемый законом срок в суд необходимых документов от должника, уклоне­ния должника от исполнения обязанностей, возложен­ных на него судом, от предоставления плана реструк­туризации на условиях, предложенных судом;

Читайте также:  Пособие по инвалидности — за что назначается, как получить

-к моменту подачи нового заявления в имуществен­ном положении должника не произошло существенных изменений в сравнении с имущественным положени­ем, существовавшим на момент рассмотрения преды­дущего дела. Кроме того, должны существовать обос­нованные сомнения в том, что дело о банкротстве бу­дет завершено признанием гражданина банкротом и освобождением от непогашенной задолженности, либо предоставлением и исполнением плана реструктури­зации задолженности.

Указанные обстоятельства, очевидно, могут быть уч­тены и в рамках отечественного законодательства для целей недопущения использования гражданами про­цедуры банкротства лишь как возможности отсрочить, либо рассрочить исполнение обязательств перед кре­диторами.

Соответствующие изменения надлежит предусмот­реть в рамках статьи 213.11 Закона о банкротстве («Последствия введения реструктуризации долгов гражданина») — в случае, если должник злоупотреблял своими правами ранее по признакам, изложенным выше, действующие последствия введения процедуры реструктуризации, предусмотренные статьей 213.11 Закона о банкротстве в текущей редакции наступать не будут. В таком случае соответствующие последст­вия наступят лишь, например, в случае предоставле­ния плана реструктуризации задолженности (ст. 213.12 Закона о банкротстве).

Категория «злоупотребление правом» для целей об­ращения взыскания на имущество, обращение взы­скание на которое недопустимо в соответствии с граж­данским процессуальным законодательством.

Из перечня имущества гражданина, на которое мо­жет быть обращено взыскание по правилам Закона о банкротстве, исключено имущество, на которое в со­ответствии с гражданским процессуальным законода­тельством такое взыскание не может быть обращено (п. 3 ст. 213.25 Закона о банкротстве).

В частности, к таким исключениям относится жилое помещение (его часть), если для гражданина- должника и членов его семьи, совместно проживаю­щих в таком помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания (абз. 2 ч. 1 ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Россий­ской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ).

Аналогичное правило содержится внесены дополнения в указан­ное правило. Согласно ст. 308 указанного нормативно­го акта, если в течение десятилетнего срока до подачи заявления о признании себя банкротом должник со­вершил действия по отчуждению имущества с целью причинить вред кредиторам (утаить имущество, на ко­торое может быть обращено взыскание, отсрочить ис­полнение обязательства и т.д.), стоимость такого имущества может быть возвращена в конкурсную мас­су за счет, в частности:

-недвижимого, либо движимого имущества, которое должник, либо его зависимые лица используют в каче­стве жилья;

-доли в обществе, которое владеет имуществом, ко­торое должник или его зависимые лица используют в качестве жилья.

Таким образом, кредиторы должника в США обла­дают дополнительными гарантиями реализации их прав на удовлетворение требований: посредством об­ращения взыскания на имущество (часть), на которое по общему правилу взыскание обращено быть не мо­жет, в случае неправомерных действий по отчуждению имущества со стороны такого должника.

Очевидно, использование правила о невозможности реализации единственного пригодного для прожива­ния гражданина должника, а также некоторого иного имущества, может иметь признаки злоупотребления правом. При установлении подобных признаков спра­ведливой мерой было бы обращение взыскания на та­кое имущество.

Суть реструктуризации

Реструктуризация дает возможность восстановить платежную дисциплину и рассчитаться с долгами на довольно выгодных условиях. Но для этого у заемщика должны быть возможности: хороший официальный доход, которого достаточно для возвращения к прежнему графику платежей за 3 года. При этом должны оставаться деньги «на жизнь» семьи. Поэтому на практике процедура реструктуризации применяется редко. Кроме того, при рассмотрении этого варианта нужно учитывать серьезные ограничения, которые накладываются на повседневную жизнь гражданина:

  • Заемщику запретят совершать сделки на сумму более 50 тыс. руб. без согласия финансового управляющего.
  • Кредиторы получат информацию о наличии ценного имущества и сделках с ним за последние годы.
  • В течение 5 лет после завершения процедуры необходимо будет уведомлять нового кредитора о прохождении процедуры реструктуризации долгов.
  • Максимальный срок реструктуризации — 36 месяцев.

Если Ваш долг находится у агентства ЭОС, то, возможно, сотрудничество с компанией окажется более выгодным, чем реструктуризация на таких условиях.

Ограничения в правах во время банкротства

Здесь возникают трудности в следующем:

  • на время процедуры закрыт доступ ко всем денежным операциям по счетам и картам, все банковские карты будут под контролем финансового управляющего;
  • физлицо более не распоряжается своим имуществом без одобрения управляющего: продать дом или купить машину, находясь в стадии банкротства, невозможно;
  • запрещаются все сделки отчуждения, дарения имущества в пользу родных;
  • банкрот обязан передать все банковские карты, пароли от «Личных кабинетов» онлайн-банков и электронных счетов арбитражному управляющему;
  • запрещен выезд за границу по усмотрению суда.

На что не стоит рассчитывать и почему не нужно хитрить

Часто должники ищут способы обойти закон или надеются, что АУ, которого они наймут, лояльно отнесется к анализу сделок и закроет глаза на подозрительные моменты. Объясним, почему это неправильная позиция:

  1. Если АУ не придаст значения сомнительным сделкам, оспаривания потребуют кредиторы. Они тоже нанимают юристов, которые тщательно исследуют финансовое положение заемщика и не упустят возможности вернуть деньги. К тому же для АУ намеренное игнорирование подозрительных сделок — риск получить претензию и самостоятельно выплачивать убытки. Ни один управляющий не пойдет на этот шаг.
  2. Если должник думает, что дальнейшая перепродажа имущества спасет от оспаривания сделки, это не так. Когда гражданин отчуждает родственнику/другу, к примеру, автомобиль, а тот перепродает машину третьему лицу, это не решает проблему. Последующие сделки будут оспорены, а покупатель должен вернуть деньги. У судьи сложится негативное мнение относительно должника и текущего дела о банкротстве.

Есть и другие распространенные способы, которыми «грешат» должники при подготовке к банкротству для исключения имущества из конкурсной массы:

  • Пишут расписку, что якобы взяли в долг у друга под залог имущества. Вовремя деньги не вернули, друг подал в суд и по судебному решению забрал имущество. АУ и суд понимают, что реальность такой сделки стремится к нулю, поскольку в обычной жизни друзья не дают в долг под расписку и с заключением договора залога. Суд будет детально допрашивать кредитора: откуда у него деньги на займ, как фиксировали передачу денег, почему оформили расписку и договор залога.
  • Передают собственность родственникам через раздел имущества, мировое соглашение и прочие цепочки. Но такие сделки не останутся без внимания АУ и, соответственно, не защищены от оспаривания. Вышестоящие судебные инстанции указывают на важность анализа таких цепочек для борьбы с фиктивным банкротством.
  • Расторгают брак с целью вывести из конкурсной массы совместное имущество, оставить супругу-должнику долги, а второму — ценные вещи. Исходя из судебной практики, делить имущество перед банкротством не имеет смысла. Развод накануне процедуры вызовет подозрение, суд отменит любые сделки, ухудшающие положение кредиторов.
  • Ни один грамотный юрист по банкротству не посоветует должнику шутить с законом по нескольким причинам:

    • вместо списания долгов, суд может привлечь к ответственности за фиктивное банкротство. В зависимости от тяжести преступления, предусмотрена административная или уголовная ответственность с наказанием до 6 лет тюрьмы;
    • при наличии оснований может быть отменен вывод имущества за пределами 3-летнего срока давности;
    • наличие сделок по передаче имущества — всегда риск попасть под подозрение АУ и суда, что повышает риск получить отказ в списании долгов.

    В интересах должника не прятать имущество и не заключать фиктивные сделки, а быть предельно честным и сотрудничать с АУ и судом для максимальной компенсации задолженности.

Читайте также:  Проект Дисциплинарнонго Устава ОВД РФ.

Инструкция по применению процедуры банкротства

Начиная с 2015 года с октября месяца, для физических лиц стало возможным инициировать признание себя финансово несостоятельным в связи с невозможностью выплачивать взятые на себя обязательства по кредитным договорам. До этого момента, процедура банкротства была доступна только для юридических лиц и ИП.

Согласно данным банков и кредитных организаций, в России активно оформляет займы примерно 30 миллионов человек и у половины возникают проблемы с погашением обязательств. По этой причине указанные 50 процентов заемщиков оформляют новые кредиты, чтобы иметь возможность погасить существующую ссуду.

Из-за кризиса многие финансовые организации, занимающиеся кредитованием населения, отказывают гражданам в выдаче ссуды, если только фамилия соискателя появляется в черных списках бюро кредитных историй. Сразу после вступления закона о банкротстве в силу больше 15 процентов должников, имеющих проблемные кредиты, сразу подали заявление на признание их несостоятельными в финансовом плане. Суд тщательно рассматривает предоставленные документа. Особенно внимательно будут просматривать бумаги тех физических лиц, которые используют процедуру банкротства, как попытку обмануть государство.

Что делать после определения подсудности

Образец того, как правильно написать заявление на признание банкротом, можно найти на любом юридическом портале. Далее шаблон заполняется и относится в суд, который и будет рассматривать документы и принимать решение. Но здесь несколько условий, когда физическое лицо имеет право на получение статусы финансово несостоятельного гражданина. Их всего два, но они обязательны:

  • Сумма, которую необходимо выплатить по всем обязательства должника должна превышать полмиллиона рублей;
  • Срок, который прошел с момента необходимости внесения регулярного платежа составляет три месяца.

Если должник внезапно умер, не погасив все долги по кредитным соглашениям, то в арбитражный суд подается заявление для признания такого человека банкротом следующими категориями лиц:

  • Кредитором, выдавшем займ;
  • Наследниками, после вступления в права;
  • Налоговой инспекцией.

Судебная практика по отказам в признании несостоятельности

Арбитражные суды обычно без проблем принимают заявления от должников и их кредиторов. Если не хватает документов, суд направляет заявителю запрос на донесение. Нередко их просят представить уже в процессе судебных заседаний.

Отказы же обычно бывают в таких ситуациях:

  1. Заявитель не внес деньги на депозит суда для оплаты вознаграждения арбитражному управляющему. Также отказ можно «схлопотать», если внести не полную сумму.
  2. Заявитель не приложил документы, которые подтверждают наличие долга. Или приложенные документы вызывают сомнения у суда.
  3. Заявитель не может доказать, что в состоянии оплатить судебные расходы. Также он не представил доказательств, что расходы будут оплачены третьими лицами.

Красноречивый пример — дело № А53-35204/2018 от 9 ноября 2018, рассмотренное в г. Ростов-на-Дону. Должнику отказали в признании банкротства, поскольку он так и не приложил документы:

  • квитанцию по оплате услуг финансового управляющего;
  • подтверждение способности нести финансовые расходы.

При этом у человека не было собственности, которую можно было бы продать в счет уплаты долга. Должник учел эти обстоятельства и приложил нужные свидетельства. Заявление было принято к рассмотрению.

Также интересным является дело № А58-10384/2018, которое рассматривалось в Якутске, потому что заявителем выступила Федеральная налоговая служба — а это редкость. Представители ФНС подали заявление о признании несостоятельности должника в Арбитражный суд и получили отказ. Причина — в стандартных недочетах, которые часто допускают государственные ведомства:

  • не внесли оплату для финансового управляющего;
  • не приложили все нужны документы.

Банкротство физлиц: подсудность и подведомственность

Поскольку понятие «подведомственности» ушло из АПК РФ, можно сказать что дела о банкротстве физических лиц находятся в компетенции арбитражных судов. Подробности — в статье «Банкротство физических лиц через арбитражный суд».

Исключением являются требования, заявленные к должнику в суде кредиторами или госорганами до вступления в силу закона № 154-ФЗ, которые могут быть рассмотрены вне дела о банкротстве в суде, куда они были поданы с соблюдением правил подведомственности и подсудности (п. 49 постановления № 45).

Что касается подсудности, то она определяется по месту регистрации гражданина-банкрота (см. определение ВС РФ от 20.06.2016 № 309-ЭС16-6342 по делу № А60-276/2016). В случаях, когда таковое кредиторам неизвестно, суд вправе запросить сведения о регистрации по месту жительства в паспортном столе. Если же гражданин снят с регистрационного учета, то дело подсудно суду по последнему известному месту жительства гражданина на территории России (п. 5 постановления № 45).

Процедура реструктуризации

В течение 10 дней с момента истечения двухмесячного срока после публикации сообщения о признании заявления о банкротстве обоснованным должник и его кредиторы вправе направить финансовому управляющему проект плана реструктуризации.

Проект направляется всем известным кредиторам должника. Если проект предложен кредитором, то к нему прилагается либо одобрение должника, либо его возражения (п. 27).

Проект плана реструктуризации выносится финансовым управляющим на рассмотрение первого собрания кредиторов. В пункте 28 Постановления Пленума № 45 указывается, что пропуск установленного 10-дневного срока на направление всем лицам проекта плана не препятствует его рассмотрению первым собранием кредиторов. Но только при условии, что он был направлен и получен ими до даты собрания с учетом времени, необходимого на ознакомление с материалами.

Для назначения судебного заседания об утверждении плана достаточно решения собрания кредиторов о его одобрении. Ходатайства не требуется. Тем не меннее арбитражный суд вправе утвердить план реструктуризации, не одобренный собранием кредиторов по ходатайству лица участвующего в деле (п. 29). Думаю, в этом случае суд оценивает доводы ходатайства и сам проект плана реструктуризации на предмет его реалистичности, соответствия требованию соблюдения баланса интересов в деле о банкротстве.

Но в любом случае для утверждения плана реструктуризации обязательно требуется одобрение должника, выраженное как письменно, так и устно в ходе судебного заседания. Утверждение плана без его согласия допустимо только в исключительном случае, если несогласие очевидно свидетельствует о злоупотреблении правом (п. 30).

В частности, на это может указывать по мнению Пленума настойчивое требование должником скорейшего завершения дела о банкротстве и, соответственно, освобождении от долгов, на фоне стабильно получаемой высокой заработной плате.

О недопустимости злоупотребления правом говорится и в пункте 31. План реструктуризации не утверждается, если он заведомо экономически необоснован и неисполним, не предусматривает для должника и его иждивенцев средств в размере прожиточного минимума, при его реализации будут нарушены права и законные интересы несовершеннолетних.

Максимальный срок реализации плана реструктуризации — три года. Этот срок предполагается достаточным для погашения должником своих обязательств перед кредиторами и восстановления платежеспособности (п. 33).

Пункт 34 Постановления Пленума содержит разъяснения касаемо цели процедуры реструктуризации. Ее достижением может считаться достижение такого финансового положения должника при котором он сможет в дальнейшем продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых на момент окончания процедуры реализации еще не наступил. Если план реструктуризации не способствует реализации этой цели, то суд должен отказать в его утверждении.

Результаты реализации утвержденного плана реструктуризации рассматриваются на заседании суда. В этом же заседании могут быть рассмотрены жалобы кредиторов на действия финансового управляющего и должника. Пленум разъясняется в п. 35, что является жалобой в рамках процедуры банкротства гражданина.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *