Кому остаётся ребёнок в случае развода?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому остаётся ребёнок в случае развода?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если мать ребенка вышла замуж за другого мужчину, а затем развелась;
или если отец ребенка вел распутный образ жизни (был фасиком), а затем покаялся и исправился;
или если бабушка по матери сначала согласилась передать ребенка его отцу, отказавшись тем самым от своего права, а затем увидала, что он нехорош в воспитании, и захотела взять ребенка под свою опеку, то можно ли вернуть право на опеку обратно?

Когда развод в исламе не имеет силы

Судей традиционно назначали правители Халифата, по рекомендации Совета улемов (улем- высший статус ученого-правоведа по Шариату).

Однако первое мнение подтверждается хадисом Абу Хурайры о том, что одна женщина пришла к Пророку и сказала: «Посланник Аллаха, мой муж хочет увести моего сына, а он приносит мне воду из колодца Абу ‘Инабы и помогает мне». Пророк сказал мальчику: «Это — твой отец, а это — твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь». Он взял мать за руку, и она ушла вместе с ним. Об этом сообщил Абу Давуд.
Есть и иные случаи, в которых обе стороны имеют право на развод — например, если один из супругов скрыл что-либо важное, и это выяснилось уже после заключения брака.

Также отцу легче обеспечивать его необходимым, будь то еда, одежда, учёба и все прочее. Если же мать ребёнка переселится в тот же город или село, что и отец, то право на воспитание ребенка сохраняется за ней, если у неё было ранее это право.

С кем остаются дети после развода?

К тем, кто неспособен на нее, относятся также люди, которых постигло инфекционное заболевание со свойством передаваться при совместном проживании.

Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – самый значимый мусульманский праздник. Дни этого праздника – это дни жертвоприношения.

Развод — далеко не самое приятное действие между людьми, связавших друг друга когда-то узами брака. Но, порой, именно развод бывает единственным способом решения серьезных проблем, возникших между супругами. Непростым вопросом является не только дележ имущества, но и то, с кем останутся дети.

Ал-Албани назвал хадис хорошим.Однако в некоторых случаях мать не может дать ребёнку достойное воспитание, например, если она не исповедует ислам, не обладает здравым рассудком, если здоровье не позволяет ей воспитывать ребёнка; если она не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне; если она обладает дурным нравом или ведёт непристойный образ жизни.

Что касается случая, когда мать ребенка является неверующей, а отец — верующим, то подавляющее большинство ученых-богословов утверждают, что ребенок должен остаться именно с отцом.

Однажды к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) пришла разведенная супружеская пара и привела с собой ребенка. Каждый из них желал оставить его у себя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), изучив ситуацию, посадил одного из родителей с одной стороны, а второго — с другой и сказал мальчику: «Это – твой отец, а это – твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь».

Перечитав свои посты на тему прав женщины в Исламе, я понял, что эти записи пользуются особой популярностью. Я также благодарю портал «Взгляд» за репост моих статей. Какой бы резонанс они ни вызывали, какие бы отзывы ни получали, я полагаю, развенчание стереотипов, навязываемых сионистской и западной пропагандой, является важной задачей.

Согласно ханафитскому мазхабу, ребенок не может выбрать – с кем из родителей он хочет остаться. Сын получает это право после полового созревания.

Однако следует помнить, что материальное обеспечение ребенка в любом случае остается обязанностью отца.Очень важный фактор для воспитания ребенка имеет религиозность и праведность родителей. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия рассказывал: “Однажды разведенные родители пришли к судье относительно ребенка, с кем лучше ему оставаться. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца.

И в любом случае, вопросы опекунства нужно уточнять с заслуживающим доверия ученым или имамом для вынесения правильного решения.

Передают, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб развелся с женщиной из числа ансар, которая родила ему сына ‘Асима. Тогда ‘Умар приехал в Кубу, чтобы увести сына. Когда ребенок игрался, ‘Умар взял его за руку и усадил перед собой на верховое животное. В это время к нему подошла бабушка ребёнка и стала оспаривать его решение. Тогда они обратились на суд к Абу Бакру. ‘Умар сказал: «Это мой сын».

С кем после развода должен остаться несовершеннолетний сын: с матерью или с отцом, если мать ребенка придерживается атеистических воззрений. Бабушка сына по материнской линии является христианкой и водит ребенка в церковь без разрешения отца.

Когда развод в исламе не имеет силы

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

Когда развод в исламе не имеет силы

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

С кем остаются дети по Шариату

Имам Абу Ханифа

Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетно… Подробнее →

  1. Марьям сказал

    Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи!
    А расскажите поподробней, пожалуйста, с кем и в каких случаях должны оставаться дети. Особенно относительно того, что случается с ребенком, если родители разошлись во время беременности жены. А также расскажите как должно происходить общение ребенка со вторым родителем и должно ли оно происходить? Пожалуйста, это очень-очень важно!!!
    Джазакаллаху хайран.

  2. admin сказал

    Ассаламу алейкум! Во-первых нужно отметить, что развод — самое ненавистное из того, что Аллах
    разрешил. Потому мусульмане должны стараться сохранять брак насколько это
    возможно, прощать обиды, нанесенные друг другу и стараться помогать
    друг-другу в богобоязненности, не идя на поводу у шайтана. Если они сами не
    могут прийти к огласию, то нужно привлечь родсвенников с обеих сторон, а
    также авторитетных людей в умме, наприемр имама мечети, котороый совершал
    никах и т.д.

    Что касается ваших вопрсов:

    1. пока ребенок маленький, он остается с матерью. Особенно, если он еще не
    родился и она будет кормит его. Отец обязан содержать ребенка и материально
    помогать бывшей жене, как оплату за ее заботу о его ребенке.
    2. отец имеет право видеть совего ребенка, потому они должны составить
    договор о том, как это будет происходить. Бывшая жена при этом должна вести
    себя с бывшим мужем как с чужим мужчиной, покрываться и не встречаться с
    ним наедение и т.д.
    3. нужно отметить, что период идда (ождижания перед браком с другим
    мужчиной) беременной женщины заканчивается, когда она родит.

  3. Н.М.Д. сказал

    Мой вопрос может быть и не по этой теме нл надеюсь вы ответите на него! Если муж курит анашу должна ли жена жить с ним ? Муж не делает намаз и не держит пост разве.что иногда при том обзывает жену при любом его недоаольствии и ссоры и ее родителей и родных.жена ничего в ответ не. гов когда он зол хотя ей и трудно от него слышать такие аещи в адрес родителей.что должна делать жена в таком положении?уйти от него?учтите есть еще и ребенок. Дайте ответ пожалуйста очень важно!

  4. admin сказал

    Ассаламу алейкум! Она имеет право развестись с мужем, если он нарушает ее права. Но лучше для нее призывать его к исправлению. Но Аллах знает лучше.

  5. Марьям сказал

    Ассаляму алейкум!
    «пока ребенок маленький»… — это до какого возраста? А что происходит потом, после достижения им этого возраста? И как это происходит?

  6. Марьям сказал

    Почему же вы молчите? Пожалуйста ответьте как быть. Нужно подробно, со ссылками на достоверные источники. Будет девочка, расходимся с мужем. На время кормления грудью, она с мамой, это понятно. А потом при каких обстоятельствах, на каких условиях и с кем она остается. Прошу Вас, объясните подробно как все происходит, это очень-очень важно!!! Сейчас я чувствую себя просто уничтоженной. Муж не считает меня причастной к ребенку, который еще внутри меня. Прошу, помогите!

    • admin к записи С началом Рамадана!
    • Muslim к записи С началом Рамадана!
    • admin к записи Её муж сидит с женщинами-немахрам и ей это не нравится

    Пророк говорил: «Самый ненавистный Аллаху вид дозволенного — это развод. Разводитесь с женами только лишь из-за дурного нрава». Здесь под «дурным нравом» подразумевается крайняя форма, которая не поддается исправлению, и в отношении которой нет сил и возможности проявлять терпение.

    Так, желательным действием в исламе считается развод со скандальной женщиной, не выполняющей какое-либо обязательное условие шариата. Например, не является грехом развод с женщиной, которая не читает обязательные молитвы.

    Расторжение — прекращение брака (никаха), при котором муж получает компенсацию от жены.

    «Настоящей близости у нас с мамой не сложилось»: история Иман

    Чеченке Иман (имя изменено) 48 лет. Ее отобрали у матери родственники отца. Та родила ребенка, будучи совсем юной, в 16 лет. И тогда же лишилась.

    «Однажды мама пришла в ясли и украла меня на часок, чтобы сфотографироваться в фотоателье в Грозном на память. У меня есть это фото. Мама лет семь или восемь ждала, что ее позовут обратно, в семью. А потом снова вышла замуж. Всем, кто меня спрашивал о маме, тетки строго велели отвечать: “Не говорите мне о ней, она меня бросила”. И я говорила, хотя мечтала ее увидеть. Я даже лица ее не знала, плакала тайком».

    С отцом Иман тоже не жила. Он занимался своей жизнью, ее растили тетки и бабушка. Как-то родственница рассказала ей, что ее мать гостит неподалеку от их дома, и предложила встретиться. Тогда Иман было 16 лет.

    «Я увидела ее и заревела, она заревела. Я рыдала от радости. Она поселилась недалеко от нас, ее муж согласился и поддержал ее. Мои тети так и не узнали, что я связалась с мамой. Шла война. Мой отец умер от ранений. Я сочувствовала маме, очень дружу с младшими сестрами и братьями. Но настоящей близости, как между мамой и дочкой, у нас не сложилось. Так, чтобы обниматься, вместе праздновать, делиться сокровенным — этого у меня не было никогда».

    Развод в исламе по инициативе жены

    Статья акутальна на: Декабрь 2019 г.

    Издревле, еще в эпоху зарождения религиозного сознания у первобытных людей брачные отношения между мужчиной и женщиной были окутаны большим количеством суеверий и обрядов.

    Некоторые из них преследовали вполне практические цели и были почерпнуты из опыта предыдущих поколений, другие же носили исключительно суеверную или мифологическую окраску и не несли в себе рационального зерна.

    Тем не менее, они составляли существенную часть обрядности – последовательности действий мужчины и женщины, желающих вступить в брак для продолжения рода и после совершения этих обрядов считающихся мужем и женой со всеми вытекающими юридическими последствиями.

    Но жизнь сопровождали не только брачные ритуалы. Во все времена люди больше всего ценили свободу и независимость. И если один из супругов приходил к выводу о том, что продолжение совместной жизни невозможно, происходил развод.

    Различные религии по разному относятся к разводу: от полного отрицания его возможности, до довольно свободного, требующего лишь соблюдения формальностей.

    Ислам рассматривает брак как вид договора. В силу этого, предусматривает и возможность его расторжения или изменения. Таким образом, развод в исламе – не желательная, но вполне допустимая ситуация. Причем инициаторами развода могут выступить оба супруга. Что касается поводов к разводу и правовых последствий – они совершенно неравнозначным для мужчины и женщины.

    Каковы же развод в исламе по инициативе жены? Расскажем в этой статье.

    Можно ли жениться на разведенной женщине?

    Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

    Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

    Вы можете жениться на разведенной женщине, у которой есть дети. Если Вы сделаете это искренне, ради того, чтобы помочь ей и воспитать ее детей правильно, по-исламски, — Вы будете вознаграждены Господом, ин ша Аллах.

    На Ваш вопрос ответил шейх Мухаммад С. ар-Рахаван:

    «Главный критерий, который должен искать мусульманин в своей жене, — это хорошие манеры и благочестие. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

    „На женщине женятся из-за четырех вещей: из-за ее богатства, из-за ее знатности, из-за ее красоты и из-за ее набожности. Стремись же жениться на соблюдающей религию!“ (Аль-Бухари, Муслим)

    Если разведенная женщина является преданной добродетельной мусульманкой, если у нее твердая вера и хорошие манеры, она будет хорошим выбором.

    Когда у мужчины есть выбор между девственницей и бывшей замужем женщиной, в то время как обе одинаково степень праведны и благочестивы, ученые утверждают, что лучше жениться на девственнице. Это мнение основано на сообщении Джабира ибн Абдуллы. Он сказал:

    „Я женился на женщине и пошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Он спросил: „О Джабир, ты женился?“ Я ответил: „Да“. Он спросил: „Девственница ли она?“ Я ответил: „Нет“. Он спросил: „Почему ты не женился на молодой девушке, чтобы ты мог играть с ней, а она с тобой?“ Я сказал: „О Посланник Аллаха, Абдуллах умер и оставил семилетнюю или девятилетнюю дочь — я буду присматривать за ними“. И тогда Пророк помолился за него (Ат-Тирмизи).

    Итак, разрешено жениться на разведенной женщине, у которой есть дети. Если Вы сделаете это искренне, ради того, чтобы помочь ей и воспитать ее детей правильно, по-исламски, — Вы будете вознаграждены Аллахом, ин ша Аллах.

    Наш любимый пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) женился на Хадидже, которая была вдовой, и на Зайнаб бинт Джахш, которая развелась с Зайдом бин Сабитом. У Зайнаб (да будет доволен ею Аллах) был сын, Усама ибн Зайд, которого называли „избранным Пророка“, потому что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) очень его любил. Вообще Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) женился на 11 женщинах — все они ранее были замужем, за исключением Айши (да будет доволен ею Аллах)».

    Жениться на разведенных – это Сунна

    Необходимо преодолевать предрассудки, связанные с повторным браком после развода, и оживлять Сунну бракосочетания с разведенными женщинами (и мужчинами), вдовами (и вдовцами) и одинокими матерями.

    Я уже говорил об этом раньше, но хочу сказать еще раз. Меня очень огорчает отношение к разведенным людям, особенно, к женщинам – которое принято в нашей культуре (мусульманских народов).

    Очень печально, что этим женщинам бывает весьма сложно найти подходящих супругов, чтобы вступить в повторный брак. Такое отношение к разведенным женщинам полностью противоречит Исламу – это отношение эпохи джахилийи, которого следует избегать! Клеймо вдовы или разведенной есть пережиток какой-то традиции и не имеет ничего общего с Исламом.

    Большинство жен Посланника Аллаха (мир ему и благословение) были разведенными или вдовами, однако многие из нас считают себя слишком хорошими, чтобы жениться на подобных женщинах. Эту Сунну следует возрождать. Много наград обещано тому, кто жениться на разведенной или вдове с намерением позаботиться о ней. Разведенные матери-одиночки также имеют право на хороших мужей. Пожалуйста, дайте им шанс.

    Вчера, проведя урок в одном городе, я встретил очень благочестивого новообращенного брата, которому было всего 24 года. Он сказал мне, что женился на женщине, которая на десять лет его старше и у которой трое детей от предыдущего брака! Этот молодой симпатичный брат мог бы взять в жены юную девушку, которая никогда не состояла в браке, но он сделал другой выбор – он не просто женился на женщине 34-х лет, но и стал заботиться о ее троих детях, старшему из которых исполнилось 14.

    Я спросил его, что побудило его жениться на ней, и он просто ответил: «Наш Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал, что с женщинами заключают брак по четырем причинам, но из них на первом месте стоит религия. Поэтому я выбрал ее за ее богобоязненность. Она научила меня молиться, читать «Фатиху» – и многому другому…» СубханАллах, пусть Аллах благословит этого брата и его семью, и пусть их вера будет крепкой. Амин.

    Присутствие свидетелей при разводе или возврате жены

    Аллах говорит в Кур’ане:

    فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ

    «Когда установленный для них срок истечёт, оставьте их у себя по справедливости или же отпустите по справедливости. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и [если вы свидетельствуете], то свидетельствуйте ради Аллаха» (65:2)

    Наличие свидетелей при разводе или возврате жены является желательным и позволяет избежать лишних споров и недопонимания.

    Известен асар от сподвижника, в котором передаётся побуждение приглашать в такие моменты свидетелей.

    عن عمران بن حصين -رضي الله عنهما- أنه سُئِلَ عن الرجل يُطلِّق امرأته، ثم يَقَعُ بها، ولم يُشْهِدْ على طلاقها، ولا على رَجْعَتِهَا، فقال: «طَلَّقْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، وَرَاجَعْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، أَشْهِدْ على طلاقها، وعلى رَجْعَتِهَا، ولا تَعُدْ»

    Так передается от Мутаррифа ибн Абдуллаха, что ‘Имрана ибн Хусайна, да будет доволен Аллах им и его отцом, однажды спросили о человеке, который дал развод своей жене, а потом вступил в половые отношения с ней и не брал свидетелей ни когда давал ей развод, ни когда возвращал её. Он сказал:

    «Ты дал развод не по Сунне и вернул жену не по Сунне. Бери свидетелей, когда даёшь развод и когда возвращаешь. И не поступай так больше!» (Абу Дауд 2186).

    Вместе с этим, нет прямых указаний от пророка на обязательность присутствия свидетелей. Пророк ﷺ сам давал развод без свидетелей, а также не выяснял их наличие, когда слышал о том, что развелся кто-то из сподвижников.

    Поэтому, нет сомнения, что даже в их отсутствие талак будет действительным.

    Кто имеет больше прав на ребёнка после развода (талак)?

    Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Это мой сын. Живот мой был для него вместилищем, грудь моя была для него источником, а колени мои — уютным прибежищем. А теперь его отец развёлся со мной и хочет забрать его у меня».

    Посланник Аллаха ﷺ сказал ей:

    أَنْتِ أَحَقُّ بِهِ مَا لَمْ تَنْكِحِي

    «Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж» (Абу Дауд 2276).

    В этом хадисе говорится о случае, если ребёнок ещё совсем мал и не способен принимать самостоятельные решения, исходя из соображений вреда и пользы.

    Если же ребёнок уже достаточно взрослый, то прежде всего необходимо обратить внимание на его собственное желание.

    Так, Абу Маймуна Сальма, вольноотпущенник из числа жителей Медины, человек, достойный доверия, передаёт:

    «Однажды, когда я сидел вместе с Абу Хурайрой, к нему подошла персиянка со своим сыном. Муж дал ей развод и теперь каждый из них желал оставить ребёнка себе.

    Она сказала по-персидски: «Мой муж хочет забрать моего сына». Абу Хурайра сказал ей по-персидски: «Тяните жребий». Тогда пришёл её муж и сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»

    Абу Хурайра сказал: «Я говорю это лишь потому, что слышал, как к посланнику Аллаха ﷺ пришла одна женщина, когда я сидел у него, и сказала: «О Посланник Аллаха! Мой муж хочет забрать у меня сына, а ведь мой сын уже подрос, и может принести воды из колодца Абу Инабы, и помогает мне!»

    Посланник Аллаха ﷺ сказал:

    اسْتَهِمَا عَلَيْهِ

    «Тяните жребий».

    Её муж сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»

    Тогда Пророк ﷺ сказал:

    هَذَا أَبُوكَ، وَهَذِهِ أُمُّكَ فَخُذْ بِيَدِ أَيِّهِمَا شِئْتَ

    «Это твой отец, а это — твоя мать. Возьми за руку кого хочешь». Ребёнок взял мать за руку, и она ушла вместе с ним»» (Абу Дауд 2277).

    Однако, при этом не следует забывать, что в вопросе опеки над детьми приоритетным фактором является именно польза для ребёнка.

    Поэтому, не смотря на возраст ребёнка, опеку над детьми следует поручать тому из родителей, кто очевидно лучше справляется со своими родительскими обязанностями.

    Очень важно, чтобы родители подошли к вопросу воспитания детей максимально ответственно и без эмоций, избрав для него наилучший вариант и договорившись между собой.

    В случае возникновения разногласий между родителями в вопросах опекунства, решение в интересах ребёнка должен принимать судья. Основными критериями при этом являются богобоязненность, состояние здоровья, условия жизни, образование родителей и другие, имеющие значение в деле воспитания ребёнка, факторы.

    Развод в исламе по инициативе жены

    Статья акутальна на: Декабрь 2019 г.

    Издревле, еще в эпоху зарождения религиозного сознания у первобытных людей брачные отношения между мужчиной и женщиной были окутаны большим количеством суеверий и обрядов.

    Некоторые из них преследовали вполне практические цели и были почерпнуты из опыта предыдущих поколений, другие же носили исключительно суеверную или мифологическую окраску и не несли в себе рационального зерна.

    Тем не менее, они составляли существенную часть обрядности – последовательности действий мужчины и женщины, желающих вступить в брак для продолжения рода и после совершения этих обрядов считающихся мужем и женой со всеми вытекающими юридическими последствиями.

    Но жизнь сопровождали не только брачные ритуалы. Во все времена люди больше всего ценили свободу и независимость. И если один из супругов приходил к выводу о том, что продолжение совместной жизни невозможно, происходил развод.

    Различные религии по разному относятся к разводу: от полного отрицания его возможности, до довольно свободного, требующего лишь соблюдения формальностей.

    Ислам рассматривает брак как вид договора. В силу этого, предусматривает и возможность его расторжения или изменения. Таким образом, развод в исламе – не желательная, но вполне допустимая ситуация. Причем инициаторами развода могут выступить оба супруга. Что касается поводов к разводу и правовых последствий – они совершенно неравнозначным для мужчины и женщины.

    С точки зрения религии:

    В первую очередь хочу дать оценку с точки зрения религии Вашему общению с этой женщиной. Мужчине и женщине, которые не приходятся друг другу близкими родственниками, между которыми брак по Исламу запрещён и которые не состоят в законном по Исламу браке, запрещено уединяться, а также общаться, прикасаться друг другу, смотреть и т. п. Всё это может повлечь за собой совершение одного из самых мерзких и тяжких грехов в Исламе – незаконной половой связи (зина). Предостерегая верующих от подобного общения, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пусть не уединяются мужчина и женщина, ибо третьим среди них будет сатана (который непременно попытается подтолкнуть их к совершению греха)».

    لا يخلون رجل بامرأة فإن الشيطان ثالثهما

    Есть много хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в которых перечисляются обоснованные причины женитьбы на женщинах, говорится, на ком предпочтительнее жениться, т. е. по каким критериям выбирать себе жену. Среди этих критериев есть и такой, чтобы девушка была ранее незамужней, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) призывал в первую очередь обращать внимание на религиозность девушки, на соблюдение ею предписаний Всевышнего. Если Ваша девушка является таковой, если она живёт по Исламу, т. е. практикует его, а не просто, как говорят, этническая мусульманка, если она порядочная, у которой не запятнанное прошлое, то могу посоветовать Вам только взять её в жены! Никто из нас не знает, что его ожидает в будущем. Особенно непредсказуемой может оказаться судьба женщины, поскольку она в отличие от мужчины, даже если будет хорошей, красивой, милой, порядочной… всё равно может оказаться разведённой (ибо судьба её брака находится не в её руках, а в руках мужчины, которому она доверилась). Тот факт, что она разведена, нисколько не умаляет её достоинства и никоим образом не говорит о её плохом поведении и т. п. Ещё раз повторюсь: если она религиозная и порядочная, можете жениться на ней без тени сомнений, невзирая на ревность или что-либо ещё! Ведь и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не обратил внимания на то, что его избранница Хадиджа (да будет ею доволен Аллах) была замужем до него, причём дважды, и имела – так же, как и в Вашем случае – двоих детей! Он не мешкая и без ревности согласился на её предложение и взял её в жёны, поскольку она была одной из самых достойных женщин Аравии. А достоинство её заключалось не только в знатной родословной и богатстве, но в первую очередь в её личностных чертах: в её благом нраве и порядочности! И все остальные жёны Пророка (мир ему и благословение), кроме Айши (да будет доволен ими всеми Аллах), тоже были ранее замужними. Возьмите пример с Посланника Аллаха (мир ему и благословение), ведь он был самым умным и мудрым человеком, и Вы никогда не разочаруетесь!

    Шариат позволяет мужчине взять в жёны ту, которая ему по душе (если нет обоснованной по Шариату причины, препятствующей этому), даже если родители не одобрят его выбор. Но надо помнить, что в их благословении бывает благодать. Естественно, это не означает, что брак, заключённый без согласия или одобрения родителей жениха, обречён. Но брак, заключённый с их согласия, непременно будет благодатным, ведь в этом есть проявление к ним почтения, плюс к этому их мнение ещё бывает и мудрым, ведь они повидали за свою жизнь больше. Поэтому постарайтесь добиться благословения Ваших родителей на этот брак. До заключения мусульманского брака Вам необходимо прекратить общение с этой женщиной, поскольку это грешно.

    Что говорится о разводе в исламе?

    Также шейх наш (Ибн Таймия) говорил: «Если один из родителей оставил обучение ребёнка и обязательства, которые возложил на него Аллах, то он грешник и не имеет попечительства над ребёнком. Более того, любой, кто не выполняет свою обязанность касательно его попечительства, лишается его.

    Когда же ребенок станет в достаточной степени самостоятельным, родители должны вместе принять решение, с кем ему лучше жить дальше. Правоприменительная практика показывает, что чаще до 12 лет, он живет с матерью, а потом переходит к отцу. Но если они не сумеют договориться самостоятельно, то право выбора предоставляется ребенку.

    В таком случае это считается разводом по вине мужчины, и он обязан выплатить ей всю сумму мехрие (брачного дара), прописанную в агд-наме — договоре о браке.

    Когда же ребенок станет в достаточной степени самостоятельным, родители должны вместе принять решение, с кем ему лучше жить дальше. Правоприменительная практика показывает, что чаще до 12 лет, он живет с матерью, а потом переходит к отцу. Но если они не сумеют договориться самостоятельно, то право выбора предоставляется ребенку.

    Но, тем не менее, исламское право дозволяет развод. Иногда в жизни возникают такие ситуации, когда он неизбежен, а продолжение семейной жизни невозможно. Кроме того, оговариваются случаи, когда та или иная сторона имеет право на развод. Эти случаи описаны в книгах по исламской юриспруденции.

    А среди женщин предпочтение отдаётся матери, потому что именно мать проявляет к детям больше душевности и внимания, нежели другие женщины.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *