Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Совместное предприятие с иностранной компанией налогообложение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При совместном предприятии с иностранной компанией в России его учредители имеют равные права и одинаковый доступ к вопросам управления бизнеса. Таким образом, законодательство РФ не выделяет преимущество отечественного или иностранного инвестора, создавая равные условия по управлению предприятием для обоих.
Особенности и преимущества СП
Второй особенностью совместного бизнеса можно выделить широкие возможности для международного сотрудничества, которые открывает СП. Это может выражаться в следующих формах:
- Совместное создание нового юридического лица.
- Открытие филиала или представительства за рубежом.
- Подписание соглашения об открытии нового производства с привлечением иностранного капитала.
- Подписание договора об обмене технологиями.
- Участие в международных научных исследованиях.
- Совместная разработка товаров и услуг.
Документы и информация, необходимые для учреждения СП
При создании и регистрации совместного предприятия с иностранными инвестициями партнерам потребуется представить следующие сведения и документы:
- письменное заявление учредителей;
- наименование создаваемой компании с указанием ее организационно-правовой формы;
- планируемые виды осуществляемой хозяйственной деятельности с указанием кодов ОКВЭД;
- данные об учредителях, включая выписку из торгового реестра страны происхождения иностранной компании, а также справку из банка;
- пакет учредительных документов, включая учредительный договор и устав;
- копии учредительных документов каждого из учредителей;
- размер уставного капитала с распределением долей учредителей;
- юридический и физический адрес;
- анкетные данные директора, главного бухгалтера;
- используемая система налогообложения;
- контактные данные.
Формы совместных предприятий
Участвовать в капитале другой страны можно по-разному. Законы РФ не запрещают любых форм внешнеэкономического сотрудничества. Совместное предприятие можно разделить по следующим критериям:
- По размеру участия иностранного капитала: инвестор из другой страны финансирует деятельность частично или полностью:
- если доля финансовых инвестиций составила 100%, то при регистрации СП понадобится личное присутствие руководителя инвестирующей фирмы (или всех руководителей, если в СП несколько членов);
- если другие страны финансируют СП только частично, их представителей можно ввести в состав правления нового юрлица путем внесения доли в инвестиционный капитал.
- По типу представителя:
- СП создается с иностранной компанией, то есть юрлицом;
- иностранным партнером становится предприниматель – физическое лицо.
- По организационно-правовой форме:
- общество с ограниченной ответственностью;
- акционерное общество;
- простое товарищество;
- инвестиционное товарищество;
- возмездное оказание услуг по договору;
- работа по договору агентской деятельности.
Риски создания и функционирования совместного предприятия
Плюсы совместной экономической деятельности очевидны, они определяются поставленными задачами. Но если «что-то пойдет не так»? На какие негативные стороны СП нужно обратить внимание? Недостатки, характерные для совместного предпринимательства:
- меньшая степень свободы в принятии решений и осуществлении действий;
- сложность полноценного партнерства с потенциальными конкурентами инвесторов («враг моего друга – мой враг»);
- рассекречивание ноу-хау (особенно в случае расставания партнеров);
- частое ощутимое несоответствие капиталов компаний и, как следствие, разные «весовые категории», то есть разный уровень и цена риска;
- финансовая и репутационная взаимозависимость;
- возможность поглощения более сильной компанией.
На эффективность деятельности СП в негативную сторону могут сильно повлиять некоторые факторы, во многом являющиеся следствием различия экономических моделей и образа мышления иностранных партнеров:
- неверное понимание партнерами целей и задач СП (или их умышленное искажение одной из сторон);
- существующие или возникающие в процессе взаимодействия конфликты;
- разногласия, обусловленные разницей культур, стилем предпринимательства и управления;
- недостаток искренности и откровенности у партнеров, особенно на первых стадиях СП.
Нормативное регулирование совместного предприятия с иностранными инвестициями
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ регулирует правоотношения иностранных инвесторов
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ регулирует порядок создания и регистрации юридических лиц и ИП в том числе совместные с иностранными инвесторами
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ регулирует порядок создания и ликвидации предприятий (что применимо, в частности, к совместным предприятиям)
Постановление Правительства РФ от 30.06.1995 N 657 «О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации»
Постановление Госкомстата РФ от 26.07.1995 N 106 «Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за внешнеэкономической деятельностью»
Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) 5 августа 2000 года N 117-ФЗ
Формы совместных предприятий
Участвовать в капитале другой страны можно по-разному. Законы РФ не запрещают любых форм внешнеэкономического сотрудничества. Совместное предприятие можно разделить по следующим критериям:
- По размеру участия иностранного капитала: инвестор из другой страны финансирует деятельность частично или полностью:
- если доля финансовых инвестиций составила 100%, то при регистрации СП понадобится личное присутствие руководителя инвестирующей фирмы (или всех руководителей, если в СП несколько членов);
- если другие страны финансируют СП только частично, их представителей можно ввести в состав правления нового юрлица путем внесения доли в инвестиционный капитал.
- По типу представителя:
- СП создается с иностранной компанией, то есть юрлицом;
- иностранным партнером становится предприниматель – физическое лицо.
- По организационно-правовой форме:
- общество с ограниченной ответственностью;
- акционерное общество;
- простое товарищество;
- инвестиционное товарищество;
- возмездное оказание услуг по договору;
- работа по договору агентской деятельности.
Контролирующие лица КИК и доли участия
К контролирующим субъектам относятся физические или юридические лица с долей участия в КИК более 25 %, а также юридические лица и физические лица (в том числе в совокупности с супругом и несовершеннолетними детьми) с долей участия более 10 %, если доля участия всех резидентов Российской Федерации в этой организации превышает 50 %.
Порядок определения доли участия установлен статьей 105.2 НК РФ
Согласно налоговому законодательству выделяются два вида участия организации в другой организации.
Прямое участие (принадлежность контролирующей организации долей уставного (складочного) капитала, голосующих акций контролируемой организации, а также принадлежность доли пропорциональной количеству других участников в организации).
Налоговые последствия договора девелопмента, заключенного с иностранной компанией
Предмет договора девелопмента — возмездное оказание услуг (выполнение работ), а также совершение как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий, связанных с сопровождением и контролем за ходом и результатами проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенного на территории России. Заключение и исполнение договора девелопмента предлагается рассмотреть на примере договора между российской и кипрской компанией. Итак, инвестором строительства и заказчиком услуг выступает кипрская компания, имеющая постоянное представительство на территории РФ, а исполнитель услуг — кипрская компания, привлекающая российского субагента и субподрядчиков.
Учитывая характер услуг, в соответствии со ст. 148 НК РФ, названные услуги могут быть отнесены к одной из следующих групп:
- инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги, в частности, подготовка техникоэкономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги), информационные, консультационные или проектные;
- услуги агента, привлекающего лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в частности, инжиниринговых, информационных, консультационных, и проектных), от своего имени или от имени инвестора.
Налогообложение вознаграждения, получаемого иностранной компанией — исполнителем услуг, зависит от квалификации услуг.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Российская Федерация признается местом реализации услуг, если покупатель услуг ведет свою деятельность на территории РФ. Правило применяется, в частности:
- при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. При этом к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и др.);
- оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания перечисленных видов услуг (услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг, не предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, определяется по месту деятельности исполнителя таких работ, услуг.
Местом деятельности покупателя для целей применения подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ определена территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на ее территории на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
Покупатель услуг в рассматриваемой ситуации — кипрская компания (инвестор и собственник земельного участка), имеющая на территории РФ постоянное представительство (филиал), которое напрямую оплачивает услуги субподрядчиков на территории РФ, аккумулирует выполненные объемы работ (услуг), получает средства на оплату услуг субподрядчиков и, в случае договоренности, на оплату вознаграждения российскому субагенту, привлеченному кипрским исполнителем.
Приведенные условия взаимодействия сторон свидетельствуют о том, что в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом деятельности кипрской компании-инвестора для целей НДС должна признаваться РФ, поскольку фактическим покупателем услуг является ее постоянное представительство на территории РФ.
Соответственно, для определения места реализации этих услуг в целях НДС следует установить, относятся ли фактически выполняемые кипрской компанией-заказчиком и (или) привлеченным субагентом (субподрядчиками) действия к услугам, поименованным в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если они являются таковыми, место их реализации — Российская Федерация (по месту деятельности покупателя услуг, которым в любом случае предстает российское постоянное представительство кипрской компании инвестора) на основании абзаца пятого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если кипрская компания действует в отношениях с российским суб агентом или субподрядчиками от имени инвестора, такие агентские услуги на основании абзаца восьмого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ также облагаются НДС на территории РФ.
Инвестор привлекает заказчика для «возмездного оказания услуг (выполнения работ), а также для совершения как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий по оформлению, разработке всей необходимой предварительной, предпроектной, проектной, рабочей и разрешительной документации, управлению проектированием и строительством объекта и для выполнения иных функций, включая привлечение и контроль за техническим заказчиком, а также оказания различных, в том числе консультационных, услуг по осуществлению проектирования и строительства объекта, продаже, оформлению и содействия в регистрации прав при продаже объекта или его части». К оказываемым по договору услугам относятся, в частности, следующие виды услуг:
- услуги управления проектированием (управление процессом проектирования, включая получение полного комплекта проектной документации, необходимой и достаточной для получения разрешений на строительство объекта, выполнения строительства объекта и получения разрешений на ввод объекта в эксплуатацию);
- услуги управления строительством (привлечение специализированных организаций для подготовки, проектирования, строительства объекта, управление всеми процессами по возведению объекта в соответствии с утвержденной разрешительной и проектной документацией объекта и разработанными на ее основе регламентами);
- услуги выполнения функций технического надзора (технический надзор за строительством в объеме и в соответствии с требованиями, предусмотренными договором);
- услуги обеспечения сдачи объекта, законченного строительством, приемочной комиссии (сдача законченного строительством объекта приемочной комиссии и получение акта, надлежащим образом оформленного и подписанного всеми членами приемочной комиссии);
- услуги ввода объекта, законченного строительством, в эксплуатацию (получение надлежащим образом оформленного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, разработка и передача инвестору перечня правил и ограничений для арендаторов, включая технические характеристики объекта и отдельных входящих в него зданий).
Структура совместного предприятия
Законодательство разрешает определять ее самостоятельно. Обычно она соответствует общепринятой структуре выбранной организационно-правовой формы. Рассмотрим ее на примере одной из самых распространенных форм СП – акционерного общества:
- Высший орган управления – собрание всех акционеров.
- Совет директоров – осуществляет управление между общими собраниями. Количество директоров должно быть нечетным (для возможности принятия решения голосованием), их должно быть 3 и более в ЗАО, и более 5 – в АО.
- Правление – утверждается советом директоров.
- Генеральный директор – назначается из числа директоров на общем собрании учредителей. Он является официальным представителем СП во всех инстанциях. Его подпись правомочна на любых документах, кроме прямой компетенции правления и совета директоров.
- Ревизионная комиссия – периодически проверяет финансы и отчетность предприятия.
Статья 13. Доходы от отчуждения имущества
4. Доходы от отчуждения любого имущества иного, чем то, о котором говорится в пунктах 1, 2 и 3 (недвижимое, составляющее часть постоянного представительства), подлежат налогообложению только в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество.
3.5. Налогообложение при действии договора доверительного управления
Имущество, переданное в доверительное управление, а также приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.
Если иностранный инвестор планирует получать доход от использования имущества, то ему гораздо выгоднее не создавать в России дочернюю структуру и приобретать на нее это имущество, а заключить договор доверительного управления с российской компанией, для которой такая деятельность является основной (обычной) деятельностью (НК РФ, ст. 306, п. 9, последний абзац). Такая деятельность не будет приводить в России к образованию постоянного представительства, доход, получаемый в ходе ее не будет подлежать налогообложению у источника выплаты (НК РФ, ст. 309, п. 2; ст. 306, п.9.), имущество (за исключением недвижимости) не будет подлежать налогообложению (так как не образуется постоянное представительство иностранной организации). Налоговые последствия отсутствуют и при применении соответствующих положений некоторых налоговых соглашений.
4. Налоговый период. Отчетный период
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
5. Налоговая ставка
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В 2004 году полезно учесть то, что в отдельных регионах власти не успели принять и опубликовать законы о введении налога до 1 декабря 2003 года. Ведь по Налоговому кодексу законодательные акты, вводящие новые налоги, могут вступить в силу лишь с начала нового налогового периода и спустя месяц после его официального опубликования. Поэтому автоматически освобожденными от уплаты налога на имущество в 2004 году оказались налогоплательщики Дагестана, Калмыкии, Чукотского и Эвенкийского автономных округов, Томской и (особенно важно!) Московской областей, где власти опоздали с публикацией. В Дагестане, Калмыкии и Эвенкийском автономном округе региональные законы вообще не были приняты до 1 декабря 2003 года. В ряде регионов, в том числе в республике Карелия, Красноярском и Хабаровском краях, Архангельской, Астраханской, Калужской, Пермской, Рязанской, Свердловской областях были введены дифференцированные ставки от 0,1 до 2,2 процентов. В Ивановской области осталась прежняя ставка – 2%.
6. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи НК, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, постоянного представительства организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, указанных в пункте 2 статьи 375 НК, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Поэтому есть смысл до начала осуществления инвестиционного проекта исследовать, установлены ли льготные правила, а если их пока нет, исследовать возможность добиться введения льгот. Особенно, если это касается недвижимого имущества.
7. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 Налогового кодекса.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах. Поэтому, если иностранная организация ведет деятельность в разных местах, и такая деятельность приводит в каких-то из них к образованию постоянного представительства, в этих местах и необходимо платить налог. Но если речь идет о движимом имуществе, выгоднее не иметь его на собственном балансе, а получить в аренду, лизинг или по договору совместной деятельности от той иностранной организации, деятельность которой не приводит к образованию постоянного представительства, и которая по этой причине не является плательщиком налога.
В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, указанных в пункте 2 статьи 375 Налогового кодекса, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.
8. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения
Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 Налогового кодекса, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.
9. Налоговая декларация
Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
- Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
- Исполнитель ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности по настоящему Договору за:
- какие-либо действия/бездействие, являющиеся прямым или косвенным результатом действий/бездействия каких-либо третьих сторон;
- какие-либо косвенные убытки и/или упущенную выгоду Заказчика и/или третьих сторон вне зависимости от того, мог Исполнитель предвидеть возможность таких убытков или нет;
- использование (невозможность использования) и какие бы то ни было последствия использования (невозможности использования) Заказчиком заказанных документов или шаблонов документов.
- Совокупная ответственность Исполнителя по настоящему Договору, по любому иску или претензии в отношении настоящего Договора или его исполнения, ограничивается суммой платежа, уплаченного Исполнителю Заказчиком по настоящему Договору.
- Исполнитель, надлежащим образом исполнивший свои обязательства, не несет ответственность за решения, принимаемые судом, иными государственными органами и должностными лицами, и не может нести ответственности за результат.
ПРЕДПРИЯТИЯ, ПОЛНОСТЬЮ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРАМ
Как правило, в соответствии с законодательством большинства стран на их территориях могут создаваться и функционировать предприятия, на 100% принадлежащие иностранным юридическим или физическим лицам. Эти предприятия регистрируются как юридические лица страны базирования. Не является исключением и Россия.
Организация и деятельность компаний, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, но зарегистрированных по российскому законодательству, определяются законодательством нашей страны, которое устанавливает порядок регистрации компаний, их правовое положение, уровень налогообложения, ограничения по приобретению пакетов акций в отдельных отраслях, порядок перевода прибылей, подчинение трудовому законодательству.
Эти компании вынуждены практически “врастать” в экономику страны базирования. Они не могут избежать взаимоотношений с российской кредитно-банковской системой, налоговыми органами, с национальными поставщиками энергоресурсов и т.д.
Если говорить о преимуществах данной организационной формы ведения международного бизнеса, то следует отметить, что практически любой бизнесмен предпочитает полностью владеть предприятием в другой стране, поскольку в этом случае упрощается контроль за его работой и нет необходимости делиться прибылью с кем-либо. До тех пор, пока нет других совладельцев, руководство свободнее в принятии мер, которые неоптимальны для конкретных операций в конкретной стране, но наилучшим образом работают на пользу компании в целом. При наличии местных партнеров свобода действий головной фирмы уменьшается, так как даже незначительные мелкие акционеры могут апеллировать к правительствам своих стран по поводу практики, ущемляющей их интересы. Даже в тех случаях, когда владельцы контрольного пакета акций действуют, как им представляется, в интересах компании, могут возникнуть конфликты с местными акционерами из-за расхождений во мнении о том, как следует вести дела. Зоны возможных конфликтов – это размер дивидендов в сравнении с объемом удерживаемой от распределения части прибыли, уровень информированности широкой публики о деятельности фирмы, степень сотрудничества с различными государственными учреждениями.
Предприятия, полностью принадлежащие иностранным юридическим или физическим лицам, как и совместные предприятия, могут создаваться путем регистрации новой компании или путем приобретения местных предприятий, имущественных комплексов, в том числе и в процессе приватизации.
Создание новой компании за рубежом – это, как правило, самый дорогостоящий вариант, требующий немало времени и сопряженный с большим риском, так как при этом приходится действовать в незнакомой обстановке. Издержки на создание компании могут быть велики. Кроме того необходимо хорошо знать местные условия, особенности рынков, а также обладать известной и авторитетной торговой маркой.
Второй путь получил в современных условиях наибольшее распространение, поскольку позволяет использовать уже имеющиеся клиентуру и знание рынка местными фирмами.
Приобретение действующего иностранного предприятия дает возможность инвестору сразу включиться в местные структуры, использовать связи и авторитет приобретаемой компании. При этом варианте намного ускоряется начало деятельности фирмы, отпадает необходимость в осуществлении бюрократических операций, связанных с регистрацией и организацией деятельности новой компании.
Зачастую ТНК скупают акции компаний, испытывающих финансовые затруднения. Довольно часто скупке акций предшествует длительное деловое сотрудничество в производственной, торговой и финансовой сферах.
Приобретение зарубежных предприятий – это наиболее распространенный путь, используемый нацеленными на свое развитие транснациональными корпорациями в настоящее время. Ярким примером того является, в частности, автомобильная промышленность. Так, немецкий концерн Volkswagen в последние годы приобрел несколько зарубежных фирм, в ряду которых Audi, чешская Skoda и испанская SEAT. Volkswagen выступает среди претендентов на приобретение компании Rolls-Royce Motor Cars, пакета акций шведского Volvo. BMW еще три года назад приобрел автомобильную группу Rover.
Особенно разгораются сейчас страсти вокруг объявленной к продаже компании Rolls-Royce Motor Cars, выпускающей суперэлитные автомобили. Среди возможных покупателей, помимо концерна Volkswagen, можно назвать Ford, BMW, Daimler Benz, итальянский концерн FIAT, японскую Toyota. Борьба между ними еще впереди, но уже сейчас звучат недвусмысленные угрозы со стороны BMW прекратить поставки двигателей для Rolls-Royce Motor Cars в случае попадания компании в “плохие руки”.
Рассматривая негативные стороны данной организационной формы ведения международного бизнеса, необходимо отметить, что, как правило, создание предприятия со 100%-ным иностранным капиталом требует от иностранного инвестора значительно большей ответственности, связано с большим риском, чем при создании СП, и зачастую предполагает более продолжительный период ожидания прибыли.
В случае целесообразности иностранное юридическое лицо может передать часть или все управленческие функции на своем иностранном предприятии сторонней организации из страны базирования, заключив для этого с ней контракт. Целесообразность возникает в том случае, если выполнение управленческих функций сторонней организацией (при надлежащем качестве) оказывается дешевле, чем осуществление их собственными силами.
Организационно-правовые формы компаний с иностранными инвестициями (как с долевым участием иностранного капитала, так и на 100% принадлежащие иностранному инвестору) могут быть различны. В России никаких ограничений для иностранных инвесторов с точки зрения организационно-правовых форм не существует, компании могут быть зарегистрированы в любых формах, предусмотренных законодательством. При этом надо отметить, что наиболее распространенными организационно-правовыми формами компаний с иностранными инвестициями являются хозяйственные товарищества и общества (рис. 1). Выбор организационно-правовой формы осуществляется в зависимости от того, какие цели ставятся при создании компании, каким видом бизнеса она собирается заниматься, от числа учредителей, размера уставного капитала и т.п. Сравнительная характеристика возможных организационно-правовых форм осуществления международного бизнеса приведена в табл. 1.
Предоставление в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в России, не облагается НДС. Правда, при условии, что налоговым законодательством иностранных государств установлен аналогичный порядок в отношении российских граждан и организаций. Так установлено в пункте 1 статьи 149 НК РФ (II часть). Это означает, что в России льгота применяется в таком же объеме, в каком она установлена и фактически действует в иностранном государстве при аренде помещений нерезидентами. Иностранные граждане и организации могут воспользоваться этой льготой, если страна их постоянного местопребывания указана в перечне, приведенном в совместном приказе МИД России и МНС России от 13.11.2000 № 13747, № БГ-3-06/386, и в списке, содержащемся в письме Госналогслужбы России от 13.07.94 № ЮУ-6-06/80н. Эти перечень и список действуют впредь до утверждения новых.
Таким образом, если иностранное государство значится в указанном перечне или списке, арендная плата не облагается НДС (с учетом действующих ограничений по категориям помещений, если таковые существуют). При этом заключен договор аренды с иностранной организацией через головной офис или через ее отделение (представительство) в России, значения не имеет.
Обязанность налогового агента удерживать суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранной организации, предусмотрена пунктом 1 статьи 310 НК РФ исключительно в отношении доходов, поименованных в пункте 1 статьи 309 Кодекса. То есть в отношении доходов, которые не связаны с предпринимательской деятельностью иностранной организации в России. Доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ и оказания услуг в России, не приводящие к образованию постоянного представительства в России, на основании пункта 2 статьи 309 Кодекса обложению налогом у источника выплаты не подлежат. В отношении доходов иностранной организации, выплачиваемых за работы или услуги, связанные с предпринимательской деятельностью иностранной организации в России через постоянное представительство, Кодекс также не предусматривает возникновение обязанности по удержанию налога у лица, выплачивающего такие доходы. Кроме того, доходы, получаемые иностранной организацией за оказание российской организации услуг (выполнение работ), не относятся к доходам, в отношении которых у налогового агента возникает обязанность удержать сумму налога. Поэтому при выплате российской организацией дохода за такие услуги или работы налог с перечисляемой суммы дохода не удерживается.