Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как зарегистрировать ООО самостоятельно в 2023 году — пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эта обязанность возложена на соответствующую инспекцию. Для них город условно делится на районы, для каждого из них выделен свой офис. Проще всего определить, какое именно отделение поможет в открытии предпринимательства, через специальный сервис от федеральной налоговой службы. Там достаточно будет ввести свой город и улицу, чтобы он выдал адрес ближайшего ФНС. Найти его можно, даже если просто спросить в поисковой строке. Обычно ближайшая будет именно той, что нужна.
ФНС откажет в регистрации ООО, если:
- Один из учредителей является государственным служащим: чиновник, военнослужащий, нотариус, судья, полицейский, работник прокуратуры или ФСБ.
- Учредитель не достиг 18 летнего возраста. Правда в некоторых случаях это можно будет сделать если:
- Если он состояит в браке, который является основанием считать его полностью дееспособным;
- Есть судебное решение о признании вас дееспособным.
- Один из учредителей или руководитель дисквалифицирован решением суда и не может заниматься бизнесом;
- ФНС посчитает адрес регистрации общества адресом массовой регистрации юридических лиц или недостоверным;
- Неправильно выбрано название ООО (содержит запрещённые слова, противоречит нормам морали и т.д.);
- Самые частые причины отказа в регистрации ИП связаны с ошибками в документах или их некомплектностью.
После подготовки необходимых документов, вам нужно подписать их следующим образом:
Подписываемый документ | Кто и как должен подписывать |
---|---|
Заявление на регистрацию юридического лица | Единственный учредитель либо каждый учредитель на своем листе (непосредственно в налоговой инспекции или при заверке у нотариуса) |
Решение единственного учредителя | Единственный учредитель |
Протокол собрания учредителей | Каждый учредитель |
Договор об учреждении ООО | |
Устав ООО | Не подписывается |
Квитанция госпошлины за регистрацию ООО | Единственный учредитель либо учредитель, которому в протоколе собрания учредителей поручено осуществить регистрационные действия |
Гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса | Собственник квартиры (при регистрации фирмы на домашний адрес) либо арендодатель (при регистрации компании на арендуемое помещение) |
Заявление о переходе на УСН или ЕСХН | Единственный учредитель либо учредитель, которому в протоколе собрания учредителей поручено осуществить регистрационные действия |
Ранее все документы объемом более одного листа сшивались. Прошивать документы для регистрации юрлица стало необязательно (письмо ФНС от 25.09.2013 N СА-3-14/3512). Тем не менее крайне желательно, чтобы подготовленные бумаги были скреплены хотя бы степлером, скрепками и т.п. (особенно это касается устава, так как в ИФНС могут нарушить порядок следования страниц).
Стоит отметить, что для ИП учитывается место жительства будущего владельца, а для других видов собственности это местоположение — юридический адрес фирмы.
Это деятельность по внесению изменений в государственный реестр. Они меняют данные, когда требуется создать новое ООО, изменить его, реорганизовать, ликвидировать или провести другие действия в отношении ОАО, ИП и иных предприятий. Когда они прекращают свою деятельность, то вносятся соответствующие сведения.
Для каждого из указанных выше действий есть отдельный регламент, который прописывается порядок, сроки и определенный пакет документов — один для регистрации юридического лица, другой для его ликвидации и так далее. Там же прописан срок, в течение которого госорган должен дать ответ и выдать подтверждение правомерного статуса или обоснованный отказ.
Шаг 8. Подготавливаем устав ООО
Устав ООО регулирует основные вопросы создания и деятельности организации. Как правило, типовой устав содержит следующие разделы:
- полное и сокращенное фирменное наименование общества;
- место нахождения общества;
- сведения о составе и компетенции органов общества;
- размер уставного капитала;
- права и обязанности участников общества;
- порядок действий при выходе участника из общества;
- порядок перехода доли или части доли в уставном капитале к другому лицу;
- порядок хранения документов общества;
- порядок предоставления обществом информации.
Благодаря опыту, накопленному за годы работы, и высокой квалификации наших специалистов, мы предлагаем клиентам комплексное, эффективное решение всех юридических проблем.
С момента Вашего обращения в Компанию ЦБ Регистр все вопросы, связанные с регистрацией АО, ПАО, акционерного общества, публичного акционерного общества, а также регистрацией выпусков ценных бумаг берет на себя Ваш Персональный менеджер.
Ваш Персональный менеджер решит поставленные Вами задачи оперативно, конфиденциально и с особым вниманием.
При его поддержке практически любой вопрос вы сможете решить без личной встречи — по телефону, факсу и через Интернет. По вашему желанию персональный менеджер может приехать к Вам в офис или организовать встречу в офисе компании.
Наша задача – сделать сотрудничество максимально эффективным; мы верим, что только индивидуальный подход и высокий профессионализм обеспечат положительный результат вне зависимости от сложности поставленных задач.
Учреждение и регистрация ЗАО, ОАО (акционерного общества)
Акционерное общество (АО, ПАО) считается созданным с момента его государственной регистрации.
Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Можно выделить несколько этапов процесса учреждения акционерного общества.
Этап первый — заключение договора о создании акционерного общества. Учредители заключают между собой письменный договор о создании общества, в котором определяется порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества. Этот договор не относится к учредительным документам общества. Единственным учредительным документом акционерного общества является его устав. Требования устава обязательны для исполнения всеми органами акционерного общества и его акционерами.
Этап второй — проведение учредительного собрания. Решение об учреждении акционерного общества принимается учредительным собранием, а в случае учреждения акционерного общества одним лицом решение принимается этим лицом единолично.
Этап третий — государственная регистрация акционерного общества – АО или ПАО.
Решение о государственной регистрации АО или ПАО, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации акционерного признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.
Для осуществления своей предпринимательской деятельности акционерное общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами в соответствии с законодательством РФ.
Также акционерное общество вправе иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации. Таким образом новая редакция ГК отменила необходимость обязательно иметь печать юридическим лицам.
Акционерное общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.
Создание юридических лиц: способы и порядок. Государственная регистрация юридических лиц
Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц:
- Явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным), он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица.
- Разрешительный порядок (связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота, например, в таком порядке создаются коммерческие банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств).
Некоторые авторы также выделяют распорядительный способ создания юридического лица (см., напр., Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. – 511 с.
С.130.). Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.
С выделением указанного способа создания юридического лица вряд ли можно согласиться, так как отграничение явочно-нормативного и разрешительного способов осуществляется по критерию необходимости получения предварительного разрешения органов публичной власти, а распорядительный способ выделяется на основании наличия (либо отсутствия) внутреннего распоряжения учредителя.
В качестве учредителей юридического лица могут выступать:
- их первоначальные участники (члены) (например, в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях);
- собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений);
- иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).
Всякое юридическое лицо (в отличие от гражданина) возникает в результате осуществления юридических процедур, общий смысл которых сводится к двум основным этапам.
Государственная регистрация юридического лица
Государственная регистрация — это заключительный этап создания юридического лица.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» был принят Государственной Думой 13 июля 2001 г., одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 г., подписан Президентом РФ 8 августа 2001 г. и вступил в силу 1 июля 2002 г.
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц (далее — государственный реестр).
Государственная регистрация юридических лиц (далее — государственная регистрация) — акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Гражданский кодекс РФ предусмотрел государственную регистрацию юридического лица (ст. 51) , при этом Кодекс и Закон о его введении (ст. 8) указывают на то, что порядок такой регистрации должен определяться специальным федеральным законом.
Оплата государственной пошлины
Комментируемой статьей установлено, что за совершение действий по государственной регистрации взимается государственная пошлина. Данная норма носит отсылочный характер и подлежит применению в корреспонденции с положениями законодательства о налогах и сборах. Первый шаг к установлению единообразия во взимании пошлин и сборов за государственную регистрацию юридических лиц сделан в Законе от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ, в соответствии с п. 18 ст. 2 которого в Закон о государственной пошлине внесены следующие изменения:
регистрация юридических лиц, в том числе регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, отнесена теперь к объектам взимания государственной пошлины (ст. 3 Закона о государственной пошлине);
установлена единая ставка государственной пошлины за регистрацию юридических лиц и регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, в размере 2000 руб.;
п. 7 ст. 5 Закона о государственной пошлине определен исчерпывающий перечень субъектов, освобожденных от уплаты пошлины за регистрацию юридических лиц, в который входят: органы государственной власти; органы местного самоуправления; профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц, в том числе при государственной регистрации изменений, вносимых в их учредительные документы;
Законом о государственной пошлине установлено, что пошлина за регистрацию юридических лиц уплачивается до подачи соответствующего заявления (пп. 10 п. 2 ст. 6) и подлежит зачислению в федеральный бюджет (п. 3 ст. 6).
Данная статья является практическим воплощением концепции рассматриваемого Закона, направленного на упрощение процедуры государственной регистрации юридических лиц. Она содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации.
Для отдельных юридических лиц установлен специальный порядок государственной регистрации (см. ст. 10 и комментарий к ней), в том числе иной перечень документов, представляемых для государственной регистрации.
Какие документы можно хранить в личном деле с согласия сотрудника
Отвечая на вопрос, что должно храниться в личном деле сотрудника в 2020 году, стоит упомянуть и медицинские книжки работников, которые некоторые работодатели хранят в ЛД. Действительно, если должность сотрудника предполагает его контакт с пищевыми продуктами, детьми или же, например, медикаментами – наниматель, согласно действующему законодательству, имеет право потребовать этот документ. Однако, его хранение становится возможным исключительно после получения от работника согласия на обработку его персональных данных.
Это же правило касается и следующих документов:
- аттестационных листов;
- дипломов, справок и других бумаг об образовании;
- справок об отсутствии судимости или её наличии;
- документов о повышении квалификации;
- характеристик с образовательных заведений, а также прошлых мест работы.
Напомним также, что трудовые книжки работников необходимо хранить отдельно от остальной кадровой документации. В большинстве фирм для этого используются надёжные сейфы, доступ к которым имеют только кадровики.
Формирование личных дел сотрудников в 2022 году
Ни в Трудовом кодексе, ни в других нормативных актах Российской Федерации не содержится обязательного требования вести кадровую документацию исключительно с помощью личных дел, заводимых на каждого сотрудника. Поэтому такое оформление данных о персонале вовсе не является обязательным или даже рекомендованным.
ВАЖНО! Законами РФ для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей ведение личных дел на своих сотрудников не запрещается.
Если руководство организации или ИП приняли решение ввести у себя обязательность заполнения личных дел, это надо закрепить в учетной политике, прописав процедуру во внутренних нормативных актах. Как правило, делопроизводители не «изобретают велосипед», а пользуются регламентом, разработанным для государственных служащих.
Несмотря на то что никакие требования не определяют и не ограничивают состав личного дела и порядок его ведения, практика этой отрасли делопроизводства показывает несомненное удобство для руководителя этой формы хранения личной информации. Именно по этой причине повсеместная распространенность личных дел в кадровой службе сформировала миф об их обязательности.
Положительный эффект от внедрения личного учета кадров очевиден:
- своевременный учет всей документации о сотруднике;
- отслеживание карьерной динамики;
- учет данных о возможных полагающихся льготах;
- оценка перспектив профессионального роста;
- сохранность и упорядоченность личной документации;
- оперативный доступ ко всей совокупности кадровой информации.
Однозначно можно ответить на этот вопрос только в отношении государственных служащих: на всех, поскольку того требует закон.
Поскольку для частных предпринимателей ведение личных дел не обязательно, они сами могут решать, на каких сотрудников вести эту документацию, а какие могут обойтись и без такого подробного кадрового учета. Часть руководителей, практикующих эту систему, предпочитает вести личный учет на весь персонал, чтобы систематизировать данные на каждого сотрудника. Но некоторые в целях экономии времени организовывают ведение личных дел только на некоторые категории сотрудников.
На сотрудников каких должностей обычно заводят личные дела:
- руководящее звено;
- заместители руководителей разных уровней;
- ключевые специалисты;
- сотрудники, несущие материальную ответственность;
- кадровый резерв и др.
К СВЕДЕНИЮ! На таких сотрудников целесообразно завести личное дело вне зависимости от формы и времени его трудоустройства – по совместительству или на основной работе он трудится, по срочному трудовому договору или на постоянной основе.
Реже обеспечиваются личными делами должности, для которых не предусмотрены образовательные, квалификационные или другие специальные требования, например, уборщица, вахтер, дворник и т.п.
Как правило, впервые личное дело заводится на сотрудника после подписания приказа о его трудоустройстве и его ознакомления с этим приказом.
Личное дело ведется, пополняется документацией, обновляется в течение всего времени работы сотрудника на данного работодателя. В отличие от личных дел на государственной службе, у частных предпринимателей не принято предавать личные дела при смене рабочего места. Актуальность личного дела длится до его передачи в архив вследствие увольнения сотрудника.
Корректное оформление личных дел существенно облегчает работу с кадровой документацией. Практика выработала ряд рекомендаций относительно эффективного формирования личных дел:
- Документы собираются под одной обложкой, чаще всего это папка, реже просто файл или скоросшиватель. Для каждого сотрудника они должны быть отдельными.
- Нецелесообразно формировать дела толще 4 см.
- Документы для постоянного хранения не должны быть смешаны с временными документами.
- В личном деле могут быть как оригиналы документов, так и их заверенные копии.
- Важные документы постоянного хранения для личного дела предпочтительнее заменить копиями.
- В рамках одного личного дела не принято хранить по несколько экземпляров одного и того же документа.
- Если документ предусматривает приложения, их нужно хранить вместе с соответствующими бумагами.
- Документы в деле должны располагаться по хронологическому принципу, то есть по мере их возникновения.
ПОМНИТЕ! Архивы принимают на хранение личные дела только в картонных папках. Скоросшиватели и файлы для этой цели неприемлемы, они могут быть только для внутреннего использования.
Личное дело представляет собой совокупность большого количества документов, что диктует обязательность какого-либо способа легкого поиска нужной информации. Принято систематизировать сведения из личного дела на титульном листе (обложке). Удобно пользоваться требованиями к оформлению обложки, которые остались неизменными с 17.07.1972 года (ГОСТ17914-72):
- сверху оставляется место для будущего архивного штампа;
- сверху по центру располагается полное и сокращенное наименование организации;
- ниже указывается структурное подразделение (нужно оставить несколько строк для отражения информации о возможной перемене отдела);
- номер дела (по номенклатуре, принятой в фирме);
- фамилия, имя и отчество сотрудника, на которого заводится дело;
- правый нижний угол несет информацию о сроках ведения дела: дате открытия, то есть дня приема на работу, и дате закрытия (приказа об увольнении);
- здесь же пишется количество листов в деле на момент описи;
- срок хранения дела.
Документы личного дела отражают трудовые отношения работника и работодателя. Эти документы выполняют функцию доказательства в спорных случаях, подтверждают законность действий работодателя, а также защищают социальные (в т.ч. пенсионные) права работника.
Порядок создания юридических лиц (шпаргалка)
В процессе образования организации выделено несколько этапов:
- Первая стадия. В ходе нее определяется состав учредителей и проводится общее их собрание.
- Вторая стадия. На этом этапе выбирается организационно-правовая форма.
- Третья стадия. В ходе нее оформляются учредительные документы.
- Четвертая стадия. Она предполагает разработку наименования организации.
- Пятая стадия. На этом этапе определяется место, где будет находиться организация.
- Шестая стадия. В ходе нее формируется складочный (уставной) капитал, паевый фонд.
- На седьмом этапе осуществляется государственная регистрация.
Реорганизация юридических лиц
В процессе хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость в изменении выбранной ранее организационно-правовой формы предприятия либо в проведении иных преобразований, затрагивающих объем правоспособности субъекта и влияющих на его взаимоотношения с другими субъектами предпринимательской деятельности.
Такое изменение осуществляется путем реорганизации, т. е. изменения правового статуса субъекта, при котором объем принадлежащих ему прав и обязанностей изменяется либо переходит к другим лицам (правопреемникам).
Реорганизация может проходить добровольно, т. е. на основании решения органов управления, и принудительно, т. е. по решению уполномоченного государственного органа (например, антимонопольного) или по решению суда.
Законодательство предусматривает пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.
Слияние представляет собой объединение двух или нескольких юридических лиц в единую организацию. Все ранее действующие организации прекращают свое существование. Вновь созданная организация становится правопреемником каждого из вошедших в нее юридических лиц.
Присоединение означает, что прекращается лишь деятельность присоединяемого субъекта. Присоединяющее юридическое лицо увеличивает свои активы за счет имущества присоединяемого и становится его право пр еемником.
Разделение предполагает создание вместо одного субъекта двух или более других. При этом деятельность разделяемой организации прекращается. Вопрос о правопреемстве в данном случае решается на основании договора между вновь созданными лицами. Как правило, правопреемником становится одна из созданных организаций.
Выделение — единственный способ реорганизации, при котором не происходит прекращения ранее существовавшего субъекта. Образуется еще одно юридическое лицо, которому передается часть активов организации. Вопрос о правопреемстве между ними решается соглашением сторон.
При преобразовании ранее существовавшая организация прекращает свое существование, а вместо нее возникает организация в иной организационно-правовой форме.
Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. На регистрацию в зависимости от способа реорганизации представляется передаточный акт или разделительный баланс. Этот документ должен быть утвержден учредителями юридического лица либо органом, принявшим решение о реорганизации. Кроме того, в нем должны содержаться сведения о правопреемнике по всем обязательствам реорганизованного лица.
Ликвидация юридических лиц Ликвидация — такой способ прекращения юридического лица, при котором правопреемство не возникает. Ликвидация также может производиться в добровольном и принудительном порядке. Гражданское законодательство содержит примерный перечень оснований ликвидации юридических лиц. К ним относятся: истечение срока, на который создавалась организация; достижение целей, поставленных в учредительных документах; признание недействительной регистрации юридического лица.
Принудительная ликвидация осуществляется в судебном порядке по требованию уполномоченных государственных органов, на основании нарушения положений учредительных документов, осуществления деятельности без лицензии, грубого нарушения законодательства, несостоятельности (банкротства) юридического лица и т. п.
Что изменилось в структуре ПФХД: таблица
Новая форма, введенная в действие с 01.01.2020 |
Прежняя форма, действующая до 31.12.2019 |
---|---|
— |
Текстовая (описательная) часть |
— |
Таблица 1. Показатели финансового состояния учреждения (подразделения) |
Раздел 1. Поступления и выплаты |
Таблица 2. Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения) |
Раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг |
Таблица 2.1. Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения) |
— |
Таблица 3. Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения) |
— |
Таблица 4. Справочная информация |
Обоснования (расчеты) плановых показателей по поступлениям |
— |
Обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам |
Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам |
Управление текущей деятельностью общества и решение всех иных вопросов, не отнесенных к компетенции общего собрания участников и совета директоров общества, как правило, осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Единоличный исполнительный орган общества действует от имени общества, представляет его интересы и совершает сделки. Единоличный исполнительный орган общества обычно называется генеральным директором. Вместе с тем, уставом общества может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга.
Единоличный исполнительный орган избирается общим собранием участников или советом директоров общества и действует от имени общества непосредственно на основании закона, без специальной доверенности. Полномочия исполнительного органа могут быть ограничены уставом. Однако необходимо обратить внимание на правовые последствия сделки, совершенной исполнительным органом с нарушением пределов его компетенции – такая сделка может быть признана судом недействительной по иску общества лишь в том случае, если общество докажет, что другая сторона сделки знала или должна была знать об ограничениях полномочий исполнительного органа. В случае, если действия исполнительного органа нанесли ущерб обществу, участники имеют право предъявить ему иск о возмещении убытков.
Уставом общества может быть предусмотрено формирование коллегиального исполнительного органа общества (правление, дирекция), возглавляемого лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа. Члены коллегиального исполнительного органа вправе участвовать в принятии решений в рамках компетенции коллегиального исполнительного органа, установленной уставом, однако не могут представлять интересы общества в отношениях с третьими лицами без доверенности.
Следует учитывать, что как лица, исполняющие функции единоличного исполнительного органа, так и члены коллегиального исполнительного органа, признаются работниками общества, поэтому на них распространяются требования трудового и миграционного законодательства. В связи с этим назначение иностранного гражданина на указанные должности требует получения разрешения на работу и выполнения иных формальностей.