Конституционный суд решает, сочетается ли терроризм с судом присяжных

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституционный суд решает, сочетается ли терроризм с судом присяжных». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Возможность изменения подсудности предусмотрена уголовно-процессуальным законом в соответствии с положениями статьи 35 УПК РФ. Вместе с тем, Апелляционная коллегия отмечает, что территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена лишь в исключительных случаях и применяется лишь при наличии оснований, которые препятствовали бы либо затрудняли рассмотрение дела по месту его территориальной подсудности, определенной в соответствии с положениями статей 32, 33 УПК РФ.

Какие дела рассматривают суды

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В зависимости от сложности рассматриваемого дела назначается суд соответствующего уровня.

  • Мировые судьи обладают ограниченными полномочиями и рассматривают незначительные дела по упрощённой процедуре.
  • Районные суды являются судами первой инстанции, а также апелляционной инстанцией при обжаловании решений мирового суда. В их компетенцию входит рассмотрение более сложных и значительных дел.
  • При повышенной тяжести и кропотливости рассматриваемого дела, оно поступает в суды второй инстанции – краевые, областные суды общей юрисдикции, а также суды городов федерального значения.
  • Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Суды общей юрисдикции рассматривают:

  1. все гражданские (трудовым, семейным, жилищным и прочим вопросам) и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;
  2. об установлении какого-либо юридического факта (недееспособности гражданина, усыновления детей и прочее)
  3. все уголовные дела;
  4. иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Особый порядок рассмотрения уголовного дела в связи с заключением досудебного соглашения

Несколько по иному дела обстоят с особым порядком, когда он вводится в связи с заключением досудебного соглашения. Оно предполагает, что обвинение и защита договариваются о том, каким образом будет смягчена ответственность лица, если он совершит специальные действия в помощь следствию.

Введение особого порядка по уголовным делам предусматривает составление двух документов:

  • подписанного защитником письменного ходатайства подозреваемого на имя прокурора о заключении соглашения;
  • самого соглашения, в котором конкретно перечислены действия, которые лицо обязуется осуществить.

Они должны способствовать расследованию, раскрытию личностей соучастников, поискам пропавшего в результате преступления имущества. Между ходатайством и ответом на него от прокурора может пройти максимум три дня.

При этом сам заявитель также должен уложиться в специальные сроки: с начала уголовного преследования и до завершения предварительного следствия (потому соглашение и называется досудебным).

Возникает логичный вопрос: должен ли обвиняемый признать свою вину, чтобы заключить досудебное соглашение? В законе такого требования не содержится. Однако конструкция этого механизма не предусматривает возможности вынесения оправдательного приговора или прекращения процедуры по реабилитирующим основаниям.

Тому подтверждение — специальное указание статьи 317.7 УПК, согласно которому, порядок проведения судебного заседания в этом случае идентичен порядку, предусмотренному для особого рассмотрения дел в связи с признанием своей вины.

Пункт 5 самой статьи гласит, что после проведения всех необходимых процедур судья выносит обвинительный приговор. Поэтому рассчитывать на то, что за активной помощью следствию последует оправдательный приговор, не приходится.

Несмотря на то, что исход такой же, как был описан нами в предыдущем пункте, он более вариативен. Наказание может быть более мягким (данная мысль в законе не конкретизируется), может выражаться в виде условного осуждения. Еще один вариант — освобождение от отбывания наказания. Эти условия более лояльны, чем для тех, кто просто признал свою вину, потому что, грубо говоря, их нужно заслужить.

Хотя суд, как и в первом случае, не исследует фактические обстоятельства и доказательства, он исследует то, насколько подсудимый выполнил все условия и обязанности, которые взял на себя в досудебном соглашении.

Последовательность действий при судебном рассмотрении похожа на ту, что была представлена нами ранее. Отличие: обвинитель описывает, как лицо выполняло взятые на себя требования, затем сам подсудимый делает то же самое. Упор в исследовании именно на это, поэтому суду важно выяснить:

  • как именно и в каком объеме содействовал следствию подсудимый;
  • как повлияло и какую ценность для раскрытия преступления имело содействие подсудимого;
  • были ли обнаружены какие-либо преступления или возбуждены другие уголовные дела в результате сотрудничества с подсудимым;
  • имелась ли вследствие такого сотрудничества угроза личной безопасности самого подсудимого, его родственников и других близких лиц, и какова была ее степень — то есть, как сильно рисковал подсудимый, содействуя правосудию, и какие меры государственной защиты потребовалось применить;
  • обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, а также те, что смягчают и отягчают наказание.

Мировые судьи (англ. – justice of the peace) впервые были учреждены в Англии в 1361 г. Они назначались королем из числа местных крупных землевладельцев или богатых торговцев, имеющих познания в праве, однако юридическое образование не являлось обязательным условием для назначения на должность. За свою работу они не получали жалованья из казны, то есть действовали pro bono. Чаще всего должности мировых судей состоятельные люди местной общины, из числа помещиков.

Мировые судьи долгое время собирались на четвертные сессии (четыре раза в год), где они с участием присяжных рассматривали дела обо всех уголовных преступлениях, не исключая те, которые карались смертной казнью. С 1496 г. мировым судьям было дано право рассматривать уголовные дела и между четвертными сессиями, в так называемых малых сессиях, что положило начало их юрисдикции в качестве судей — магистратов.

Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов и автономной области

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судах общей юрисдикции в РФ» верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта РФ (далее – «суды областного звена»). Суды областного звена выступают непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Суды областного звена рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Общая характеристика арбитражных судов в РФ

Прообразом действующих арбитражных судов были существовавшие в Российской империи коммерческие суды, рассматривавшие предпринимательские споры. В 1917 г. они были ликвидированы, а в 1922 г. были созданы арбитражные комиссии для разрешения имущественных споров между государственными организациями. После свертывания НЭПа арбитражные комиссии были упразднены, но уже в 1931 г. были созданы органы государственного арбитража, наделенные не только компетенцией по рассмотрению соответствующих споров, но также контрольными и правотворческими функциям.

Органы государственного арбитража могли вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций: возбуждать по своей инициативе дела, взыскивать штрафные санкции и возмещение убытков в пользу одной из сторон и без просьбы о том последней, давать руководителям организаций различные предписания и даже издавать нормативно-правовые акты по вопросам хозяйственной деятельности. Постепенно, в результате ряда реформ, органы государственного арбитража обособились в самостоятельную систему, относительно независимую от органов государственного и местного управления. В 1991 г. они, в соответствии с Концепцией судебной реформы, были преобразованы в арбитражные суды.

Читайте также:  Авторский контроль и авторский надзор – что это за звери?

В настоящее время арбитражные суды – это специализированные судебные органы, которые осуществляют правосудие путем разрешения дел по экономическим спорам с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством.

Арбитражные суды в России являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ в качестве самостоятельной подсистемы, непосредственно не связанной с судами общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией РФ законодательство об арбитражных судах относится к вопросам федерального ведения.

Организация и деятельность арбитражных судов регламентируется в настоящее время Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ» от 28 апреля 1995 г. и АПК РФ. Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Министерством юстиции РФ, органами судейского сообщества регулируются Регламентом арбитражных судов РФ от 5 июня 1996 г. Делопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах РФ от 25 декабря 2013 г.

Для того, чтобы понять специфику деятельности арбитражных судов, необходимо провести разграничение подсудности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, так как и те и другие рассматривают дела, вытекающие из гражданских и административных правоотношений.

Отнесение дел к компетенции арбитражных судов определяется по ряду признаков.

Во-первых, по персональному признаку, т.е. по статусу лиц, являющихся участниками спорного правоотношения, арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (т.е. граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированных в установленном законом порядке), а в случаях, специально предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием публично-правовых образований (РФ, ее субъектов, муниципальных образований), государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 27 АПК РФ). Таким образом, можно сказать, что арбитражные суды призваны рассматривать дела с участием субъектов экономической деятельности.

Во-вторых, по предметному признаку, т.е. по характеру спорного правоотношения, арбитражным судам подсудны дела по экономическим спорам и дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений в экономической сфере. Например, по этому признаку к компетенции арбитражных судов отнесены экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений, дела о взыскании с субъектов экономической деятельности обязательных платежей (налогов, сборов и т.п.), дела об оспаривании правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности и др.

Как добиться суда присяжных в России

На основании вынесенного ими вердикта судья назначает наказание обвиняемому . Есть ли суд присяжных в России?

С конца 20 века в нашей стране начала возрождаться такая форма судебного делопроизводства , как институт присяжных заседателей.

При этом строго следят за тем, чтобы на заседателей было исключено всякое давление и никто не мог оказать влияние на их решение. В ходе слушания присяжные не выходят за пределы зала заседаний, им запрещено контактировать с посторонними, таким образом они не могут разгласить тайну голосования. В Европе суду присяжных были подвластны и гражданские тяжбы, тем временем в России рассматривались исключительно уголовные серьезные дела .

Несмотря на это ограничение, по количеству судебных процессов, прошедших с участием присяжных, Россия в несколько раз превосходила европейские страны. Прежде всего для участия в процессе отбираются двадцать человек. Далее из этих потенциальных кандидатов на предварительном слушании формируют коллегию.

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

Вчера президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о реформировании судов присяжных. В соответствии с ним заседатели будут рассматривать уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях не только в областных, но и районных судах. При этом их количество будет сокращено с 12 до 8-6. Однако, расширяя подсудность дел присяжным, президент не включил в их перечень экономические преступления, на которых настаивали правозащитники.

Тем не менее предполагается, что о суде присяжных могут ходатайствовать более 15 тыс. человек.

В соответствии с законопроектом, к тем составам, которые сейчас уже рассматривают присяжные, планируется добавить ч. 1 ст. 105 УК и ч. 4 ст. 111 УК (убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Только по этим статьям, говорится в пояснительной записке к законопроекту, ежегодно без участия присяжных привлекается к уголовной ответственности более 15 тыс. человек.

При этом абсолютное большинство из них получают обвинительные приговоры.

По данным «Ъ», в основу законопроекта, внесенного в Госдуму, легли предложения Верховного суда. Последний изначально был против расширения перечня уголовных дел, подсудных присяжным, за счет состава преступлений, относящихся к экономическим, но при этом полагал возможным рассматривать тяжкие и особо тяжкие дела на уровне районных судов.
Однако, как стало известно «Ъ» из источников в судейском сообществе, сейчас для того, чтобы собрать коллегию присяжных для одного уголовного дела даже в таких крупных мегаполисах, как Москва или Санкт-Петербург, приходится направлять от 1 тыс. до 2,5 тыс. приглашений. Явка на них столь низкая, что отборы переносятся по несколько раз. Не лучше положение и в других городах. Например, на повторное рассмотрение резонансного дела так называемых «партизан» в Приморском краевом суде нужное количество заседателей отобрали только на 9-й раз!»По результатам встречи президента с СПЧ было дано поручение подготовить предложения по укреплению института суда присяжных, сегодня мы видим результаты реализации наших предложений»,— сказал «Ъ» председатель СПЧ Михаил Федотов.

Какие дела рассматривают мировые судьи?

Какие дела рассматривают мировые судьи?

Мировые судьи рассматривают гражданские, административные, уголовные дела, где срок наказания в виде лишения свободы не превышает 3 лет, или размер денежного требования не превышает 100 тысяч рублей. Рассмотрим подробнее, какие именно дела по каждой категории относятся к ведению мировых судей.

Гражданские дела:

— дела о выдаче судебного приказа (о них мы подробнее расскажем ниже);

— дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

— дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества по цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

— иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел, об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

— дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности при цене иска не превышающей 100 тысяч рублей;

— дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

— дела об определении порядка пользования имуществом.

Достаточно распространенным видом гражданских дел являются дела о защите прав потребителей. Если, например, отправление Вашего рейса или поезда задержано более чем на 12 часов, а Вас не обеспечили горячим питанием, гостиницей, то права потребителя были нарушены, и Вы вправе обратиться в суд. Или другой пример: Вы купили телевизор, но он оказался с дефектом, а магазин отказывается принимать товар обратно или заменить его. Мировые судьи рассматривают такие дела, если сумма иска не превышает 100 тыс. рублей. Отметим здесь, что ограничение в 100 тыс. рублей касается размера имущественного требования. Помимо этого, можно потребовать возмещение морального вреда, которого данное ограничение не касается. Таким образом, итоговая сумма иска может достигать большего размера.

Административные дела.

Особенность административных дел состоит в том, что рассматриваются правонарушения, направленные против государства или общественного порядка, когда в деле участвуют в качестве одной из сторон органы государственного управления. Наиболее часто мировые судьи рассматривают административные дела по факту хулиганства, появления в пьяном виде в общественных местах, мелкого хищения чужого имущества, нарушения правил дорожного движения, правил торговли. Мировой судья рассматривает практически все административные дела, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях.

Читайте также:  Сроки выплаты декретных пособий в 2020 году: что нужно знать женщине

Мы не будем подробно останавливаться на этой категории дел, поскольку они весьма разнообразны и требуют отдельного рассмотрения в каждом конкретном случае.

Уголовные дела:

Мировые судьи рассматривают уголовные дела, по которым максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы (исключения указаны в статье 31 УПК РФ). К ним относятся следующие преступления, предусмотренные УК РФ:

— умышленное причинение легкого вреда здоровью – статья 115 (ч.1, ч.2)

— побои – статья 116 (Ч. 1,ч. 2);

— истязание – статья 117;

— причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности – статья 118;

— угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью – статья 119;

— клевета – статья 129;

— оскорбление – статья 130;

— понуждение к действиям сексуального характера и ряд других – статья 133.

Статья 30. Состав суда

1. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично.

Состав суда для рассмотрения каждого уголовного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования автоматизированной информационной системы.

В случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.

2. Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

1) судья федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2-4 настоящей части;

2) судья верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и коллегия из восьми присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в пункте 1 части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 131 частью пятой, 132 частью пятой, 134 частью шестой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 281 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2.1) судья районного суда, гарнизонного военного суда и коллегия из шести присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 228.1 частью пятой, 229.

1 частью четвертой, 277, 295, 317 и 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь в соответствии с положениями части четвертой статьи 66 и части четвертой статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой и 111 частью четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет;

3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.

5, 206, 211 частью четвертой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 281 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации, и иные уголовные дела, подсудные 1-му Восточному окружному военному суду, 2-му Западному окружному военному суду, Центральному окружному военному суду и Южному окружному военному суду в соответствии с пунктами 2 — 4 части шестой.

В завершении обобщим все, что мы успели рассказать об иерархии судебных органов в России в таблице.

Таблица 1. Структура судебной системы в России

Конституционные суды Суды общей юрисдикции Военные суды Арбитражные суды
3 инстанция Конституционный суд РФ Верховный суд РФ Высший Арбитражный суд РФ
2 инстанция Конституционный суд субъекта РФ Суды субъектов РФ Военные окружные суды -Федеральные арбитражные суды округов;
-Арбитражные апелляционные суды
1 инстанция -Городские и районные суды;
-Мировые судьи
Гарнизонные военные суды Арбитражные суды субъектов РФ
Компетенция Соответствие нормативных и правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ, — КС РФ -уголовные;
-административные;
-гражданские;
-прочие дела, связанные с военнослужащими
-уголовные;
-административные;
-гражданские;
-прочие дела, связанные с военнослужащими
Судебные разбирательства, затрагивающие экономические вопросы

Деятельность Арбитражных судов РФ регулируются федеральным конституционным законом «Об Арбитражных судах в Российской Федерации». Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

В Арбитражных судах рассматриваются споры, касающиеся предпринимательской и экономической деятельности, т.е. иски между организациями и индивидуальными предпринимателями, а также между госорганами и организациями и ИП.

Судьи арбитражных судов рассматривают:

  • экономические споры;
  • заявления о неправомерных действиях и бездействиях государственных органов, неправомерных решений государственных органов (должностных лиц);
  • исковые заявления о совершенных административных правонарушениях;
  • дела об оспаривании решений третейских судов;
  • о выдаче исполнительных листов на решения третейских судов.

Некоторые дела рассматриваются только арбитражным судом:

  • дела о банкротстве;
  • дела по корпоративным спорам;
  • споры по вопросу государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • споры о деятельности депозитариев;
  • о защите деловой репутации.

Oбocнoвaниe пoзиции cyдa

Пpaвoвaя пoзиция, излoжeннaя в пocтaнoвлeнии cyдьи Paмeнcкoгo гopoдcкoгo cyдa Mocкoвcкoй oблacти и кaccaциoннoм oпpeдeлeнии Mocкoвcкoгo oблacтнoгo cyдa, пpeдcтaвляeтcя нaм пpaвoмepнoй, oбocнoвaннoй и cooтвeтcтвyeт пoлoжeниям yгoлoвнo-пpoцeccyaльнoгo зaкoнa и Фeдepaльнoгo кoнcтитyциoннoгo зaкoнa oт 23.06.1999 № 1-ФК3 «O вoeнныx cyдax Poccийcкoй Фeдepaции» (дaлee – 3aкoн o вoeнныx cyдax).

Mнeниe пpoкypopa и aдвoкaтa o нaличии нapyшeния пpaвил пoдcyднocти вызвaнo пoпыткoй выбopoчнo пpимeнить oдни нopмы зaкoнa бeз yчeтa дpyгиx.

Дeйcтвитeльнo ч. 5 cт. 31 УПК PФ oпpeдeляeт иcключитeльнyю пoдcyднocть yгoлoвныx дeл c yчacтиeм вoeннocлyжaщиx и гpaждaн, пpoxoдящиx вoeнныe cбopы, вoeнным cyдaм, a ч. 3 cт. 34 УПК PФ импepaтивнo ycтaнaвливaeт вo вcex cлyчaяx пepeдaчy yгoлoвнoгo дeлa вoeннoмy cyдy пo пoдcyднocти. Учитывaя тoлькo пpивeдeнныe пoлoжeния, впoлнe yмecтeн oшибoчный вывoд o бeзycлoвнoм paзpeшeнии xoдaтaйcтвa cлeдoвaтeля o зaключeнии пoд cтpaжy вoeннocлyжaщeгo (coтpyдникa ФCБ, ФCO и дp.) лишь гapнизoнным вoeнным cyдoм.

Bмecтe c тeм нaзвaнныe нopмы (ч. 5 cт. 31, ч. 3 cт. 34 УПК PФ), кaк cпpaвeдливo oтмeтилa cyдeбнaя кoллeгия Mocкoвcкoгo oблacтнoгo cyдa, oпpeдeляют пoдcyднocть yгoлoвныx дeл o пpecтyплeнияx, coвepшeнныx вoeннocлyжaщими, иcключитeльнo пpи paccмoтpeнии yгoлoвнoгo дeлa пo cyщecтвy. Нa нaш взгляд, инoe тoлкoвaниe нe пoзвoлилo бы эффeктивнo пpимeнять мepы yгoлoвнo-пpoцeccyaльнoгo пpинyждeния, пpoизвoдить cлeдcтвeнныe дeйcтвия, a тaкжe нeoбocнoвaннo cyзилo пoлнoмoчия pyкoвoдитeля cлeдcтвeннoгo opгaнa.

Peшeниe иccлeдyeмoгo вoпpoca нaxoдитcя нe в oднoй плocкocти. Пoмимo пpимeнeния пoлoжeний УПК PФ, cлeдyeт yчитывaть нopмы 3aкoнa o вoeнныx cyдax и дpyгиx нopмaтивнo-пpaвoвыx aктoв.

Итaк, в cooтвeтcтвии c ч. 9 cт. 31 УПК PФ paйoнный cyд и вoeнный cyд cooтвeтcтвyющeгo ypoвня пpинимaют в xoдe дocyдeбнoгo пpoизвoдcтвa пo yгoлoвнoмy дeлy peшeния, yкaзaнныe в ч. 2 и ч. 3 cт. 29 УПК PФ. Пpaвo cyдa пpинимaть peшeния oб избpaнии мepы пpeceчeния в видe зaключeния пoд cтpaжy зaкpeплeнo в п. 1 ч. 2 cт. 29 УПК PФ. Чacть 4 cт. 108 УПК PФ yкaзывaeт нa eдинoличнoe paccмoтpeниe пocтaнoвлeния o вoзбyждeнии xoдaтaйcтвa oб избpaнии в кaчecтвe мepы пpeceчeния зaключeниe пoд cтpaжy cyдьeй paйoннoгo cyдa или вoeннoгo cyдa cooтвeтcтвyющeгo ypoвня пo мecтy пpoизвoдcтвa пpeдвapитeльнoгo paccлeдoвaния либo мecтy зaдepжaния пoдoзpeвaeмoгo.

B пpивeдeнныx пoлoжeнияx зaкoнoдaтeль пyтeм пpимeнeния coюзoв «и» (paйoнный cyд и вoeнный cyд) и «или» (cyдьeй paйoннoгo cyдa или вoeннoгo cyдa) ввoдит «aльтepнaтивнyю» пoдcyднocть. Кoнcтpyкция тaкиx нopм фopмaльнo пpeдпoлaгaeт вoзмoжнocть oбpaщeния cлeдcтвия c xoдaтaйcтвoм o зaключeнии пoд cтpaжy в paйoнный cyд или гapнизoнный вoeнный cyд пo cвoeмy ycмoтpeнию. Oднaкo никaкoй aльтepнaтивы для cлeдcтвия здecь нeт. B вoeнный cyд мoжeт oбpaтитьcя тoлькo cлeдoвaтeль вoeннoгo cлeдcтвeннoгo opгaнa CК PФ пpи paccлeдoвaнии yгoлoвнoгo дeлa в oтнoшeнии вoeннocлyжaщeгo, пocкoлькy имeннo вoeнный cyд ocyщecтвляeт cyдeбный кoнтpoль зa иx пpoцeccyaльнoй дeятeльнocтью.

Taкoй вывoд ocнoвывaeтcя нa cooтвeтcтвyющиx пoлoжeнияx 3aкoнa o вoeнныx cyдax. Taк, coглacнo ч. 1 cт. 1 дaннoгo зaкoнa вoeнныe cyды PФ являютcя фeдepaльными cyдaми oбщeй юpиcдикции, ocyщecтвляют cyдeбнyю влacть в Boopyжeнныx cилax PФ, дpyгиx вoйcкax, вoинcкиx фopмиpoвaнияx и opгaнax, в кoтopыx фeдepaльным зaкoнoм пpeдycмoтpeнa вoeннaя cлyжбa. Чacть 6.1 cт. 7 и ч. 3 cт. 22 нaзвaннoгo зaкoнa фaктичecки дyблиpyют пoлoжeния УПК PФ, yкaзывaя нa пpaвo гapнизoннoгo вoeннoгo cyдa пpинимaть peшeния o зaключeнии пoд cтpaжy в xoдe дocyдeбнoгo пpoизвoдcтвa пo дeлaм, oтнeceнным к eгo пoдcyднocти.

Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

B paccмaтpивaeмoй cитyaции yгoлoвнoe дeлo нaxoдилocь в пpoизвoдcтвe Cлeдcтвeннoгo yпpaвлeния CК PФ пo Mocкoвcкoй oблacти, a знaчит, cлeдoвaтeль мoг oбpaтитьcя тoлькo в paйoнный cyд пo мecтy пpoизвoдcтвa пpeдвapитeльнoгo paccлeдoвaния либo мecтy зaдepжaния пoдoзpeвaeмoгo.

Очевидно, что у судебной системы России есть некоторые проблемы, а суд присяжных может сделать их не такими серьезными. Но с учетом законодательных ограничений эта форма используется не очень часто.

И недавние новости дают определенную надежду на лучшее. Так, в конце января был опубликован список поручений президента России Владимира Путина, который поручил, в том числе, расширить подсудность судов присяжных.

Пока конкретной информации нет, но юристы уже отзываются об этом в весьма положительном ключе. Так, Николай Герасимов считает, что проблема назрела уже давно:

Юридическим сообществом данная новость была воспринята более чем положительно, с чем, разумеется, нельзя не согласиться.

По моему мнению, очевидно, что суды присяжных имеют возможность более объективно и беспристрастно оценить все обстоятельства по делу и вынести справедливый итоговый вердикт. Они не обременены в подавляющем большинстве специфическими юридическими знаниями, не связаны служебными или иными обязательствами и могут рассмотреть дело на основании исключительно своего житейского опыта и имеющихся представлений о морали и нравственности. Кроме того, безусловно именно присяжные заседатели могут понять и оценить жизненную ситуацию человека, «примерить ее на себя» и принять решение, виновен ли он во вменяемом преступлении в действительности.

Безусловно, встает вопрос о том, на какие именно составы преступления будет распространена юрисдикция суда присяжных, а также не претерпит ли сам институт каких-либо изменений в процессе реформы, которые сведут к минимуму все его положительные качества.

Николай Герасимов Адвокат по уголовным и гражданским делам в сфере предпринимательской деятельности.

Эксперт говорит, что несмотря решение о расширении полномочий суда присяжных должно быть принято, поскольку в данном случае, как правило, речь идет о чести и достоинстве конкретного гражданина и его семьи, его свободе и иных имущественных и не имущественных правах, которые должны в приоритетном порядке охраняться государством.

Роман Устинов из компании «Департамент правовой помощи» считает, что реализация предложений президента будет способствовать повышению качества предварительного следствия и в итоге более принесет справедливое уголовное судопроизводство.

Никита Филиппов назвал поручение президента «логичным продолжением реформирования института суда присяжных в нашей стране». По его мнению, изменения по расширению составов преступлений, дела о которых подсудны суду с участием присяжных заседателей необходимы для демократизации судебной системы России.

Что касается дальнейшего реформирования судебной системы и проблем суда присяжных, эксперт отзывается о них с некоторой долей скепсиса:

Основной сложностью в работе суда присяжных в Российской Федерации остается недостаточное количество кандидатов для отбора в присяжные заседатели. Включенные в предварительный список присяжных заседателей лица зачастую игнорируют извещения о вызове в суд, вследствие чего становится невозможно провести подготовительную часть судебного заседания и осуществить выбор коллегии присяжных. В связи с этим возрастает нагрузка на суд и затягивается процесс рассмотрения уголовного дела.

К сожалению, указанная проблема не может быть разрешена путем внесения каких-либо законодательных поправок, для её решения необходимо, чтобы граждане повышали уровень своей правовой культуры и грамотности, ответственно относились к исполнению обязанностей присяжного заседателя.

Никита Филиппов, заведующий МГКА «Бюро адвокатов «Де-юре»», почётный адвокат России.

О проблемах сбора присяжных говорит и Петр Гусятников: по его словам, собрать даже 6 человек в коллегию присяжных сложно, а часто вообще невозможно – особенно, если дело требует проведения большого количества заседаний. Поэтому его позиция – расширять подсудность суда присяжных пока рано.

Буквально на днях председатель Верховного суда предложил передать судам присяжных все дела о преступлениях особой тяжести и дела предпринимателей. Об этом же говорит и Николай Герасимов, напоминая о том, что часто суд присяжных – единственный способ доказать собственную невиновность:

По моему мнению, давно имеется необходимость предоставить возможность судам присяжных рассматривать все дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью, с оборотом наркотических средств, оружия, дела коррупционной направленности, дела о мошенничестве и т. п.

Убежден, что человек должен сам решать, каким судом – профессиональным или с участием присяжных – будет рассматриваться его дело. В случае, если человек виновен, обвинение обоснованно, расследование проведено в соответствии с законом, рассмотрение дела профессиональным судьей с применением, например, процедуры принятия решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением может повлечь для него принятие более мягкого приговора.

Однако, если человека пытаются привлечь к уголовной ответственности незаконно, полагаю, его шансы доказать свою невиновность несравненно выше именно при рассмотрении дела судом присяжных.

Николай Герасимов Адвокат по уголовным и гражданским делам в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, расширение подсудности суда присяжных поддерживают многие юристы, считая такой вариант предпочтительным для подсудимого и более соответствующим принципам правосудия.

Откуда берутся присяжные и как их выбирают

В коллегии присяжных теоретически может оказаться каждый из нас. Коллегия формируется в отдельной стадии судопроизводства, кандидаты выбираются из тех людей, которые были вызваны для отбора в суд.

Вызываются люди из особого списка, актуального в течение 4 лет и подготовленного исполнительным органом государственной власти субъекта (обычно это Правительство региона). Данный список готовится на основе актуальных сведений о населении в области (крае), путем случайной выборки. Информацию о количестве людей берут из тех же источников, которые используются перед выборами (Государственная автоматизированная система «Выборы»).

Считается, что в сформированных региональным Правительством списках возможных кандидатов в присяжные уже отсутствуют несовершеннолетние граждане, которые не могут быть принимать участие в отправлении правосудия. На практике списки не всегда точно отражают год рождения, ФИО потенциального присяжного. Ошибки исправляются по заявлению граждан по специально предусмотренной процедуре.

Сформированные списки направляются в суд, где происходит отбор присяжных, которые будут непосредственно принимать участие в рассмотрении дела. Отбор проводится по критериям, предусмотренным Федеральным законом № 113-ФЗ «О присяжных заседателях».

До недавнего времени главной «политической» статьей УК РФ была 282-я — о возбуждении ненависти либо вражды. Международная правозащитная организация Amnesty International еще в 2008 году выразила беспокойство в связи с тем, что «судебное преследование по статье 282 использовалось для подавления мирного осуществления права на свободу выражения».

Из-за размытости формулировок и широкого применения о 282-й статье говорили как об инструменте, который помогает возбуждать дела против активистов. Также она известна как «экстремистская статья» и ассоциируется в российском сегменте интернета с выражениями «срок за репост» или «посадка за репост».

В прошлом году депутат Госдумы от КПРФ Сергей Шаргунов во время «прямой линии» пожаловался президенту России Владимиру Путину на чрезмерное применение 282-й статьи. Президент согласился с Шаргуновым. Он сказал, что нельзя «собрать все книги да и сжечь», цитируя «Горе от ума».

В конце декабря 2018 года Путин подписал одобренный обеими палатами парламента президентский законопроект, который частично декриминализировал 282-ю статью.

«Экстремизм и оправдание или призывы к террористической деятельности — это одно и то же, — рассуждает Кунгуров, отбывший наказание по статье 205.2. — Но их разделили специально: 282-я была «ментовская», а 205.2 — «фээсбэшная». Чтобы у каждого ведомства была своя собственная статья, по которой они возбуждают или ведут дела — и могут по желанию «прессовать» неугодных».

После частичной декриминализации 282-й статьи, «оправдание терроризма» имеет все шансы стать одним из основных инструментов для политических репрессий, «и, соответственно, проводником их будет ФСБ», говорит Гайнутдинов из «Агоры».

Русская служба Би-би-си ожидает ответа от ФСБ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *