Это и будет объектом данного исследования.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Это и будет объектом данного исследования.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Уголовное право рассматривает должностное преступление как общественно опасное действие (бездействие) должностного лица, совершаемое в связи со служебным положением и вопреки интересам службы, причиняющее вред деятельности государственного (общественного) аппарата. Должностное преступление имеет свои особенности. Оно совершается: а) специальным субъектом — должностным лицом; б) путем использования служебного положения либо посредством нарушения конкретных должностных обязанностей; в) причиняет или может причинить существенный вред правильному функционированию государственного или общественного аппарата .

Понятие должностных преступлений

Родовым объектом должностного преступления является совокупность общественных отношений, регулирующих деятельность государственного (а также общественного) аппарата. Государственный аппарат — совокупность всех элементов государства, включающий органы государственной власти всех звеньев и органы государственного управления, а также аппарат управления предприятиями, учреждениями и организациями.

Повышенная общественная опасность получения взятки обусловлена тем, что оно обычно сопряжено с другими преступлениями и является распространенной формой коррупции.

Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги (государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты), иное имущество (антиквариат, автомашины, мебель, импортная техника, драгоценные металлы) или выгоды имущественного характера (безвозмездное предоставление санаторных путевок, строительных работ, продажа ценной вещи за бесценок). В соответствии со ст. 575 УК РФ допускается дарение подарков стоимостью не более пяти минимальных размеров оплаты труда. Эти стоимостные рамки позволяют отграничить подарок от взятки.

Если предметом взятки является имущество, заведомо добытое преступным путем, содеянное надо квалифицировать по ст. 290 и 175 УК.

Объективная сторона состоит в получении должностным лицом взятки лично или через посредника. Получить взятку — это значит принять ее. Взятка может быть получена без какой бы то ни было маскировки либо в завуалированной форме (получение денег взаймы без отдачи, сберегательной книжки на предъявителя). Получение должностным лицом любых ценностей якобы для передачи их в качестве взятки без намерения сделать это является мошенничеством (п. «в» ч. 2 ст. 159 УК).

Взятка получается за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В законе названы альтернативные варианты таких действий (бездействия): а) они входят в служебные полномочия должностного лица (прием на работу, увольнение, перемещение по службе); б) лицо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (быстро получить лицензию, установить телефон); в) общее покровительство по службе (необоснованно продвигает по службе, посылает в загранкомандировки) либо г) попустительство по службе (не обращает внимания на прогулы). Выполнение обусловленного действия (бездействия) лежит за пределами состава преступления.

Лицо получает взятку за совершение (воздержание) определенных действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц: его близкие, друзья, предприятия, чьи интересы он представляет.

Данное преступление имеет формальный состав, оно признается оконченным в момент принятия хотя бы части взятки.

С субъективной стороны получение взятки — умышленное преступление. Лицо совершает его с прямым умыслом. Получение взятки — корыстное преступление.

Субъект преступления — должностное лицо.

Квалифицированный состав получения взятки (ч. 2) предусматривает получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие), т.е. преступления. Фактическое совершение взяткополучателем незаконного действия (бездействия) образует совокупность преступлений. Совершение иных правонарушений подпадает под признаки попустительства.

Квалифицированный состав (ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо главой органа местного самоуправления (см. примечания 2 и 3 к ст. 285).

Особо квалифицированный состав (ч. 4) образуют деяния, предусмотренные ч. 1,2 и 3 статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Получение взятки группой лиц по предварительному сговору совершается двумя и более должностными лицами, заранее договорившимися о совместном совершении преступления. Входящие в группу недолжностные лица отвечают как соучастники в получении взятки. Промежуток времени между сговором о получении взятки и ее принятием не имеет значения. Для квалификации по признаку получения взятки организованной группой также требуется, чтобы в нее входили хотя бы два должностных лица и она была устойчивой; б) неоднократно, т.е. не менее двух раз, если при этом не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Неоднократным должно быть именно получение взятки, а не дача взятки; в) с вымогательством взятки. Оно возможно в двух формах: лицо прямо требует взятку либо ставит взяткодателя в такие условия, когда тот вынужден дать взятку. Вымогательство взятки должно сопровождаться угрозой совершения действий, могущих причинить ущерб интересам взяткодателя; г) в крупном размере, каковым признается стоимость денег, ценных бумаг или выгод имущественного характера (на момент получения взятки), превышающая триста минимальных размеров оплаты труда (см. примечание к ст. 290).

Какие преступления считаются должностными?

Служебным преступлением считается такое деяние, которое совершается с помощью занимаемой должности и служебного положения правонарушителя, является общественно опасным и нарушает нормальную работу органа, где работает нарушитель. В российском Уголовном кодексе все должностные преступления выделены в отдельную главу, и к ним относятся такие виды должностных преступлений:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) – подразумевает деяния, которые совершены в корыстных целях с использованием служебных полномочий, при этом такие действия противоречат интересам службы и нарушают интересы отдельных лиц или государства. Пример таких действий – получение должностным лицом доступа к определенным сведениям в личных интересах, а не в интересах службы;
  • нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) – эта статья предусматривает санкции за использование средств, поступивших из государственного или местного бюджета не по назначению. Эти действия касаются, прежде всего, должностных лиц в государственных предприятиях, хотя могут относиться и к частным, если те выполняют государственный заказ. В качестве примера можно привести ситуацию, когда на выделенные из бюджета средства на ремонт дорожного покрытия был приобретен личный автомобиль для руководителя местного дорожного департамента;
  • коррупционные действия (ст. 290-291 УК РФ) – дача и получение взятки относятся к должностным преступлениям, поскольку в них так или иначе задействованы лица, которые занимают определенные должности в государственных структурах и имеют полномочия по выполнению различных действий. За взятку могут выполнять действия в обход законных требований или наоборот не выполнять свои обязанности без финансовой «стимуляции». Коррупционные преступления относятся к наиболее распространённым среди должностных;
  • служебный подлог (ст. 292 УК РФ) – данное правонарушение заключается во внесении в официальные базы данных, реестры или другие документы заведомо ложных или искаженных сведений, если это делалось из корыстных побуждений с целью личного обогащения, и влечет за собой нарушения прав и интересов граждан, организаций или государства;
  • служебная халатность (ст. 293 УК РФ) – под халатностью понимают невыполнение своих должностных обязанностей или ненадлежащее их выполнение. Преступной халатность становится в том случае, если в результате был нанесен ущерб юридическим или физическим лицам, а также государству. При этом ущерб может выражаться как в денежном эквиваленте, так и касаться ущерба здоровью или жизни потерпевших (в этом случае строгость наказания усиливается).
Читайте также:  Пособие по потере кормильца в 2019 году

Виды должностных преступлений

Что касается должностного преступления и его признаков, можно отметить следующие моменты:

Во-первых, преступление должностных лиц посягает на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата (его органов), во-вторых, – общественно опасное деяние должно быть связано со служебным положением лица.

О том, что такое должностное преступление, сказано в различных научных монографиях и статьях. И не всегда точки зрения различных исследователей совпадают. Однако наиболее правильным и полным видится следующее определение: это умышленное противоправное деяние в форме действия/бездействия, совершенное должностным лицом, госслужащим или служащим органа местного самоуправления в сфере деятельности органов государственной власти или местного самоуправления, причинившее вред деятельности указанных структур.



Этой категории преступлений отведена специальная глава УК РФ (гл. 30). К наиболее распространённым видам должностных преступлений относятся:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
  • получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ);
  • служебный подлог (ст.292 УК РФ);
  • халатность (ст.293 УК РФ).

Бесплатная юридическая консультация онлайн

РЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ В ТРИ ЭТАПА: ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Среди должностных преступлений в сфере здравоохранения разли­чают получение взятки (ст. 290 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ).

Получение взятки квалифицируется по ст. 290 УК РФ. Взятка может быть получена в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взятко­дателя или представляемых им лиц.

Должностное лицо может лично или через посредников получить незаконное вознаграждение за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку какого-либо действия, которое оно должно совершить в силу своего служебного положения, например выдачу врачом листков нетрудоспособности трудоспособным гражданам, госпитализацию главным врачом больницы вне очереди и др.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия получателем взятки вознаграждения независимо от того, совер­шены ли действия, обещанные за взятку, или их предполагается совер­шить в будущем. Размер вознаграждения, позволяющего вести речь об уголовной ответственности за получение взятки, должен превышать 5 минимальных размеров оплаты труда.

Получение взятки является должностным преступлением, поэтому от­ветственность за его совершение будут нести не все врачи, а только те, которые являются должностными лицами (руководители ЛПУ, их за­местители, руководители структурных подразделений и лица, выполняю­щие организационно-хозяйственные и административные функции). К категории должностных лиц относят и медицинских работников, при­нимающих решения, дающих заключения или оформляющих документы, на основании которых у пациентов появляются определенные права и обязанности (врач, дающий экспертное заключение и выполняющий фун­кции эксперта, врач, оформляющий листок нетрудоспособности).

Врач, получающий от пациента деньги за выполнение чисто лечебных и диагностических мероприятий, не будет подлежать уголовной ответственности по ст. 290 УК РФ.

Отягчающими обстоятельствами при получении взятки являются: по­лучение взятки должностным лицом за незаконные действия (ч. 2 ст. 290 УК РФ), лицом, занимающим государственную должность Российской Фе­дерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 290 УК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст.

Понятие, виды и общая характеристика должностных преступлений

  • -должностные преступления небольшой тяжести. К этой категории относятся: ст.309; ст.315; ст.316 ч.1 УК;
  • -менее тяжкие должностные преступления: ст.304 ч.1; ст.305 ч.1; ст.306 ч.1; ст.307 ч.1; ст.310 ч.1; ст.314 ч.1; ст.316 ч.2 УК;
  • -тяжкие должностные преступления: ст.304 ч.2, 3; ст.305 ч.2; ст.306 ч.2; ст.307 ч.2; ст.308; ст.310 ч.2; ст.311 ч.1; ст.312 ч.1; ст.314 ч.2 УК;
  • -особо тяжкие должностные преступления: ст.303 ч.1, 2; ст.304 ч.3; ст.311 ч.2; ст.312 ч.2; ст.313 ч.1, 2 УК.

Объективная сторона должностных преступлений состоит в различных формах преступного нарушения нормальной деятельности органов государственной власти КР.

По степени общественной опасности должностные преступления классифицируются на следующие виды.

  • -должностные преступления совершаются специальными субъектами, то есть должностными лицами; исключение составляет лишь ст.314 УК «Дача взятки», где субъект — общий;
  • -должностные преступления совершаются лицом лишь благодаря занимаемому им служебному положению или с использованием служебных полномочий и не связаны со служебной необходимостью;
  • -должностные преступления нарушают нормальную деятельность органов государственной власти и совершаются вопреки интересам службы.
Читайте также:  Приемная семья для пожилых граждан и инвалидов

Представители власти: классификация

Как отмечено выше, понятие должностного лица в уголовном праве предусматривает наличие такой составляющей, как представитель власти. То есть к нему относятся люди, наделенные компетенцией по осуществлению функций органов судебной, представительной властей и законодательной. Сюда же относятся сотрудники любых правоохранительных органов или органов, осуществляющих контроль и надзор. Основной особенностью является право принимать решения, исполнение которых обязательно не только для тех, кто находится в подчинении должностного лица, но и для всех граждан, независимо от того, работают они в той или иной структуре или нет.

Представитель власти является первым из двух видов должностных лиц в уголовном праве. Вторым является лицо, у которого есть специальное полномочие или разного рода функции, описанные далее.

Приведем примеры должностных лиц: это депутаты Парламента, Государственной думы, Совета Федерации, также это депутаты законодательных органов власти на уровне субъекта, члены Правительства на всех уровнях, судьи, как мировые, так и федеральные.

Основные причины возбуждения дел по должностным преступлениям

Народная мудрость гласит: «Дыма без огня не бывает». Действительно, у всего должна быть своя причина. Но кто «разжигает огонь», в какую сторону дует при этом «ветер» и, собственно говоря, кто подбрасывает «дровишки», а главное – что делать, чтобы «тлеющая головешка» не стала причиной «пожара» – с этими вопросами может разобраться только опытный «пожарный» – адвокат по должностным преступлениям.

Основные мотивы и причины, способствующие совершению должностных преступлений, по которым правоохранительные органы возбуждают уголовные дела, следующие:

  1. Стремление к незаконному обогащению со стороны должностных лиц. Справедливости ради нужно сказать, что большинство уголовных производств возбуждается обоснованно. Другое дело, что следственные мероприятия, оформление тех или иных следственных действий идет с нарушением действующего законодательства. Здесь роль адвоката сводится к тому, чтобы не было допущено никаких нарушений в ходе досудебного следствия, а в процессе рассмотрения дела в суде – построить защиту таким образом, чтобы его Доверителю суд максимально смягчил наказание.
  2. Ошибочный взгляд отдельных чиновников на государственную службу как на источник улучшения материального благосостояния. Нередко правоохранители, «высасывая» уголовное дело «из пальца», превращают «муху» в «слона», изменяя квалификацию преступлений подследственного, «рисуя» новые эпизоды и так далее. А причина этого может быть банальной – вынудить нас с Вами уплатить мзду, ведь всегда проще договориться с тем, кому грозит большее наказание. Психологически это действует во многих случаях безотказно. В этом случае адвокат не даст возможности следователю запугать и запутать Доверителя.
  3. Устранение конкурентов. Правоохранители в этом случае могут действовать или в угоду собственным бизнес-интересам, расчищая «теплое» место для своих «доверенных лиц», родственников, «деловых партнеров» или выполнять чей-то «заказ».
  4. Ошибочное представление отдельных чиновников на цели службы и на допустимость тех или иных методов достижения положительных показателей и результатов. В этом плане одним из наиболее показательных примеров является провокация взятки, при которой лицо по сути принуждается к совершению преступления, которого никогда бы в обычных условиях не совершило.

Понятие должностных лиц

Должностными являются лица, которые на постоянной или временной основе наделяются определенными специфическими полномочиями. Они дают возможность выполнять функции представителя государственных властей. Также сюда относятся граждане, реализующие распорядительные, хозяйственные, организационные или административные функции в разных государственных организациях, в местной администрации, муниципальных учреждениях или Вооруженных силах страны.

Должностные лица определяются на основании трех признаков:

  • имеется специфический характер выполняемых трудовых функций, поэтому наделяются граждане особыми полномочиями и обязанностями;
  • у этих функций должно иметься правовое основание;
  • работа должна осуществляться в соответствующих органах, учреждениях или организациях.

Все люди, работающие при таких условиях, должны точно следовать основным правилам работы организаций. Если они нарушаются, то такие действия представлены преступлениями должностных лиц. Они считаются тяжкими правонарушениями, за которые назначается уголовная ответственность.

В понятие должностного преступления входит даже получение денежных средств от посторонних лиц с целью использования должностным лицом своих полномочий, чтобы предоставить данным лицам разные льготы или преимущества. Такое правонарушение отличается некоторыми особенностями:

  • взятка может передаваться должностному лицу лично или через посредника;
  • она может быть представлена не только наличными денежными средствами, но и разными ценными бумагами, имуществом или другими выгодами;
  • взяткой может считаться даже отсутствие каких-либо негативных действий для компании или частного предпринимателя, например, отсутствие проверки бизнеса.

Взятка обязательно представлена незаконной выгодой, которая характеризуется имущественными параметрами. Она может выдаваться полностью или частично безвозмездно.

Выделяются даже некоторые новые виды взяток, к которым относится:

  • покупка или оформление в аренду жилых или нежилых помещений;
  • перевод денег с одного счета на другой;
  • приватизация отдельных компаний, которые могут быть производственными или торговыми.

Разумеется, преступления, совершаемые должностными лицами, обычно тщательно скрываются. Для этого служащие разных государственных учреждений открывают счета в иностранных государствах или оформляют разное имущество на своих родственников, которые могут проживать в России или другой стране. Нередко вовсе организуются поездки в иностранные государства, в течение которых производится выдача валюты.

В УК РФ должностные преступления в виде взятки являются серьезным противоправным деянием. Взяткой теперь считаются не только денежные средства, но и имущество или ценные бумаги. Нередко вовсе выгодой выступает получение путевок для путешествия или посещения санатория. Даже ремонтные или строительные работы могут быть представлены взяткой.

Существует даже завуалированная форма взятки, поэтому в ст. 575 ГК устанавливается запрет на дарение госслужащим или работникам муниципальных организаций крупных подарков, стоимость которых превышает 5 МРОТ. В судебной практике имеется случай, когда судья посчитал взяткой даже оплату питания должностного лица в ресторане третьими лицами.

Читайте также:  Как проверить готовность РВП после подачи документов

Служебный подлог предполагает, что должностное лицо вписывает в разную официальную документацию недостоверную информацию. Также сюда относится исправление разных сведений в бумагах, которые приводят к искажению достоверных фактов. Данные действия совершаются в личных корыстных целях.

Привлекаются к ответственности за такое преступление не только должностные лица, но и другие служащие, работающие в государственных или муниципальных организациях. Характеристика должностных преступлений такого рода:

  • в качестве предмета преступления выступает официальная документация, представленная многочисленными актами, на основании которых предоставляются права, ограничиваются обязательства, удостоверяются разные факты и события, но они обязательно обладают юридической силой и важностью;
  • основной целью такого преступления обычно выступает возможность за счет подложных документов завладеть должностному лицу чужим имуществом;
  • стандартно такие действия классифицируются в качестве мошенничества;
  • существует несколько способов, с помощью которых может выполняться подлог, например, могут вноситься в документацию заведомо ложные сведения, а также могут исправляться достоверные факты;
  • наиболее часто изменения вносятся в размеры денежных сумм или в личные данные разных граждан;
  • заканчивается состав преступления в тот момент, когда осуществляется непосредственный подлог, а именно заменяются документы поддельными бумагами или вносятся исправления в имеющуюся информацию;
  • дальнейшее применение таких документов запрещается, а действия должностного лица рассматриваются как преступление по УК.

Преступления, связанные с подлогом, совершаются при наличии прямого корыстного умысла. У должностного лица должна иметься личная заинтересованность в процессе. Она обычно раскрывается при расследовании должностных преступлений. Подлог может выступать способом приготовления к хищению или сокрытия воровства.

Из истории вопроса о разграничении преступлений и проступков по должности и службе

Вопрос об отграничении преступного от непреступного в деятельности должностных лиц и служащих относится к числу исходных проблем, требующих своего разрешения в процессе совершенствования норм об ответственности за должностные преступления и установления уголовно-правовых запретов социально опасных видов нарушений по службе.

Одна из граней указанной проблематики — разграничение долж ностного и служебного преступлений — деяний, выступающих основа нием уголовной ответственности, и должностного и служебного (дис циплинарного) проступков — нарушений, влекущих иные виды ответст венности. Ближайшее обращение к данному вопросу — в части отгра ничения должностных преступлений от дисциплинарных проступков — обнаружило его крайне слабую разработанность в теории уголовного права и (как следствие этого) недостаточно чёткое решение на за конодательном уровне.

Так, принято считать, что установление границ между должностным преступлением и проступком обеспечивается при формировании признаков составов соответствующих посягательств в Особенной части УК; вне этих признаков оценка деяний должностных лиц перестает быть юридической, а значит не отвечает тем задачам, решение которых возложено на правоприменительные органы. Как отмечает А.Я. Светлов, отсутствие любого из обязательных признаков преступления является одним из основных критериев отграничения должностного преступления от дисциплинарного проступка . Вместе с тем высказано мнение, что действующий УК содержит достаточно много конструктивных признаков составов рассматриваемых деяний, которые при более широком или более узком их толковании соответственно расширяют или сужают круг должностных нарушений, признаваемых преступлениями. К числу таких признаков относятся: использование служебного положения вопреки интересам службы; действия, явно выходящие за пределы прав и полномочий; существенный вред; ненадлежащее выполнение обязанностей; недобросовестное отношение к своим обязанностям; иная личная заинтересованность; и др. Рассматриваемый вопрос слабо проработан и в проекте УК РФ. При описании признаков должностных преступлений авторы Проекта широко используют оценочные категории, что явно не способствует чёткому обозначению пределов уголовной ответственности за названные посягательства.

Злоупотребление полномочиями

Данные действия перечисляются в ст. 285 УК. На основании данной статьи к ответственности могут привлекаться не только должностные лица, но и даже государственные служащие, наделяемые некоторыми специфическими полномочиями. Для таких лиц предполагается повышенная ответственность, если они пользуются полученными возможностями в личных целях.

Злоупотребление должностными преступлениями может привести к назначению реального тюремного срока для гражданина. При этом учитываются некоторые особенности:

  • нарушением является использование полномочий не в интересах службы, а для решения личных проблем;
  • круг полномочий определяется разными официальными документами, к которым относятся уставы, положения, инструкции или иные нормативные акты, причем именно в них перечисляются все права и обязанности, которыми наделяются граждане, занимающие конкретную должность;
  • не допускается пользоваться своим авторитетом для решения личных проблем, причем это относится даже к давлению на других лиц при телефонных разговорах или личном общении;
  • преступлением будет считаться совершение разных действий в пределах имеющейся компетенции, но при этом они противоречат целям и задачам, поставленным перед конкретной государственной организацией.

Понятие должностного преступления весьма многогранно. Чаще всего подразумевается, что гражданин, наделенный полномочиями и использующий их, совершает какие-либо противоправные действия. Однако совершение преступления возможно даже при бездействии со стороны наделенного определенной властью человека.

Должностные лица: права и обязанности

Многие не задумываются о том, что такое права должностного лица, так как более важным вопросом является определение их полномочий. Эти субъекты вправе реализовывать любые права, закрепленные нормами закона и договорами, в рамках исполнения обязанностей.

Основная обязанность указанных лиц в системе органов государственной власти – борьба с беззаконием и защита граждан и общества от нарушений со стороны других субъектов. Основная обязанность работников этой сферы – обеспечение принципов добросовестности, целесообразности, законности и справедливости при привлечении правонарушителей установленного порядка к ответственности административного характера.

Для достижения этого сначала определяется список субъектов власти, затем происходит распределение полномочий между ними.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *