Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация при смене руководителя бюджетного учреждения основание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Реальное наличие имущества и состояние обязательств в организации проверяет инвентаризационная комиссия (постоянно действующая). Если объем работ большой – можно создать несколько рабочих комиссий. Перечень должностных лиц, которые войдут в состав комиссии, утверждает руководитель.
Создание инвентаризационной комиссии
Сам директор не может входить в состав созданной комиссии. Запрещено включать в нее материально-ответственных лиц для проверки активов, за хранение которых они отвечают.
Членами комиссии могут быть: работники бухгалтерской службы, экономисты, инженеры, юристы, работники технической службы и пр. Также в состав комиссии можно включить представителей независимых аудиторских организаций. Если во время инвентаризации отсутствует хоть один член комиссии (и приказом не произведена его замена) – ее результаты признаются недействительными.
Когда проводят проверку
Приказ на инвентаризацию (образец 2019 года) обычно составляют по распоряжению руководителя в плановом или внеплановом порядке. Ответственный за это главный бухгалтер либо иной работник бухгалтерии, а если он заболел или отсутствует, — лицо, уполномоченное на ведение бухгалтерской документации.
Инвентаризация обязательна в нескольких случаях (п. 27 Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):
- перед составлением годовой отчетности;
- при смене материально ответственных лиц, в том числе связанных с передачей имущества третьим лицам;
- после чрезвычайных ситуаций — пожаров, наводнений, иных бедствий;
- при выявлении хищений или порчи имущества.
Ответственность бухгалтера
Главный бухгалтер несет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, если его действия не подпадают под пункт 8 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 4.5 КоАП РФ общий срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере бухучета увеличен до двух лет. Но применительно к пункту 2 статьи 15.11 КоАП РФ (длящиеся административные правонарушения) срок давности составляет всего один год с момента обнаружения правонарушения. Согласно же пункту 3 статьи 4.5 КоАП РФ за правонарушения, влекущие применение дисквалификации, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения либо обнаружения правонарушения. Таким образом, срок давности привлечения должностного лица к ответственности по пункту 2 статьи 15.11 КоАП РФ (повторное совершение правонарушения) составляет один год в соответствии со специальной нормой пункта 3 статьи 4.5 КоАП РФ.
За ошибки, допущенные предыдущим главным бухгалтером, нового главбуха наказать нельзя, ведь нарушение совершил предыдущий бухгалтер, а следовательно, вина действующего главбуха отсутствует (пункт 1 статьи 1.5 КоАП РФ и письмо Минфина России от 23.10.2008 № 03-02-08/20). Такого же мнения придерживается и Роструд.
Именно поэтому новому главному бухгалтеру, если впоследствии налоговые органы будут проводить проверку того периода, в котором он в этой компании еще не работал, нужно обратить внимание инспекторов на то, кто и в течение какого периода возглавлял бухгалтерию, представить приказ о своем назначении на должность. Также нужно проследить, чтобы при составлении акта проверки контролеры указали Ф
И. О. того человека, который руководил бухгалтерией в проверенном периоде.
После увольнения главный бухгалтер может понести уголовную ответственность только за уклонение организации от уплаты налогов в крупном размере (статья 199 Уголовного кодекса РФ). Осудить главного бухгалтера могут лишь в том случае, если он действовал умышленно и осознавал, что его действия причинят ущерб бюджету РФ. А вот к дисциплинарной и административной ответственности уволенного главного бухгалтера привлечь можно.
Если будет выявлено, что бывший главный бухгалтер причинил ущерб организации, то при наличии договора о материальной ответственности он обязан его возместить. Если подобного документа нет, то объем компенсации равен среднемесячному заработку.
Объекты инвентаризации
- наличия ценностей юридического лица (ИП), числящихся на балансе;
- их сохранности;
- соответствия условий хранения;
- обязательств перед кредиторами и банками;
- прав требования денежных средств;
- складского учета и хозяйства;
- реальности данных.
- смена учредителя и директора, прочих материально ответственных лиц;
- грабеж, кража;
- стихийное бедствие;
- реорганизация, присоединение ООО к ООО пошаговая инструкция для проведения инвентаризации во всех подобных ситуациях аналогична.
В процессе необходимо проверить все имущество юридического лица и все виды финансовых обязательств вне зависимости от их территориального нахождения. Также нужно удостовериться в наличии и корректности учета материально-производственных запасов, не принадлежащих компании, но находящихся у нее на учете, то есть полученные:
- на ответственное хранение;
- в аренду;
- на переработку.
Проверке подлежит и не учтенное по тем или иным причинам имущество, остатки по всем счетам.
Как составить приказ о проведении инвентаризации
До начала все материально ответственные работники, отделы которых будут участвовать в пересчете, готовят расписки. В них должно быть прописано, что на день проведения ВИ все отчеты составлены и готовы к проверке. Затем создают приказ, в котором определяют:
- состав комиссии;
- временные рамки;
- место действия.
Как мы уже говорили, документ регистрируется в специальной книге для контроля. Он становится основанием, в соответствии с которым проводятся все действия.
Заявить о необходимости могут не только начальники компании, но и:
- сотрудники следственных органов;
- суды – в соответствии с постановлением;
- главный офис – если это дочерняя организация или филиал.
Это постоянные члены собрания или нанятые люди из других фирм, специализирующихся на аудите.
Если у руководства нет никаких подозрений или фактов хищения, то в качестве проверяющих приглашают работников из администрации и бухгалтерии. Им проще потом соотносить полученные данные с информацией из базы, анализ будет завершен в несколько раз быстрее. Допускается привлекать материально ответственных лиц из проверяемого отдела, но делается это не всегда.
Финальный состав утверждается руководителем организации. Перед началом обязательно организовывается собрание для членов будущей комиссии. Там обозначаются цели и задачи, которые следует достигнуть, обговариваются правила осуществления.
Дисквалифицированное лицо не может занимать руководящие должности в организациях. Поэтому если новый руководитель включен в этот реестр, регистрирующий орган откажет во внесении изменений в связи со сменой руководителя.
Решение о назначении нового руководителя организации принимается собственником имущества учреждения.
Решение о смене руководителя должно обязательно содержать решение по двум вопросам:
- о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа, то есть прекращении полномочий действующего руководителя
- об избрании единоличного исполнительного органа (нового руководителя)
Кроме того, в повестку на практике включают вопрос о выборе лица, которое будет подписывать трудовой договор с новым руководителем организации, а также вопрос о выборе председателя и секретаря собрания, подписывающих протокол.
В чем заключается процедура передачи дел?
Законодательно процедура передачи дел при смене руководителя организации государственного (муниципального) учреждения не регламентирована. Как правило, учредители бюджетных (казенных, автономных) учреждений разрабатывают ее сами и утверждают внутренними локальными актами, чаще всего приказами (в которых приводят определенный перечень организационных моментов).
Как мы уже отметили, учредитель в первую очередь должен создать комиссию, которая будет контролировать передачу хранящихся у прежнего руководителя организации документов и иных ценностей.
Стороны комиссии и правопреемник руководителя должны подписать двусторонний акт, в котором отражаются все существенные моменты, связанные с деятельностью бюджетного учреждения и его прежнего руководителя, описать состояние дел, перечислить передаваемые документы и материальные ценности, в частности:
- учредительные и регистрационные документы организации;
- первичные бухгалтерские документы, в том числе свидетельства в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих учреждению;
- договоры (контракты, соглашения), связанные с финансово-хозяйственной деятельностью организации;
- лицензии, оформленные на учреждение, если оно осуществляет лицензируемый вид деятельности;
- другие существенные документы, связанные с деятельностью учреждения.
Заметим, что данная процедура не является обязательной, но при возникновении спора (например, об утере каких-либо документов) будут иметься необходимые доказательства (подписанный акт передачи с описью передаваемых документов и ценностей), которые можно будет представить в суд.
Акт передачи дел составляется в произвольной форме, поскольку, как было отмечено, на законодательном уровне данная процедура не регламентирована, следовательно, и форма акта приема-передачи дел при смене руководителя организации законодательно не утверждена.
Образец приказа о создании инвентаризационной комиссии
Чтобы провести контроль активов и обязательств компании, необходимо не только инициировать инвентаризацию по установленной законом форме ИНВ-22, но и отдельным распоряжением назначить проверяющих. Документ о назначении должен быть создан одновременно или незадолго до распоряжения о проведении. Он заносится в журнал в соответствии с порядковым номером. Придется прописывать, будут ли эти лица на постоянной основе осуществлять контрольные мероприятия финансово-хозяйственной деятельности или разово.
Форма данной бумаги в законодательстве не установлена, поэтому ее разработка целиком ложится на плечи компании. За основу можно взять уже готовые шаблоны, один из примеров которых мы прикрепим ниже.
Инвентаризационная комиссия, созданная на основании приказа директора, состав и порядок ее формирования законодательством практически не регулируются. В документе лишь нужно указать:
- название и форма собственности предприятия;
- порядковый номер распоряжения;
- нормативная база, в соответствии с которой назначаются ответственные;
- срок деятельности комиссии (на постоянной основе или на конкретную дату);
- список работников;
- обязанности;
- должность и инициалы лица, ответственного за исполнение;
- Ф. И. О. и подпись инициатора.
Когда документ составлен, необходимо, чтобы сотрудники с ним ознакомились и подписали. После занесения в журнал хранить в бухгалтерии вместе с распоряжением о проведении проверки.
Прохождение инвентаризации при ротации (замене) руководящего состава
Указанный способ контроля над сохранением средств и имущества в рассматриваемом случае носит неизбежный характер. Его порядок определяется законодательными, отраслевыми и федеральными стандартами РФ.
Нормативный акт | Краткое описание |
Положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, ч. 2
(приказ Министерства финансов РФ N 34н, редакция от 24.12.2010, с изменениями от 08.07.2016) |
Ведение бухгалтерского учета, инвентаризация имеющегося имущества, финансовых обязательств |
Методические указания по части инвентаризации
(приказ Министерства финансов РФ № 49, редакция от 08.11.2010) |
Порядок осуществления, оформления |
ФЗ № 402 «О бухучете» от 2016г. (гл. 2, ст.11) | Обобщенные требования к инвентаризации |
Постановление Федеральной службы государственной статистики РФ № 88 от 18.08.98, последняя редакция | Список форм первичной документации по части инвентаризации, их использование, заполнение |
Прохождение инвентаризации при ротации (замене) руководящего состава
Указанный способ контроля над сохранением средств и имущества в рассматриваемом случае носит неизбежный характер. Его порядок определяется законодательными, отраслевыми и федеральными стандартами РФ.
Нормативный акт | Краткое описание |
Положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, ч. 2
(приказ Министерства финансов РФ N 34н, редакция от 24.12.2010, с изменениями от 08.07.2016) |
Ведение бухгалтерского учета, инвентаризация имеющегося имущества, финансовых обязательств |
Методические указания по части инвентаризации
(приказ Министерства финансов РФ № 49, редакция от 08.11.2010) |
Порядок осуществления, оформления |
ФЗ № 402 «О бухучете» от 2016г. (гл. 2, ст.11) | Обобщенные требования к инвентаризации |
Постановление Федеральной службы государственной статистики РФ № 88 от 18.08.98, последняя редакция | Список форм первичной документации по части инвентаризации, их использование, заполнение |
Отображение итогов инвентаризационного контроля в бухучете при ротации руководящего состава
Обнаруженные несоответствия между реальным наличием имущества и данными бухучета фиксируются на учетных бухгалтерских счетах. При этом имущественные излишки зачисляют на результаты (для коммерческой структуры) или увеличение прибыли (для некоммерческой структуры).
Утрату, как и порчу имущества, в рамках норм естественной убыли причисляют к прочим расходам, а сверх норм — на счет виновных нарушителей, если они известны, и на прочие расходы, когда нарушители не определены.
Наименование операции | Используемые проводки |
Отображение излишков имущества | ДТ 01 (10, 41,43, 50), КТ 91 |
Отображение имущественных потерь в рамках норм убыли: | ДТ 94, КТ 10 (41, 43) — выявление потерь, списание цены утраченного имущества,
ДТ 20 (25, 26, 44), КТ 94 — списание утраты в рамках норм |
Отображение потерь имущества сверх норм естественной прибыли, включая МПЗ, ОС и т. п. | ДТ 94, КТ 01 (10,41, 43, 50) — списание цены утраченного имущества,
ДТ 73, 76, КТ 94 — отнесение цены недостачи на счет виновных нарушителей, ДТ 50 (51, 70), КТ 73 (76) — взыскание размера потерь с виновных, ДТ 91, КТ 94 — перенос потерь имущества сверх норм на прочие расходы |
Как правильно организовать инвентаризацию?
Проведение инвентаризации при смене руководителя включает следующие этапы:
-
Издание распорядительного документа (приказа) о создании инвентаризационной комиссии.
-
Установка остатков на дату инвентаризации, группировка материальных активов в порядке, удобном для подсчета.
-
Проведение проверки. Если не удалось провести инвентаризацию за один день – ее завершение переносят на следующий день. При этом председатель комиссии должен опломбировать все помещения, которые подлежат проверке. Если в описях были обнаружены ошибки – необходимо сразу провести контрольную проверку и внести исправления в документы.
-
Оформление результатов инвентаризации (документальное).
Общие правила проведения инвентаризации
Нужна ли инвентаризация при смене руководителя? Да, ее организация – не право, а обязанность фирмы. Если увольняется генеральный директор, проверка проводится одновременно с передачей дел преемнику. Нарушение этого правила влечет наложение на компанию штрафных санкций.
Процедура ревизии ценностей помогает проверить:
- фактическое наличие имущества, отраженного в бухгалтерском учете компании (деньги в кассе, запасы на складе, основные фонды);
- состояние финансовых обязательств компании (кредиторская и дебиторская задолженность, резервы);
- соответствие данных бухгалтерского учета реальному положению дел.
Ревизия проходит по месту нахождения проверяемого имущества. Ее проведение – задача инвентаризационной комиссии, назначаемой директором. В нее входят представители администрации фирмы и бухгалтерии, работники других отделов (например, кладовщики, руководители производственных цехов), внешние эксперты (аудиторы). Если любой из членов комиссии отсутствует во время ревизии, ее итоги признаются недействительными.
Практика показывает, что оптимальный момент проведения ревизии – последний рабочий день руководителя. Она инициируется приказом, который подписывает старый директор до того, как будет уволен. Со следующего дня в должность вступает новый управленец.
Прохождение инвентаризации при ротации (замене) руководящего состава
Указанный способ контроля над сохранением средств и имущества в рассматриваемом случае носит неизбежный характер. Его порядок определяется законодательными, отраслевыми и федеральными стандартами РФ.
Нормативный акт | Краткое описание |
Положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, ч. 2
(приказ Министерства финансов РФ N 34н, редакция от 24.12.2010, с изменениями от 08.07.2016) |
Ведение бухгалтерского учета, инвентаризация имеющегося имущества, финансовых обязательств |
Методические указания по части инвентаризации
(приказ Министерства финансов РФ № 49, редакция от 08.11.2010) |
Порядок осуществления, оформления |
ФЗ № 402 «О бухучете» от 2016г. (гл. 2, ст.11) | Обобщенные требования к инвентаризации |
Постановление Федеральной службы государственной статистики РФ № 88 от 18.08.98, последняя редакция | Список форм первичной документации по части инвентаризации, их использование, заполнение |
Результаты и последствия инвентаризации при смене руководителя
Идеальный вариант, когда имущество компании надлежаще сохранено, а данные бухучета совпадают с информацией, полученной при инвентаризации. Сложнее, если выявлены порча и/или недостача активов, а также значительные расхождения итогов ревизии с учетными сведениями. В этом случае потребуются дополнительные действия – нужно установить виновных и взыскать ущерб, причиненный компании.
Решения, принимаемые по результатам инвентаризации при смене руководителя организации, могут затронуть не только рядовых сотрудников (материально ответственных лиц), но и прежнего директора – он несет материальную ответственность:
- за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им компании;
- за ущерб, возникший у компании в результате возмещения ущерба иным лицам.
Шаг 3. Заявление для ФНС и ЕГРЮЛ
Следующий шаг после принятия решения об увольнении руководителя и решения кадровых вопросов – уведомление налоговой службы. Аналогичные данные об изменениях должны быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ и отражены в уставе ООО. Для этого уполномоченное лицо заполняет заявление по форме Р13014, которое подлежит обязательному нотариальному удостоверению.
Графы для заполнения:
- титульная страница 001 – данные об обществе с ограниченной ответственностью;
- лист И – первый экземпляр – информация об увольняемом сувбъекте, 2 экземпляр – об вновь назначенном;
- лист П – идентифицирующие данные заявителя и его подпись, проставленная в присутствии нотариуса или представителя ФНС.
Что необходимо предусмотреть в учетной политике?
Согласно положениям отдельных федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, а также разъяснениям Минфина в целях проведения инвентаризации активов и обязательств в учетной политике учреждения необходимо предусмотреть:
1) основания и сроки проведения инвентаризации (п. 80 СГС «Концептуальные основы»);
2) порядок проведения инвентаризации активов, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета (п. 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»), в том числе:
-
основных средств (Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237);
-
нематериальных активов;
-
непроизведенных активов;
-
объектов учета аренды (Письмо Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83463);
-
запасов (в том числе материальных запасов и незавершенного производства);
-
имущества, учтенного на забалансовых счетах;
-
денежных средств и денежных документов;
-
расчетов по доходам и обязательствам учреждения;
-
резервов предстоящих расходов (п. 26 СГС «Резервы»);
3) порядок проведения теста на обесценение активов (выявление признаков возможного обесценения актива) (п. 6 СГС «Обесценение активов»).
Дополнительно в документы учетной политики могут быть включены:
-
порядок работы инвентаризационной комиссии (положение об инвентаризационной комиссии);
-
формы документов по оформлению мероприятий, осуществляемых в рамках инвентаризации (помимо унифицированных форм, предусмотренных Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н), например, приказ о проведении инвентаризации, приказ об утверждении результатов инвентаризации, протокол заседания инвентаризационной комиссии, акты (протоколы, расчеты) по выявлению признаков обесценения активов, по оформлению результатов обесценения активов.