Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как с 11.02.2023 заполнять платежные поручения по налогам и взносам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предположим, что вам нужно перечислить платеж, который не входит в состав ЕНП, но которые администрирует ИФНС (например, НДФЛ с выплат иностранцам с патентом). Тогда обращайте внимание на заполнение этих полей.
Итоговая шпаргалка (пямятка)
Поле | Платежка по ЕНП | Платежка вместо уведомления о начислениях | Платежки не на ЕНС |
Плательщик (поле 8) | Краткое наименование организации или обособленного подразделения; Ф.И.О предпринимателя |
||
КПП плательщика (поле 102) | У российских организаций – «0», но допустимо указать КПП плательщика. У ИП – «0» | КПП, присвоенный инспекцией, куда организация платит налоги, сборы или взносы. У ИП – «0» | |
Статус плательщика (поле 101) | 01 | 02 | 01 |
КБК (поле 104) | КБК ЕНП – 18201061201010000510 | КБК налога, сбора или взносов | КБК налога или сбора |
ОКТМО (поле 105) | 0, но допустимо указать ОКТМО территории, куда по НК зачисляется платеж | ОКТМО территории, куда по НК зачисляется платеж | |
Основание платежа (поле 106) | |||
Налоговый период (поле 107) | Период, за который перечисляете налог или взносы | ||
Номер документа-основания платежа (поле 108) | |||
Дата документа-основания платежа (поле 109) |
Почему важно привлечь иностранные инвестиции?
Сегодня ставки по кредитам из-за финансового кризиса и увеличения ставки рефинансирования выросли настолько, что даже получение кредита нивелирует потенциальную прибыль. Увеличение ставки по кредитам ведет к тому, что компании не могут заложить в сметах нужную рентабельность.
Например, в строительной отрасли во втором квартале 2015 г. наблюдалось ухудшение ситуации с обеспеченностью строительных организаций кредитными и заемными финансовыми средствами (по сравнению с предшествующим кварталом). Баланс оценки изменения показателя снизился на 4 п. п. и составил –11 %.
Недостаточный спрос на продукцию, низкая платежеспособность заказчиков и высокие ставки по кредитам в коммерческих банках не способствовали повышению инвестиционной активности организаций. Среди строительных компаний с различной численностью занятых наиболее активно осуществляли инвестиционную деятельность крупные фирмы (90 %), малых организаций было значительно меньше (61 %).
За рубежом кредиты и займы достаточно дешевые. Правда, получить их в европейских странах сложно, поэтому многие компании обращаются к азиатским инвесторам (Китай, Сингапур).
Для любой компании привлечение иностранных инвестиций можно рассматривать с нескольких позиций:
- получение статуса международной компании;
- получение дополнительных средств на развитие;
- возможность создания холдинговой структуры и расширения географии бизнеса;
- получение гарантий со стороны иностранных инвесторов в отношении российских кредиторов.
Оценка юридической стратегии привлечения инвестиций
Необходимо представить инвестору правовые аспекты привлечения инвестиций.
1. Продажа акций компании. При использовании данной стратегии важно понять, какую долю компании-учредители готовы продать для привлечения инвестиций.
Согласно ст. 93 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) переход доли или части доли участника общества в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу допускается на основании сделки или в порядке правопреемства либо на ином законном основании. Важно, чтобы все участники общества были готовы на отчуждение доли иностранному инвестору, ведь они пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества.
Порядок осуществления преимущественного права и срок, в течение которого участники общества могут воспользоваться указанным правом, определяются законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества. Уставом общества также может быть предусмотрено преимущественное право покупки обществом доли или части доли участника общества, если другие участники общества не использовали свое преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества.
Публичные и непубличные общества вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и осуществлять свободную продажу акций с учетом требований правовых актов Российской Федерации (Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах»).
2. Привлечение займов и кредитов. Привлечение займов и кредитов позволяет при сохранении доли владения компанией получить дополнительные инвестиции и открыть новые проекты и направления деятельности. Плюсом такой схемы является возможность сохранения контроля над компанией, минусом — необходимость выплаты процентов.
Обратите внимание
Предоставляя целевое финансирование, иностранные инвесторы часто прописывают в договоре специальные условия в отношении достижения объемов производства или продаж. В связи с этим необходимо внимательно изучать все пункты договора.
В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Предметом договора займа может быть иностранная валюта (п. 2 ст. 807 ГК РФ). Займы в иностранной валюте также имеют свои особенности. Поскольку контрагентом организации является нерезидент России, валютные операции, связанные с исполнением договора займа, осуществляются без ограничений (подп. «б» п. 7 ст. 1, ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения прибыли пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода (расхода) (п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 Налогового кодекса РФ; далее — НК РФ).
В силу положений подп. 7 п. 4 ст. 271, подп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ датой признания доходов и расходов в виде курсовых разниц по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, является последнее число текущего месяца.
Из приведенных норм можно сделать вывод: пересчет обязательств по займу, выраженных в иностранной валюте, и признание доходов и расходов в виде курсовых разниц следует производить ежемесячно.
3. Создание новой компании. Часто инвесторы предлагают создать совместное предприятие для целей реализации нового инвестиционного проекта. Порядок создания такого предприятия определяется сторонами. Российская компания может внести НИОКР, свой бренд и имущество, иностранный инвестор — денежные средства. Создание такой компании можно показать схематично (рис. 2).
Распределение регистрирующих функций между государственными органами
Регистрацию осуществляют различные государственные органы, одним из которых является Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ (ГРП). Согласно Уставу, утвержденному Приказом Минюста РФ N 192 от 29 декабря 1998 г. , ГРП при Минюсте РФ осуществляет государственную регистрацию:
Российская газета. 1999. 21 января.
- коммерческих организаций с иностранными инвестициями (независимо от их объема) в нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслях;
- организаций, в которых объем иностранных инвестиций в уставном капитале превышает 100 тыс. рублей;
- изменений в учредительные документы организаций, зарегистрированных в субъектах РФ, объем иностранных инвестиций в которых превышает 100 тыс. рублей;
- ликвидации и исключения из госреестра организаций, зарегистрированных ГРП;
- филиалов иностранных компаний;
- аккредитации представительств иностранных компаний.
Наша помощь в создании компаний в России с иностранным капиталом
Услуга регистрации компаний в России иностранными юр- и физлицами требуется:
- иностранным планирующим свой бизнес в России;
- российским бизнесменам, зарегистрировавшим компанию заграницей и теперь планирующим ее использовать в создании отечественного юрлица.
Использование иностранных компаний предусматривает изучение значительных объемом информации, без которых сложно наладить эффективную деятельность. Речь идет о:
- налоговом законодательстве России и других стран;
- условий использования договоров об избежании двойного налогообложения;
- налоговом резидентстве и КИК.
Обратившись к нам за консультацией, вы получите всестороннюю юридическую поддержку от профессиональных юристов с большим опытом в создании международных бизнес-моделей.
Процедура регистрации компании (ООО, ОА) в России иностранным инвестором с нашей помощью осуществляется следующим образом:
- Юридическая консультация о создании и работе компании в РФ. На данном этапе согласовываются учредительными документы, осуществляется подбор оптимальной системы налогообложения и обговариваются организационные задачи.
- Подача документов в налоговую службу для непосредственной регистрации компании с иностранными инвестициями.
- Коммуникации с налоговой и открытие счета в банке.
Основные задачи СП в России
Любое объединение усилий подразумевает стремление расширить рынки сбыта собственной или иностранной продукции. Если российскому производителю не хватает оборотных средств для внедрения инноваций, но есть интерес к этому со стороны иностранных компаний, тогда речь идет об участии зарубежного капитала в поддержании отечественного производителя.
Однако чаще происходит обратная ситуация, что характерно для предприятий с иностранными инвестициями. Российские предприниматели готовы продвигать продукцию более именитого бренда, и приглашают иностранцев в компаньоны. Таким образом оптимизируются расходы сразу на несколько моментов:
- освоение новых рынков и регионов;
- производство становится более выгодным в плане налогообложения и таможенных сборов;
- создание рабочих мест;
- привлечение и освоение новых технологий.
Особенностью продвижения продукции СП можно считать то, что маркетинг на предприятиях с привлечением иностранных инвестиций обычно подчинен общей концепции зарубежного владельца.
Принципы регулирования инвестиций в РФ
Правовая доктрина и анализ правоприменительной практики позволяют выделить три главных принципа, на основании которых осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций:
- безусловно, основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является национальное законодательство. Регулирование капиталовложений осуществляется исключительно на федеральном уровне;
- безальтернативное действие национального правового режима, регламентирующее обязательное уравнивание в правах отечественных и иностранных инвесторов, за исключением стимулирующих или ограничительных изъятий. Такие особенности правового регулирования могут быть установлены федеральным законодательством, но в целом равноправие гарантируется всем инвесторам, независимо от национальности;
- необходимость соблюдения отечественной нормативной базой норм международных договоров и международного законодательства.
ПРЕДПРИЯТИЯ, ПОЛНОСТЬЮ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРАМ
Как правило, в соответствии с законодательством большинства стран на их территориях могут создаваться и функционировать предприятия, на 100% принадлежащие иностранным юридическим или физическим лицам. Эти предприятия регистрируются как юридические лица страны базирования. Не является исключением и Россия.
Организация и деятельность компаний, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, но зарегистрированных по российскому законодательству, определяются законодательством нашей страны, которое устанавливает порядок регистрации компаний, их правовое положение, уровень налогообложения, ограничения по приобретению пакетов акций в отдельных отраслях, порядок перевода прибылей, подчинение трудовому законодательству.
Эти компании вынуждены практически “врастать” в экономику страны базирования. Они не могут избежать взаимоотношений с российской кредитно-банковской системой, налоговыми органами, с национальными поставщиками энергоресурсов и т.д.
Если говорить о преимуществах данной организационной формы ведения международного бизнеса, то следует отметить, что практически любой бизнесмен предпочитает полностью владеть предприятием в другой стране, поскольку в этом случае упрощается контроль за его работой и нет необходимости делиться прибылью с кем-либо. До тех пор, пока нет других совладельцев, руководство свободнее в принятии мер, которые неоптимальны для конкретных операций в конкретной стране, но наилучшим образом работают на пользу компании в целом. При наличии местных партнеров свобода действий головной фирмы уменьшается, так как даже незначительные мелкие акционеры могут апеллировать к правительствам своих стран по поводу практики, ущемляющей их интересы. Даже в тех случаях, когда владельцы контрольного пакета акций действуют, как им представляется, в интересах компании, могут возникнуть конфликты с местными акционерами из-за расхождений во мнении о том, как следует вести дела. Зоны возможных конфликтов – это размер дивидендов в сравнении с объемом удерживаемой от распределения части прибыли, уровень информированности широкой публики о деятельности фирмы, степень сотрудничества с различными государственными учреждениями.
Предприятия, полностью принадлежащие иностранным юридическим или физическим лицам, как и совместные предприятия, могут создаваться путем регистрации новой компании или путем приобретения местных предприятий, имущественных комплексов, в том числе и в процессе приватизации.
Создание новой компании за рубежом – это, как правило, самый дорогостоящий вариант, требующий немало времени и сопряженный с большим риском, так как при этом приходится действовать в незнакомой обстановке. Издержки на создание компании могут быть велики. Кроме того необходимо хорошо знать местные условия, особенности рынков, а также обладать известной и авторитетной торговой маркой.
Второй путь получил в современных условиях наибольшее распространение, поскольку позволяет использовать уже имеющиеся клиентуру и знание рынка местными фирмами.
Приобретение действующего иностранного предприятия дает возможность инвестору сразу включиться в местные структуры, использовать связи и авторитет приобретаемой компании. При этом варианте намного ускоряется начало деятельности фирмы, отпадает необходимость в осуществлении бюрократических операций, связанных с регистрацией и организацией деятельности новой компании.
Зачастую ТНК скупают акции компаний, испытывающих финансовые затруднения. Довольно часто скупке акций предшествует длительное деловое сотрудничество в производственной, торговой и финансовой сферах.
Приобретение зарубежных предприятий – это наиболее распространенный путь, используемый нацеленными на свое развитие транснациональными корпорациями в настоящее время. Ярким примером того является, в частности, автомобильная промышленность. Так, немецкий концерн Volkswagen в последние годы приобрел несколько зарубежных фирм, в ряду которых Audi, чешская Skoda и испанская SEAT. Volkswagen выступает среди претендентов на приобретение компании Rolls-Royce Motor Cars, пакета акций шведского Volvo. BMW еще три года назад приобрел автомобильную группу Rover.
Особенно разгораются сейчас страсти вокруг объявленной к продаже компании Rolls-Royce Motor Cars, выпускающей суперэлитные автомобили. Среди возможных покупателей, помимо концерна Volkswagen, можно назвать Ford, BMW, Daimler Benz, итальянский концерн FIAT, японскую Toyota. Борьба между ними еще впереди, но уже сейчас звучат недвусмысленные угрозы со стороны BMW прекратить поставки двигателей для Rolls-Royce Motor Cars в случае попадания компании в “плохие руки”.
Рассматривая негативные стороны данной организационной формы ведения международного бизнеса, необходимо отметить, что, как правило, создание предприятия со 100%-ным иностранным капиталом требует от иностранного инвестора значительно большей ответственности, связано с большим риском, чем при создании СП, и зачастую предполагает более продолжительный период ожидания прибыли.
В случае целесообразности иностранное юридическое лицо может передать часть или все управленческие функции на своем иностранном предприятии сторонней организации из страны базирования, заключив для этого с ней контракт. Целесообразность возникает в том случае, если выполнение управленческих функций сторонней организацией (при надлежащем качестве) оказывается дешевле, чем осуществление их собственными силами.
Организационно-правовые формы компаний с иностранными инвестициями (как с долевым участием иностранного капитала, так и на 100% принадлежащие иностранному инвестору) могут быть различны. В России никаких ограничений для иностранных инвесторов с точки зрения организационно-правовых форм не существует, компании могут быть зарегистрированы в любых формах, предусмотренных законодательством. При этом надо отметить, что наиболее распространенными организационно-правовыми формами компаний с иностранными инвестициями являются хозяйственные товарищества и общества (рис. 1). Выбор организационно-правовой формы осуществляется в зависимости от того, какие цели ставятся при создании компании, каким видом бизнеса она собирается заниматься, от числа учредителей, размера уставного капитала и т.п. Сравнительная характеристика возможных организационно-правовых форм осуществления международного бизнеса приведена в табл. 1.
Что такое иностранные инвестиции и какова их цель
Если говорить коротко, под иностранными инвестициями в РФ понимается вложение в находящийся на её территории объект предпринимательской деятельности иностранного капитала. Конкретику данной формулировке добавляет положение ст. 2 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях…». В частности, там сказано, что осуществляться они могут в форме вложения нематериальных и материальных ценностей, акций или денег, имущественных прав и собственно имущества, услуг, а также информации.
В той же статье разъясняется, что подразумевает понятие «иностранный инвестор». Таковым признаётся лицо, осуществляющее на территории РФ инвестиционную деятельность и являющееся:
- юридическим лицом – иностранной коммерческой правоспособной организацией;
- правоспособной иностранной организацией, не образующей юридическое лицо;
- гражданином другого государства, обладающим право- и дееспособностью;
- право- и дееспособным лицом без гражданства (апатридом);
- другим государством;
- международной организацией.
Кто может выступать в роли зарубежного инвестора
Обретение статуса субъекта инвестиционной деятельности доступно не только инвесторам, но также пользователям, заказчикам, подрядчикам капитальных вложений, а также прочим лицам, включая граждан других государств. При этом действующее в нашей стране законодательство вносит ограничения на вложение иностранного капитала в ряд объектов гражданских прав.
Например, зарубежным вкладчикам недоступны:
- приобретение лицензий, патентов, торговых марок иностранных компаний;
- вложение средств в организации, находящиеся за пределами России;
- экспорт товаров;
- покупка ценных бумаг, являющихся собственностью заграничных физических лиц или компаний.
Гарантии, права и льготы иностранного инвестора в россии
Закона «Об иностранных инвестициях», гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Проще она именуется в литературе «стабилизационной» или «дедушкиной» оговоркой и предусматривает не увеличение для субъекта суммы налоговых и иных подобных отчислений в течение определенного периода после начала реализации инвестиционного проекта даже в том случае, по закону эти отчисления увеличиваются. Срок стабильности суммы отчислений приравнивается в РФ к сроку окупаемости инвестиционного проекта, но ограничивается семью годами. Таким образом, инвестор знает, что даже если на завтра после начала вложений в экономику России государство введет «грабительские» налоги он сможет хотя бы вернуть свое.
Итак, какие налоги на инвестиции есть в РФ
Чтобы понимать, сколько реальной прибыли принесет тот или финансовый инструмент нужно разобраться с размером конечной прибыли и налоговой базой для вычислений. Подлежат налогообложению доходы и резидентов, и нерезидентов. Сегодня мы разберем именно резидентов РФ.
Для начала важное уточнение: налоговый резидент РФ – это физическое лицо, которое пребывает на территории Российской Федерации 183 дня и больше.
Виды налогов с доходов от инвестиций:
- Банковский вклад – 30% от разницы между ключевой ставкой ЦБ и действующей по вкладу (ставка ЦБ – около 9%, поэтому на данный момент чаще всего доход с депозитов не облагается налогом). С 2021 года доход от банковских вкладов и облигаций будет облагаться налогом в 13%, если размер самого вклада превышает 1 млн. рублей.
- Ценные бумаги – 13% от операций с акциями и облигациями российских и зарубежных компаний;
- Валютный рынок – операции по обмену облагаются подоходным налогом в 13%;
- Недвижимость – владение недвижимостью стоит от 0,1 до 0,3% от кадастровой стоимости объекта, а сдача в аренду обойдется в те же 13%.
За неуплату налогов предусмотрен штраф в размере 20% от размера налога или 40% , если действия будут расценены как умышленные (ст. 227 НК РФ).
Обратите внимание! Размер налога повлияет на конечный итог прибыли от инвестиций.
Как скорректировать отчет (исправить ошибки)
Если в персонифицированных сведениях, которые уже сданы в ИФНС, обнаружатся ошибки, их можно исправить. Для этого нужно оформить корректирующий отчет, на титуле которого в поле «№ корректировки» обязательно следует указать «1». Тут же нужно записать код периода (соответствующего месяца), за который корректируются сведения.
Особенности заполнения:
- В корректирующую версию включать нужно только тех сотрудников, чьи данные меняют, исправляют (ИНН, СНИЛС, сумму выплат).
- Допускается корректировка суммы выплат, аннулирование неверных личных данных сотрудника, а также корректировка личных данных сотрудника.
Определение режима иностранных инвестиций и правовые гарантии для них
1. В законодательстве об иностранных инвестициях, а также международных договорах применяются различные подходы к определению понятия режима иностранных инвестиций. В одном варианте речь идет о национальном режиме. В этом случае иностранным инвесторам предоставляется режим не менее благоприятный, чем отечественным инвесторам, иными словами, иностранные инвесторы приравниваются к отечественным. В другом варианте инвесторам одной страны предоставляется режим не менее благоприятный по сравнению с тем, который предоставляется инвесторам иного иностранного государства.
Возможно и одновременное применение обоих этих режимов (например, Соглашение России с Японией 1998 г.). Согласно российскому Закону об иностранных инвестициях 1999 г., правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленной российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (п. 1 ст. 4). Закон 1999 г. предусматривает два вида изъятий из действия принципа национального режима: изъятия стимулирующего характера в виде предоставления определенных льгот и изъятия ограничительного характера.
Предоставление иностранным инвесторам соответствующего режима означает, и это прямо предусмотрено в международных договорах, что не должна допускаться дискриминация. В международных документах, касающихся режима иностранных инвестиций, подчеркивается, что равный режим для инвесторов, действующих в равных обстоятельствах, а также свободная конкуренция между ними являются условиями для создания благоприятного инвестиционного климата, а правовой режим определяется как справедливый и равноправный (Руководство МБРР). Согласно Руководству по регулированию прямых иностранных инвестиций МБРР, под «справедливым режимом» понимается режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый государством национальным инвесторам в аналогичных обстоятельствах. Это касается прежде всего защиты права собственности инвесторов, контроля и извлечения материальной выгоды, выдачи разрешения на наем рабочей силы, лицензирования экспорта, импорта и других юридических аспектов. В то же время в отношении других вопросов, не касающихся национальных инвесторов, «режим, определяемый в законодательстве государства, а также отдельные правила регулирования не должны носить дискриминационного характера для иностранных инвесторов из разных государств, т.е. не должны применяться с учетом их национальной (государственной) принадлежности».
В Руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций обращается внимание и на то, что принимающее государство должно избегать создания неоправданно сложной процедуры регулирования или установления в законе условий, выполнение которых необходимо для осуществления допуска. Предоставление соответствующего режима не исключает, как уже отмечалось выше, установления изъятий ограничительного характера для иностранных инвестиций или же установления специального лицензирования, все дело в том, насколько широк будет перечень отраслей, включенных в этот список. Общепризнано, что государственный контроль должен осуществляться в области добычи полезных ископаемых и разработки недр.
В России действует так называемый явочно-нормативный порядок для иностранных инвестиций, согласно которому предварительного разрешения для допуска иностранных инвестиций не требуется. При таком порядке применяется лицензионная система, согласно которой для осуществления отдельных видов экономической деятельности требуется получение лицензии (разрешения) от определенных государственных органов.
Особенности иностранных инвестиций в России
Экономический термин «инвестиции» (англ. Investment) означает капитальные вложения в объекты предпринимательской и иной деятельности для извлечения прибыли. В качестве таких вложений могут, например, выступать:
- деньги;
- ценные бумаги;
- прочее имущество;
- имущественные права;
- прочие права, имеющие денежную оценку.
Иностранные инвестиции – это иностранные капитальные вложения. Их вкладывает иностранный инвестор (юрлицо, физлицо, иное государство) самостоятельно, непосредственно в конкретный объект на территории РФ.
Привлечение иностранных инвестиций
В развитии экономики любой страны привлечение иностранных инвестиций занимает важное место. Причем вне зависимости от уровня ее экономического развития. Даже страна с высокоразвитой экономикой не может полностью обходиться без них. Поэтому в центре внимания экономики – политика привлечения зарубежных инвесторов, их капитала и, соответственно, создание благоприятных для этого условий.
При нестабильности, неблагоприятной экономической среде инвестиционные проекты могут остаться незавершенными. Как правило, при данных обстоятельствах они переходят в режим ожидания до тех пор, пока ситуация не улучшится. Большие риски при ведении бизнеса уменьшают количество инвесторов и т. д.
Из вышесказанного следует, что потенциальные инвесторы, чтобы решить, куда вкладывать деньги, в первую очередь, оценивают:
- нормативно-правовую сторону вопроса;
- макроэкономическую ситуацию, уровень ее стабильности (спрос, курс, инфляция);
- наличие инфраструктуры, поддерживающей бизнес, способствующей его развитию;
- рынок труда;
- налоговую составляющую (административная, налоговая нагрузка, наличие послаблений и стимулов).
Инвестирование – это не сбор средств. Ситуация, когда организации ищут кого-то, кто предоставит деньги, примет на себя все бизнес-риски, а они будут принимать решения и получать прибыль, инвестора не заинтересует. Он тоже планирует участие и в прибыли, и контроль над предприятием. Это своего рода компенсация за риски, которые он на себя берет.
Регулирование иностранных инвестиций
Данный процесс включает координацию на местном – национальном, и международном уровне. Основной формой регулирования является законодательство – национальное и, соответственно, международное.
В национальных законах на первом месте стоит стимулирование инвестиций при помощи фискальных и налоговых мер. Например, введение налоговых льгот, вычетов, каникул либо инвестиционных скидок (уменьшение ставок по налогам) с кредитами и субсидиями. Подобные меры могут быть как разовыми, так и постоянными.
На международном уровне заключают инвестиционные соглашения. Двусторонние или многосторонние. Они направлены на регулирование инвестиционной деятельности между странами. Основной круг вопросов, которые они затрагивают:
- Система защиты инвесторов от сопутствующих их деятельности рисков.
- Порядок разрешения споров, возникающих в процессе инвестирования.
Участниками подобных соглашений могут быть международные организации (например, МОТ, ВТО, ОЭСР) и правительства стран.