Коротко об основах бюджетного учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коротко об основах бюджетного учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.

Забалансовые счета бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях: понятие и область применения

Забалансовые счета в бюджетных учреждениях 2021 года могут быть классифицированы по нескольким категориям исходя из их назначения.

Большинство из забалансовых счетов применяются учреждениями в бюджетной системе аналогично тому, как это происходит в частных организациях. То есть забалансовый счет используется, чтобы поставить на учет в организации некий объект, который нельзя однозначно отнести к активам или пассивам «внутри баланса». Например, это может быть обусловлено тем, что данный объект:

  • не является собственностью (или встречным обязательством перед контрагентом при возникновении права собственности) организации либо не находится в оперативном управлении учреждением;
  • не используется регулярно в хозяйственной деятельности (как вариант, передан в пользование другому лицу и большую часть времени задействуется именно им);
  • поступил в пользование организации временно;
  • имеет очень малую стоимость в сравнении с типовой стоимостью одноименных объектов учета, которые обычно ставятся на баланс в качестве активов или пассивов.

Примеры счетов для бухгалтерского учета таких объектов в бюджетном учреждении:

  • 02, на котором учитываются материальные ценности на хранении;
  • 24, на котором учитывается имущество, переданное в доверительное управление;
  • 07, на котором учитываются награды, кубки, в том числе переходящие.

Есть забалансовые счета, которые выполняют вспомогательную функцию относительно балансовых счетов учреждения. К таким вспомогательным счетам относятся 17 и 18, которые открываются к активным счетам 020100000 («Денежные средства»), 021003000 («Расчеты с финансовым органом)», 030406000 («Расчеты с прочими кредиторами»).

Полный перечень критериев постановки тех или иных объектов на забалансовые счета бюджетного учреждения определен в п. 332 Инструкции по приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н. В 2021 году действует более 40 различных забалансовых счетов, введенных данным приказом. Учреждение вправе добавлять к ним свои счета и субсчета.

Положения приказа № 157н в части установления перечня и порядка применения забалансовых счетов могут применяться всеми учреждениями бюджетной системы — бюджетными, казенными, автономными. С учетом положений специальных инструкций по бюджетному учету в каждом типе учреждений различия в применении забалансовых счетов могут быть существенными.

Кто обязан применять план счетов

Но и коммерсанты вправе организовать бухгалтерский учет в рамках своей деятельности. Запрета на ведение нет. Индивидуальные предприниматели принимают решение самостоятельно. Если ведение бухучета необходимо, то придется соблюдать действующие правила:

  1. Разрабатывать и утверждать учетную политику.
  2. Назначать ответственных лиц.
  3. Вести первичную и учетную документацию.
  4. Проводить ревизии, инвентаризации и проверки.
  5. Составлять финансовую отчетность.

Некоторые экономические субъекты вправе вести бухучет в упрощенном виде. Например, некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства, представители Сколково. Но даже переход на упрощенный способ не освобождает от использования единого ПС.

Нормативное регулирование

С 01.01.2018 при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений применяется Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — Стандарт).

Согласно пункту 7 Стандарта, основные средства — являющиеся активами материальные ценности. В пункте 8 Стандарта говорится:

Выдержка из документа

«Материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств (далее — объект основных средств) при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала.

Объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики».

Предназначение забалансовых счетов

На забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» отражаются дополнительные аналитические данные по операциям с денежными средствами учреждения в разрезе кодов бюджетной классификации РФ (кодов КДБ, КРБ, КИФ, КОСГУ). Эти сведения необходимы для раскрытия информации о деятельности учреждения в формируемой им бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Забалансовый счет 17 предназначен для учета денежных средств, поступивших (возвращенных) (п. 365 Инструкции N 157н ):

  • на банковские счета учреждения, в том числе на банковские счета получателя бюджетных средств, предназначенные для зачисления бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств на осуществление подведомственным ему распорядителем (получателем) бюджетных средств выплат по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета;
  • на лицевой счет учреждения, открытый ему органом федерального казначейства (финансовым органом);
  • в кассу учреждения.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Операция по уточнению невыясненных поступлений отражается по указанному забалансовому счету через уточнение видов поступлений (доходов (источников финансирования дефицита бюджета)).

Забалансовый счет 18 предназначен для учета денежных средств, выбывших (восстановленных) (п. 367 Инструкции N 157н):

  • с банковских счетов учреждения;
  • с лицевого счета учреждения, открытого ему органом федерального казначейства (финансовым органом);
  • из кассы учреждения.

Забалансовый счет 07 в бюджетном учете

По нему ведется учет двух видов МЦ:

  • призов, кубков, знамен, предназначенных для награждения победителей на протяжении всего времени их нахождения в бюджетной организации по условной оценке;
  • сувениров и ценных подарков по стоимости их приобретения.

Рассмотрим практический пример.

Спортивное учреждение купило ценные подарки для использования в качестве призов победителям соревнований за 26 500 руб. По результатам соревнований спортсмены получили подарки. Операции по их покупке и вручению следует отразить так:

  • расходы по приобретению – Дт 4 401 10 290 Кт 4 302 29 000 (26 500 руб.);
  • стоимость ценностей за балансом – Дт 07 (26 500 руб.);
  • оплата купленных МЦ для подарков – Дт 4 302 29 000 Кт 4 201 11 000 (26 500 руб.);
  • списание с забалансового счета подаренных призов – Кт 07 (26 500 руб.).

Что учитывать на забалансовом счете 02 в 2021 году

В графе «Целевая функция актива» отражается информация о возможных способах вовлечения объектов инвентаризации в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности — о способах выбытия объекта. Например, для объектов основных средств: «введение в эксплуатацию», «ремонт», «консервация объекта», «дооснащение (дооборудование)», «списание», «утилизация».

Обратите внимание => Когда начнется продажа льготных авиабилетов для дальневосточников в 2021 году

В то же время, отдельные объекты имущества, которые находятся у субъекта учета не для целей их эксплуатации (не приносят полезного потенциала, не обеспечивают получения экономических выгод), но обеспечивают выполнение учреждением отдельных функций подлежат отражению в составе основных средств (п. 3 Методических рекомендаций по применению Стандарта «Основные средства», доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237, далее — Методические рекомендации).

Порядок применения новых забалансовых счетов.

В соответствии с Приказом № 198н в Инструкцию № 157н введены новые забалансовые счета 33, 38, 39, 45 и изложен порядок их использования (представлены в таблице).

Забалансовый счет

Порядок применения (пункт Инструкции № 157н)

33 «Ценные бумаги по договорам РЕПО»

Используется для учета учреждением операций с ценными бумагами, полученными по договорам РЕПО. Аналитический учет по счету ведется в реестре учета ценных бумаг по характеристикам (видам) ценных бумаг, типам операций с ценными бумагами (приобретение, продажа, замена, зачет) (п. 390.5, 390.6)

38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»

Предназначен для учета суммы инвестиций (предельного размера расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением. Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.1, 390.2)

39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»

Используется для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактической суммы произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.3, 390.4)

45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда»

Предназначен для учета результата долгосрочного договора строительного подряда исполнителем работ (подрядчиком) по указанному договору в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, расходов субъекта учета, понесенных в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета и не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда. Аналитический учет по счету ведется в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда с учетом требований к аналитическому учету, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) (п. 395, 396)

Применение забалансового счета 01 в бюджетном учете

Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и коммерческих организациях во многом разнится. Однако что касается учета объектов основных средств, получаемых в аренду, то здесь расхождений нет, за исключением номера счета.

Свидетельством тому может служить Инструкция по применению Единого плана счетов бюджетных организаций (утверждена приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н), в которой для этих целей предписано использовать счет 01 под названием «Имущество, полученное в пользование». Как и для коммерческих структур, приемка объектов ведется на основании акта приема-передачи, а стоимость, указанная в данном документе, отражается на 01-м счете.

Полученное имущество может перемещаться. В таком случае все его движения указываются в регистрах забалансового счета. Источником информации для соответствующих записей должен быть только первичный документ.

При обратной операции — возврате арендованного имущества с забалансового счета — данное имущество списывается.

Особенности для бюджетных учреждений

Использование забаланса в бухучете бюджетного учреждения регламентируется Инструкцией 157н (раздел 7). В этом разделе приведен список ценностей, которые не должны учитываться в составе балансовых счетов. По действующему законодательству, учреждения имеют право корректировать данный перечень и при необходимости включать в него иные товарно-материальные ценности.

В соответствии с п. 373 Инструкции 157н в редакции 31.03.2018, на забалансовых счетах бюджетных учреждений ведется бухучет:

  • ценностей, находящихся в организации без права оперативного управления (аренда, бесплатное пользование и т. д.);
  • ценностей, которые учитываются вне балансовых счетов (основные средства в сумме до 10 000 руб., бланки строгой отчетности, призы, путевки и т. д.);
  • обязательств, ожидающих исполнения.

Ознакомиться со всеми счетами, которые используются при ведении учета в бюджетном учреждении можно в таблице.

Практически у любого бюджетного учреждения имеются активы, имущество или ценности, которыми заведение пользуется или которые хранит. При этом они не принадлежат ему и не закреплены в его оперативном управлении. Чтобы проводить операции с такими ценностями, необходимо открыть специальные счета, которые называются забалансовыми. Кроме того, такие счета нужны, чтобы отслеживать бланки строгой отчетности, обязательства по которым еще не исполнены.

Забалансовые счета бюджетных учреждений: разберем «по полочкам»

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • 6 практических примеров учета на забалансовых счетах 679.8 КБ

Внесенные изменения Приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н (далее — Приказ № 198н) в правила ведения учета забалансовых счетов направлены на:

  • уточнение сферы применения отдельных забалансовых счетов;
  • установление порядка ведения аналитического учета по забалансовым счетам.

Начиная с 2021 г. при формировании показателей бухгалтерского учета и учетной политики применяется Приказ № 198н, исключение составляют отдельные положения, применять которые необходимо при формировании отчетности за 2020 г. Также, положениями п. 2 Приказа № 198н установлено, что изменения в части аналитического учета применяются в 2020 г. по решению субъекта учета, принятому в рамках формирования его учетной политики. В п. 2 приказа внесены коррективы:

  • при использовании счетов 01, 02, 21, 25, 26, с 1 января 2021 г.;
  • при использовании счетов 03, 04, 07, 08, 09, 10, 17, 18, 20, 23, 27, применяются начиная с отчетности на 1 января 2021 г. (то есть с отчетности за 2020 г.).

Применение счета 45 осуществляется при составлении отчетности за 2020 г.

Приказом № 198н введена норма, устанавливающая, что аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов имущества (имущественных прав), учетных (инвентарных, серийных, реестровых) номеров, контрагентов (собственников, балансодержателей), местонахождений объектов (адресов), ответственных лиц, правовых оснований, кодов классификации операций сектора государственного управления.

При использовании счета исключается учет неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности.

Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов имущества, местонахождений объектов (адресов), ответственных лиц, контрагентов (собственников, владельцев, иных лиц) и правовых оснований.

Скорректированы правила списания сомнительной задолженности со счета 04. Согласно новым правилам, списать сомнительную задолженность с забалансового учета можно, если такое решение примет комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию. Для этого обязательны документы, подтверждающие неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности.

С введением новых правил круг оснований для списания сомнительной задолженности расширен.

Кроме того, установлено, что аналитический учет по счету 04 ведется в разрезе видов поступлений (выплат) (источников финансового обеспечения), кодов классификации доходов бюджетов, контрагентов, уникальных идентификаторов начислений (УИН) и правовых оснований.

Согласно новым положениям внесены следующие уточнения в правила применения счета:

  • при одновременном представлении лицами, ответственными за приобретение ценных подарков, сувениров и их вручение (дарение), документов, подтверждающих приобретение и вручение, информация о таких материальных ценностях на счете не отражается (признаются расходы текущего финансового периода в сумме стоимости ценных подарков (сувениров));
  • ценные подарки (сувениры) учитываются на счете с момента выдачи их со склада (с момента приобретения — в случае, когда материальные ценности не принимаются на склад) и до момента вручения.

Кроме того, добавлены положения по ведению аналитического учета по счету 07, такой учет ведется в разрезе объектов имущества, ответственных лиц, местонахождений объектов (адресов, мест хранения).

Введенными положениями установлено, что аналитический учет по счету ведется в разрезе видов путевок (по номеру, наименованию, серии), контрагентов (организаций, передавших путевки), ответственных лиц, правовых оснований и мест хранения.

Настольными книгами любого бухгалтера в бюджетном учреждении являются план счетов бухучета и инструкция по его применению №174н. Документы утвердил Минфин приказом от 16 декабря 2010 года. Именно в этой инструкции закреплен перечень забалансовых счетов, предусмотренных в бюджетных организациях. Список состоит из 31 пункта: 27 основных (с 1 по 27) и четыре дополнительных (30, 31, 40 и 42). Этим бухучет в бюджетных организациях отличается от учета в коммерческих компаниях, для которых предусмотрено всего 11 забалансовых счетов.

С 2022 года в Инструкции № 191н произойдут изменения

  • Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
  • Изменения с 1 января 2021 года

17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.

Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.

Забалансовый счет 04 «Сомнительная задолженность» предназначен для учета сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов в течение срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности.

С 01.01.2021 для забалансового счета 04 предусмотрена новая аналитика в разрезе кодов классификации доходов бюджетов (КДБ) (п. 339 Инструкции № 157н).

При поступлении средств в погашение задолженности, учитываемой на счете 04, суммы списываются с забалансового учета и принимаются к учету на соответствующие балансовые счета учета расчетов по поступлениям.

Отсюда можно сделать вывод, что аналитический учет на забалансовом счете 04 ведется по тем же доходным КБК, по которым числилась дебиторская задолженность по доходам на балансовом учете.

Однако, на забалансовом счете 04 может учитываться не только дебиторская задолженность по доходам, но и по расходам.

На наш взгляд, несмотря на то, что Инструкцией № 157н не предусмотрена аналитика по расходным КБК, учет дебиторской задолженности по расходам целесообразно вести аналогично, т.е. по тем же кодам, по которым задолженность учитывалась на балансе до ее списания (кодам классификации расходов бюджетов (КРБ)).

Такой подход позволит при необходимости восстановить задолженность на балансовом учете.

Обратим внимание, что данное правило справедливо только в части дебиторской задолженности по расходам текущего года.

Дебиторская задолженность по расходам прошлых лет, в свою очередь, учитывается обособленно:

Задолженность учреждения, невостребованная кредитором, принимается к забалансовому учету для наблюдения в течение срока исковой давности в сумме задолженности, списанной с балансового учета. Для учета такой задолженности используется одноименный забалансовый счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».

С 01.01.2021 аналитический учет на забалансовом счете 20 ведется, в том числе в разрезе (п. 371 Инструкции № 157н):

  • кодов классификации доходов бюджетов (КДБ),
  • кодов классификации расходов бюджетов (КРБ),
  • кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (КИФ).

Ситуация с невостребованной кредиторской задолженностью аналогична дебиторской. Если кредитор предъявил свои требования, то ранее списанная с баланса задолженность, списывается с забалансового учета и отражается в балансовом учете на соответствующих аналитических счетах учета обязательств. То есть задолженность также восстанавливается на балансе по тем же КБК, по которым учитывалась на балансе учреждения до ее списания.

Поэтому аналитический учет на забалансовом счете 20 рекомендуем вести по тем же КБК, по которым кредиторская задолженность учитывалась ранее.

С 01.01.2021 аналитический учет ряда забалансовых счетов ведется в разрезе КОСГУ. Новая аналитика предусмотрена для забалансовых счетов, предназначенных для учета нефинансовых активов. Это забалансовые счета:

  • 01 «Имущество, полученное в пользование»;
  • 24 «Нефинансовые активы, переданные в доверительное управление»;
  • 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»;
  • 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование»;
  • 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».

Введение новой аналитики по КОСГУ, на наш взгляд, обусловлено тем, что на указанных забалансовых счетах учитываются различные нефинансовые активы (объекты основных средств, материальных запасов, непроизведенные и нематериальные активы).

В целях разграничения объектов по видам имущества, аналитический учет на забалансовых счетах нефинансовых активов ведется в разрезе соответствующих статьей (подстатей) КОСГУ группы 300 «Поступление нефинансовых активов»:

  • статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
  • статьи 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;
  • статьи 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов»;
  • подстатей статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;
  • подстатей статьи 350 «Увеличение стоимости права пользования».

Другими словами, аналитический учет в разрезе КОСГУ на забалансовых счетах 01, 24, 25, 26, 27 ведется в разрезе соответствующих статьей (подстатей) КОСГУ группы 300 в зависимости от вида имущества.

Детальный порядок аналитического учета на забалансовых счетах учреждению нужно предусмотреть положениями своей учетной политики.

В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.

Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.

15.02.2017 16:54
🙁
Практически живу на работе, но зарплата все меньше … Видимо начали вычитать за проживание…
Подробнее…

15.02.2017 14:14
Пожар в налоговой
Звонок в пожарную часть:
— Мужики, вы сильно заняты?
— Да нет, сидим, в домино играем…
— Ну, доигрывайте, и собирайтесь потихоньку, тут налоговая горит…
Подробнее…

19.01.2012 15:24
Баллада о среднесписочной численности
Я отбросил легкомысленность,
Я сегодня рано встал –
Среднесписочную численность
Я в налоговой сдавал.

Почесав щетину жёсткую
На физическом лице
Открываю дверь неброскую,
Покуривши на кры…
Подробнее…

05.03.2011 12:01
«Почему с пустыми руками?»
Сейчас а главбух в маленьком бюджетном учреждении, а в 90-х работала в налоговой. Это случай из моей инспектоской жизни. На двери нашего кабинета висело объявление, что для постановки на учёт предп…
Подробнее…

28.12.2010 16:09
Красное сторно
Заходит к главному бухгалтеру начальник и видит ,что у того на столе бутылка водки почти пустая.Он говорит:»Как вы можете?Пьяный на работе!Да еще и беленькое пьете!» На что главбух ,доста…
Подробнее…

Все записи

Забалансовые счета в бюджетных учреждениях 2021 года могут быть классифицированы по нескольким категориям исходя из их назначения.

Большинство из забалансовых счетов применяются учреждениями в бюджетной системе аналогично тому, как это происходит в частных организациях. То есть забалансовый счет используется, чтобы поставить на учет в организации некий объект, который нельзя однозначно отнести к активам или пассивам «внутри баланса». Например, это может быть обусловлено тем, что данный объект:

  • не является собственностью (или встречным обязательством перед контрагентом при возникновении права собственности) организации либо не находится в оперативном управлении учреждением;
  • не используется регулярно в хозяйственной деятельности (как вариант, передан в пользование другому лицу и большую часть времени задействуется именно им);
  • поступил в пользование организации временно;
  • имеет очень малую стоимость в сравнении с типовой стоимостью одноименных объектов учета, которые обычно ставятся на баланс в качестве активов или пассивов.

Примеры счетов для бухгалтерского учета таких объектов в бюджетном учреждении:

  • 02, на котором учитываются материальные ценности на хранении;
  • 24, на котором учитывается имущество, переданное в доверительное управление;
  • 07, на котором учитываются награды, кубки, в том числе переходящие.

Есть забалансовые счета, которые выполняют вспомогательную функцию относительно балансовых счетов учреждения. К таким вспомогательным счетам относятся 17 и 18, которые открываются к активным счетам 020100000 («Денежные средства»), 021003000 («Расчеты с финансовым органом)», 030406000 («Расчеты с прочими кредиторами»).

Полный перечень критериев постановки тех или иных объектов на забалансовые счета бюджетного учреждения определен в п. 332 Инструкции по приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н. В 2021 году действует более 40 различных забалансовых счетов, введенных данным приказом. Учреждение вправе добавлять к ним свои счета и субсчета.

Положения приказа № 157н в части установления перечня и порядка применения забалансовых счетов могут применяться всеми учреждениями бюджетной системы — бюджетными, казенными, автономными. С учетом положений специальных инструкций по бюджетному учету в каждом типе учреждений различия в применении забалансовых счетов могут быть существенными.

Записи по дебету счета МЦ.04

Согласно Плану счетов (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) для оприходования инвентаря и хозпринадлежностей используется балансовый счет 10.09. Для отражения данной хозоперации в программе «1С:Бухгалтерия» предусмотрен документ «Поступление товаров и услуг».

При принятии к учету инструментов и прочего инвентаря создается новый документ с видом операции «Покупка, комиссия». Документ заполняется с указанием:

  • что приходуется,
  • от кого,
  • в каком количестве,
  • по какой цене.

В качестве дебетового счета учета выбирается счет 10.09 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

Запись по кредиту счета 10.09 проходит при передаче инвентаря и прочего хозимущества в эксплуатацию. Для этого создается и проводится документ «Передача материалов в эксплуатацию».

При передаче инвентаря заполняется закладка «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»:

  • выбирается по позициям номенклатура передаваемых ценностей,
  • сотрудник, принимающий их в пользование,
  • указывается счет учета 10.09 и способ отражения затрат.

При проведении документа происходит списание ценностей со счета учета 10.09 на счет затрат. Одновременно данные ценности проходят по дебету счета МЦ.04 в разрезе номенклатуры, количества и материально ответственных лиц. Таким образом можно организовать надлежащий контроль за сохранностью имущества организации.

Документ «Передача материалов в эксплуатацию» позволяет распечатать ведомость учета выдачи (форму МБ-7) или требование-накладную (форму М-11). При необходимости можно сменить материально ответственное лицо, отвечающее за сохранность хозяйственных ценностей, учтенных за балансом.

Порядок ведения забалансового учета

Ведение забалансового учета обеспечивает контроль за использованием и сохранностью ценностей, находящихся у учреждения во временном распоряжении, а также своевременное и корректное оформление соответствующей бухгалтерской документации и организацию надлежащего бухучета по забалансу.

Учет по забалансу ведется в простой форме, избегая спама, то есть суммы по операциям с активами, вынесенными за баланс, отражаются либо по дебету, либо по кредиту. Корреспонденция (двойная запись) по ним не ведется.

Проводки составляются по следующему правилу: необходимая сумма записывается или в Дт, или в Кт. Одна и та же операция не должна проводиться по дебету одного бухсчета и по кредиту другого. На Дт забаланса формируются бухгалтерские записи по получению имущества и выдаче обеспечений, на Кт — выбытие ценностей и завершение обеспечений.

Остаток на начало периода (месяца) указывает на наличие того или иного вида ценностей, которые учитываются на определенном счете. Остаток на конец месяца у ЗС всегда является дебетовым.

Дебетовое сальдо на конец периода определяет остаток средств, сформировавшийся на отчетную дату.

Забалансовый счет 07 в бюджетном учете

По нему ведется учет двух видов МЦ:

  • призов, кубков, знамен, предназначенных для награждения победителей на протяжении всего времени их нахождения в бюджетной организации по условной оценке;
  • сувениров и ценных подарков по стоимости их приобретения.

Рассмотрим практический пример.

Спортивное учреждение купило ценные подарки для использования в качестве призов победителям соревнований за 26 500 руб. По результатам соревнований спортсмены получили подарки. Операции по их покупке и вручению следует отразить так:

  • расходы по приобретению – Дт 4 401 10 290 Кт 4 302 29 000 (26 500 руб.);
  • стоимость ценностей за балансом – Дт 07 (26 500 руб.);
  • оплата купленных МЦ для подарков – Дт 4 302 29 000 Кт 4 201 11 000 (26 500 руб.);
  • списание с забалансового счета подаренных призов – Кт 07 (26 500 руб.).

Забалансовые Счета 17 И 18 В Бюджетных Учреждениях В 2022 Году

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что ни Инструкцией, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2022 N 157н (далее Инструкция N 157н), ни Инструкцией, утвержденной приказом Минфина РФ от 23.12.2022 N 183н (далее — Инструкция N 183н), не предусмотрено формирование по забалансовым счетам 26-значного кода счета, как это установлено для балансовых счетов. Однако введение дополнительных аналитических кодов, аналогичных разрядам номеров балансовых счетов, обусловлено требованиями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2022 N 33н (далее — Инструкция N 33н), в соответствии с положениями которой автономное учреждение составляет и представляет бухгалтерскую отчетность.
Согласно положениям п.п. 34-45 Инструкции N 33н аналитические данные по поступлениям и выбытиям, отражаемые на забалансовых счетах 17 и 18, являются основанием для формирования показателей «Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» (ф. 0503737) (далее — Отчет (ф. 0503737)).
Так, например, в Отчете (ф. 0503737) показатели на забалансовых счетах 17 и 18 отражаются в соответствии с аналитическими кодами поступлений и выбытий (кодов видов доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов). Исключение составляют операции со средствами во временном распоряжении, по которым аналитические коды поступлений и выбытий не указываются (смотрите приложение N 1 к письму Минфина России от 28.12.2022 N 02-06-10/79177).
Правила выставления аналитических данных по поступлениям и выбытиям на забалансовых счетах 17 и 18 напрямую зависят от требований к формированию отчетности, установленных Инструкцией N 33н, и требований к оформлению учета на счетах Инструкцией N 157н, которые кратко можно представить следующим образом:
— в разделе 1 «Доходы учреждения» учитываются хозяйственные операции, связанные с получением дохода в денежном эквиваленте, уплатой налогов с доходов (НДС и налог на прибыль), а также возврата таких доходов. Такие операции в своей аналитике содержат код вида дохода или аналитическую группу подвида доходов бюджетов (далее — АнКВД);
— в разделе 2 «Расходы учреждения» учитываются хозяйственные операции, связанные с оплатой расходов учреждения в текущем году, а также возвратов расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года. Эти операции в своей аналитике содержат код вида расходов (далее — КВР);
— в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» содержится информация о предоставленных и погашенных займах, ссудах, курсовых разницах, возврата дебиторской задолженности прошлых лет, а также движение денежных средств между лицевыми и (или) банковскими счетами, между счетами и кассой учреждения. В своей аналитике эти операции содержат код вида источников финансирования дефицитов бюджетов (далее — АнКВИ).
Соответственно, возвраты ранее полученных доходов отражаются по тем же кодам АнКВД, по которым ранее было учтено поступление дохода. В свою очередь, возврат расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года следует отражать по тем же кодам КВР, по которым изначально был учтен такой расход. То есть такие возвраты (как доходов, так и расходов) следует отражать по той же аналитике, что и первоначальный платеж, только со знаком «минус».
Кроме того, если возврат подотчетной суммы был осуществлен в кассу учреждения, то согласно п. 44 Инструкции N 33н операции по движению денежных средств учреждения между кассой и счетами подлежат отражению в Разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» Отчета (ф. 0503737) на основании аналитических данных по видам поступлений (выбытий) источников финансирования дефицита средств учреждения, отраженных на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств» (коды 510 и 610 КОСГУ), открытых к балансовым счетам учреждений, предназначенным для учета операций с наличными и безналичными денежными средствами (счет 201 00 «Денежные средства учреждения»). Операции по движению денежных средств между лицевым (банковским) счетом и кассой бюджетного (автономного) учреждения не являются «доходными» или «расходными». Этим обусловлены определенные особенности отражения указанных операций в Отчете (ф. 0503737) (смотрите также п. 2.3 письма Минфина России от 26.06.2022 N 02-06-07/2335).
На основании Инструкций NN 157н, 183н и 33н рассматриваемые ситуации следующим образом будут включены в регистры бухгалтерского учета и в Отчет (ф. 0503737):
1. Возврат неиспользованных подотчетных сумм от сотрудников через кассу учреждения с последующим перечислением на лицевой счет на примере возврата суточных подотчетным лицом, вернувшимся из командировки:
1.1. Дебет 0 201 34 000 Кредит 0 208 000 — возврат неиспользованных подотчетных сумм текущего года. Одновременно следует уменьшить забалансовый счет 18, открытый к счету 0 201 34 000 (КВР 112 КОСГУ 212).
При формировании Отчета (ф. 0503737) «указанная сумма отражается: в разделе 2 «Расходы учреждения», по графе 7 со знаком «-» (п. 43 Инструкции N 33н) и в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения», в строке 710 по графе 7 со знаком «-» (п. 44 Инструкции N 33н);
1.2. Дебет 0 210 03 000 Кредит 0 201 34 000 — отражено выбытие денежных средств из кассы автономного учреждения и зачисление их на лицевой счет. Одновременно производится увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 0 210 03 000 (АнКВИ 510, КОСГУ 510) и уменьшение забалансового счета 18, открытого к счету 0 201 34 000 (АнКВИ 610, КОСГУ 610).
При формировании Отчета (ф. 0503737) указанная сумма отражается: в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» в строке 720, графа 7 со знаком «+», в строке 732, графа 7 со знаком «-«, в строке 710, графа 6 со знаком «-» и в строке 731, графа 6 со знаком «+»;
1.3. Дебет 0 201 11 000 Кредит 0 210 03 000 — денежные средства зачислены на лицевой счет автономного учреждения. Одновременно производится увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 0 201 11 000 (АнКВИ 510 КОСГУ 510) и с уменьшение забалансового счета 18, открытого к счету 0 210 03 000 (АнКВИ 610, КОСГУ 610).
При формировании Отчета (ф. 0503737) указанная сумма отражается: в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» в строке 710, графа 5 со знаком «-«, в строке 731, графа 5 со знаком «+», в строке 720 со знаком «-» и в строке 732, графа 6 со знаком «-«.
2. Восстановление кассовых расходов текущего года (возвраты от поставщиков) на лицевой счет на примере возврата излишне перечисленного аванса по коммунальным услугам:
Дебет 0 201 11 000 Кредит 0 206 23 000 — возврат от поставщиков излишне перечисленного аванса с одновременным уменьшением забалансового счета 18, открытого к счету 0 201 11 000 (КВР 244, КОСГУ 223).
При формировании Отчета (ф. 0503737) указанная сумма отражается в разделе 2 «Расходы учреждения» по графе 5 со знаком «-» (п. 43 Инструкции N 33н); в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» в строке 710 по графе 5 со знаком «-» (п. 44 Инструкции N 33н).
3. Возврат покупателям услуг денежных средств за неоказанные услуги по предпринимательской деятельности на примере оказания платных услуг:
Дебет 2 201 11 000 Кредит 2 205 30 000 — возврат покупателям денежных средств за неоказанные услуги. Одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 17 (АнКВД 130, КОСГУ 131).
При формировании Отчета (ф. 0503737) указанная сумма отражается в разделе 1 «Доходы учреждения» по графе 5 со знаком «-» (п. 42 Инструкции N 33н); в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» в строке 710 по графе 5 со знаком «-» (п. 44 Инструкции N 33н).

Тема: Счета 17 и 18 у казенных учреждений

Инструкция 157Н:
Операции по перечислению возвратов поступлений, учитываемых на соответствующих счетах аналитического учета счета 17 «Поступления денежных средств», отражаются со знаком «минус».
Операции по возврату расходов (выплат источников финансирования дефицита бюджета, за исключением денежных средств) текущего года, учтенных на соответствующих счетах аналитического учета счета 18 «Выбытия денежных средств», отражаются со знаком «минус».

В ваших примерах все разложится таким образом:
1 цепочка
210.03 / 304.05
к этой операции делается запись
Д 17 КИФ 510.
Аналитика типа КИФ используется в случае перемещения ден.средств между кассой и лицевым, лицевым и расчетным, т.е. внутренние обороты учреждения.
201.34 / 210.03 — абсолютно аналогичное рассуждение — здесь ничего не происходит, ничего не прибавляется и не убавляется, исключительно внутренние обороты, поэтому запись:
Д 17 510 к счету 201.34 и одновременно К 18 610 к счету 210.03
208.00 / 201.34 — а вот тут уже пошел кассовый расход. Правда, у КУ вы его уже отразили КОСГУ счета 304.05, когда снимали деньги с лицевого, у КУ и отчетность-то вся построена именно так, но АУ и БУ осуществлять кассовые расходы могут не только с лицевого, но и из кассы учреждения непосредственно, поэтому они в этом случае наполнят 18 смыслом — это будет КВР, ну пусть 244. Вам придется просто повторить тот КВР, с которым вы снимали деньги с лицевого. Итак:
К 18 244 к счету 201.34


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *