Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за несвоевременную сдачу декларации в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Актуальный в 2023 году бланк этой декларации — форма по КНД 1151085, утверждённая ещё в июле 2007 года приказом Минфина России № 62н. В ней два листа, но компании и индивидуальные предприниматели заполняют только первый. Второй нужен для физлиц, не имеющих статуса ИП, которые не указали на листе 1 свой ИНН.
В форме необходимо отразить такие сведения:
- ИНН, а для организаций ещё и КПП. При указании ИНН организации в первых двух ячейках проставляется «00»;
- вид документа — 1, если за отчётный период он подаётся впервые. Если это корректирующий отчет, ставится код 3, а через «/» отражается номер корректировки;
- год, к которому относится отчёт;
- название и код ИФНС;
- наименование компании или ФИО предпринимателя;
- код ОКАТО;
- ОКВЭД.
Далее идет таблица – в ней нужно указать налоги, в отношении которых заполняется декларация. Налоги отражаются построчно в том порядке, в котором в Налоговом кодексе идут соответствующие им главы. То есть на ОСНО сначала указывается НДС (глава 21), а затем налог на прибыль (глава 25).
Уголовные преступления
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.
Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.
Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:
- умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
- причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
- достижение обвиняемым возраста 16 лет.
Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.
Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.
То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.
В каких случаях не нужно уплачивать штраф?
Заметим, что все описанные ранее нововведения имеют отношение к наказанию за несвоевременную или неправильную сдачу исключительно налоговой декларации. Вместе с тем, задержка со сдачей другой отчетности (она перечислена ниже) не может служить причиной для штрафа в соответствии с новыми нормами, поскольку нововведения в Налоговом кодексе этих документов не касаются вовсе. То же относится и к документам по УСН и налогу на доходы.
В частности, сюда относятся:
- декларации по налоговым агентам;
- сведения;
- справки;
- расчет.
Размер штрафа за опоздание с отчетом
Правила, по которым назначается штраф за несвоевременно представленный РСВ, прописаны в п. 1 ст. 119 НК РФ. Сумма штрафа определяется расчетным путем — 5% от неуплаченной в срок суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основании представленного РСВ, за каждый полный или неполный месяц.
Рассчитанная таким образом величина не всегда представляет собой окончательный размер штрафа, подлежащего перечислению в бюджет. Законодатель установил ограничения, за пределы которых сумма штрафа выходить не может: не менее 1 000 руб. и не более 30% указанной суммы взносов.
Размер штрафа за несвоевременную сдачу РСВ в 2020 году вычисляется по этому же алгоритму.
Штраф за непредставление (несвоевременное представление) РСВ — это не всё, что может подстерегать плательщика взносов. С прошлого года у налоговиков появилась законодательно закрепленная возможность приостанавливать операции по банковским счетам, если они не получат РСВ в течение 10 дней по истечении установленного срока его представления (п. 2 ст. 76 НК РФ, закон «О внесении изменений. » от 29.07.2018 № 232-ФЗ).
Кроме того, оштрафовать могут и руководителя на 300–500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ). Размер этого наказания в дальнейшем может вырасти — законодатели планируют увеличить его не менее чем в 5 раз.
В рассматриваемой форме заполнению подлежат исключительно те разделы, в которых может быть указана какая-либо информация. Другими словами, если у плательщика один из разделов формы остается пустым, то соответствующие взносы не должны начисляться. В соответствии с этим такие разделы расчета не должны предоставляться.
В соответствии с вышеуказанной информации страхователь должен в первую очередь оформить обязательные разделы и только после этого проставить на каждой конкретной странице документа нумерацию сквозного характера.
Стоит отметить, что годовую отчетность за 2020 года не должны были подавать те индивидуальные предприниматели, которые не нанимали работников и не выплачивали зарплату с прочими финансовыми вознаграждениями физлицам.
Что касается тех работодателей, которые осуществляли выплаты в течение прошлого года финансовых вознаграждений в полном размере и начислявших все страховые взносы по ОМС, то они должны заполнить все без исключения разделы расчета по форме РСВ-1.
В титульном листе должна быть обязательно прописана следующая информация:
- регистрационный номер организации или индивидуального предпринимателя в Пенсионном Фонде;
- сквозная нумерация страницы;
- кодификация для первичной или исправленной документации;
- код отчетного периода – для второго квартала указывается код 6;
- дата оформления;
- полное наименование организации;
- индивидуальный налоговый номер;
- КПП и так далее.
Если предприятие оформляет нулевую отчетность, то нужно проставить прочерк в графе со сведениями о числе застрахованных лиц. Зачастую рассматриваемый отчет подается только теми компаниями, у которых в штате числится только директор. В разделе о среднесписочном числе работников нужно проставить единицу. Если это не будет сделано, то инспекторы также наложат административный штраф.
Штраф за несдачу нулевого расчета по взносам
Источник: журнал «Главбух»
Российские компании признаются плательщиками страховых взносов (подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А значит, они должны исполнять обязанности плательщиков. Одна из них – представлять во внебюджетные фонды по месту своего учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (п. 3 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ).
Компании должны сдавать в свое отделение соцстраха форму-4 ФСС и в отделение ПФР – расчет РСВ-1 ПФР. Форма-4 ФСС и порядок ее заполнения утверждены приказом ФСС России от 26 февраля 2015 г. № 59. Расчет РСВ-1 ПФР сдается по форме, утвержденной постановлением Правления ПФР от 16 января 2014 г. № 2п. Этим же постановлением утвержден и порядок его заполнения.
Санкции за не сдачу отчетности в налоговую
Штраф за не сдачу отчетности устанавливаются по статьям 119 и 126 НК РФ и статьям 15.5 и 15.6 КоАП РФ.
Необходимо учесть, что в случае, если срок сдачи отчетности выпадает на выходной или праздничный день, отчетность необходимо сдать в первый рабочий день после выходного (праздничного) дня.
Если организация не ведет деятельность, она все равно должна сдавать отчетность, установленную НК РФ. Обычно такую отчетность называют «нулевой». Штраф за не сдачу «нулевой» отчетности такой же, как и во всех других случаях.
Нужно учесть, что если организация не ведет деятельность, у нее нет движения денежных средств по расчетному счету и кассе организации, она может представлять единую упрощенную декларацию, снизив таким образом количество «нулевых» отчетов и размеры возможных санкций в случаях, когда отчетность по каким-либо причинам не будет сдана. В случае если нарушения допущено впервые, ответственность по КоАП может быть заменена предупреждением.
Опоздание с декларацией и неуплата налога – налоговые правонарушениям, за которые предусмотрены штрафы. Даже если вам удалось уменьшить налог до нуля, декларацию вы все равно сдали несвоевременно. Будет минимальный штраф – 1000 рублей.
Если налог, несмотря на ваши возражения/пояснения, остался, штраф за запоздалую декларацию составит 5% от налога за каждый месяц просрочки декларации. Максимально возможная сумма санкции – 30 % от НДФЛ к уплате.
За несвоевременную уплату налога – свой штраф: 20% от суммы недоимки. Также налоговая начислит пени за просрочку уплаты налога. Сумму пеней можно увидеть в решении вместе с суммой недоимки.
Штрафы можно уменьшить, подав ходатайство о наличии смягчающих обстоятельств. Правда, делать это надо на этапе подачи возражений на акт проверки или, в крайнем случае, при рассмотрении материалов налоговой проверки в ИФНС.
- ЕУД является особым отчетом, сдаваемым лишь в ситуации отсутствия у налогоплательщика хозяйственной деятельности и только в отношении некоторых налогов. Срок ее представления наступает раньше срока подачи обычных деклараций по тем налогам, которые могут быть отражены в ЕУД.
- Обязанность заменить обычные декларации с нулевыми данными на ЕУД у налогоплательщика нет. Поэтому, не сдав вовремя ЕУД, он без каких-либо негативных для себя последствий может отчитаться по показываемым в ней налогам, оформив обычные декларации по ним и сдав их в сроки, установленные для подачи таких деклараций.
- Если ЕУД сдается по истечении срока, отведенного для ее представления, то налогоплательщик за ее неподачу в срок наказывается штрафом 1 000 руб., налагаемым по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации.
Штраф за непредоставление налоговой декларации физическим лицом-предпринимателем установлен в КоАП и НК. Просрочка сдачи отчетности исчисляется в рабочих днях.
Размер штрафа за непредоставление налоговой декларации определяется по правилам 119 статьи НК. В норме установлено, что субъект должен уплатить 5 % от суммы отчисления за каждый месяц (неполный в том числе) с даты, установленной для сдачи отчетности. При этом сумма штрафа за непредоставление налоговой декларации физическим лицом-предпринимателем не может быть больше 30 % от величины обязательного платежа и меньше 1000 рублей.
Размер санкции увеличивается в зависимости от продолжительности просрочки. Так, штраф за непредоствление налоговой декларации в течение более 180 дней составляет 30 % от величины отчисления, подлежащего выплате в соответствии с отчетностью, к которым прибавляется 10 % за каждый месяц (неполный в том числе) от этой же суммы. Дополнительное взыскание (10 %) вменяется со 181-го дня просрочки.
Штраф за непредоставление единой упрощенной налоговой декларации
При применении упрощенной формы отчетности хозяйствующему субъекту необходимо учитывать целый ряд нюансов. О них говорится во 2 пункте 80 статьи НК, а также в Приказе Минфина № 62н от 2007 г.
Чтобы возникла возможность сдать упрощенную декларацию за налоговый (отчетный) период, не должно быть никакого движения денег по кассе или расчетному счету. К примеру, если говорить об НДС, то у предприятия не должно быть операций на протяжении всего квартала. Чтобы отразить в упрощенной форме налог с прибыли, движение денег должно отсутствовать с самого начала года, поскольку он рассчитывается нарастающим итогом.
Если предприятие сдает форму по нескольким обязательным отчислениям, то по ним не должно быть объектов обложения. Особым считается случай, когда субъект обязан отчитываться по налогам только при наличии объекта обложения. К примеру, если говорить о земельном налоге, то им выступает участок, если о транспортном – то автомобиль или иное ТС. При отсутствии объекта по указанным объектам ни упрощенная, ни обычная декларация не сдается.
Следует помнить, что сдача отчетности осуществляется не чаще 1 раза в квартал (за 1 кв., 6, 9, 12 мес.). Соответственно, ее нельзя использовать по налогам, отчет за которые надлежит представлять ежемесячно. Речь, в частности, об акцизах, отчислениях с прибыли.
Упрощенная форма может использоваться исключительно для налогов. Это означает, что включать в декларацию сведения о взносах по ОПС, если база по ним 0, не следует.
Если в связи с установленными ограничениями сдать упрощенную форму не представляется возможным, придется подать в ИФНС обычную отчетность. Соответственно, за нарушение сроков предусматривается ответственность по 119 статье НК.
Упрощенная форма подходит только для тех субъектов, которые бездействуют. Если на предприятии выплачивается хотя бы минимальный заработок, значит, имеет место движение денег.
Если предприятие по ошибке сдало нулевую декларацию, хотя нужна была упрощенная, штраф может быть вменен и в этом случае. Связано это с тем, что, согласно положениям 2 пункта 80 статьи НК, представление декларации по упрощенной форме является обязанностью, а не правом налогоплательщика. Следовательно, ошибка субъекта может быть расценена как нарушение сроков, установленных НК для сдачи отчетности.
Кого нельзя наказать за опоздание с 3-НДФЛ
Полный список физлиц, обязанных подавать 3-НДФЛ, приведен в ст. 228 НК РФ. В эту категорию попали:
- самостоятельно рассчитывающие НДФЛ граждане (ИП на ОСНО, адвокаты, нотариусы и др.);
- получившие облагаемый НДФЛ дополнительный доход (выигрыш в лотерею, от сдачи жилья в аренду, от продажи машины и др.);
- получившие за пределами РФ доход налоговые резиденты.
Наложить штраф за несвоевременное представление 3-НДФЛ инспекторы не вправе, если физлицо подает декларацию с целью получения налоговых вычетов, не декларируя при этом никаких доходов. Для таких ситуаций срок отчетности не регламентируется.
Не попадают под наказание и те физлица, которые в соответствии с НК РФ не обязаны оформлять 3-НДФЛ, хотя и в истекшем налоговом периоде получали доходы:
- исключительно в форме зарплаты (при этом о полученных работником суммах работодатель отчитался в налоговый орган);
- от продажи собственного имущества, которым владели более 3 лет, а по недвижимости, приобретенной после 01.01.2016, — более 5 лет (ст. 217.1 и п. 17.1 ст. 217 НК РФ).
Штрафы за несдачу отчетности в налоговую в 2020 году
Случаи не сдачи отчетности в ИФНС не так уж редки. Они могут быть обусловлены разными причинами. Возможно, просто забыли, либо не отследили изменения в законодательстве, а быть может, начали заниматься новым видом деятельности.
Например, вновь созданные организации зачастую забывают сдать Сведения о среднесписочной численности.
Для вновь созданных организаций срок сдачи таких сведений – не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем регистрации (создания) организации.
В дальнейшем такая организация обязана представлять Сведения о среднесписочной численности раз в год (не позднее 20 января), как и все давно действующие организации.
Вне зависимости от причин санкции со стороны контролирующих органов все равно последуют. Разберемся, какие они могут быть ( статью ⇒ Штрафы за не предоставление отчетности в ФСС в 2020).
Комментарий к ст. 119 НК РФ
Комментируемая статья устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации.
Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 01.01.2014, сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.
При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.2010 N 03-02-07/1479, от 29.04.2011 N 03-02-08/48.
Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.2014 N СА-4-7/19945).
Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 N 09АП-29306/2011-АК).
Вместе с тем по вопросу применения пункта 1 статьи 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.
Как указано в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в пункте 18 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.
Неоднозначность толкования нормы устранена с 01.01.2014 посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ, которым в пункте 1 статьи 119 НК РФ словосочетание «неуплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».
На устранение неоднозначности толкования пункта 1 статьи 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.2014 N СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу письма ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@».
В письме Минфина России от 14.08.2015 N 03-02-08/47033 отмечено, что статьей 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный статьей 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 рублей.
Минимальный размер штрафа, предусмотренный статьей 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 рублей Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что пункт 1 статьи 119 НК РФ не содержит противоречий, в том числе относительно установленных размеров штрафов.
В пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что из положений пункта 3 статьи 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.
Соответственно, из взаимосвязанного толкования указанной нормы и пункта 1 статьи 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной статьей 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй Кодекса.
Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)
- СТ 119 НК РФ.
- 1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета
- влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
- 2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок
- влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.