Нужны ли права на скутер до 50 кубов в 2023 году в России?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на скутер до 50 кубов в 2023 году в России?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Казалось бы, транспортные средства с рабочим объемом ДВС менее 50 см³ отличаются малой мощностью, поэтому в их регистрации, а тем более в получение на них права управления, нет необходимости. Однако на практике оказалось, что даже при таких скромных показателях водители успешно создают аварийные ситуации, причинами которых часто бывает элементарное незнание ПДД.

Нужны ли права на мопед 50 кубов?

Получение прав на скутер и мопед всегда сопровождается сдачей экзамена по теоретической части, которая включает не только правила дорожного движения, но и оказание первой доврачебной помощи. Поэтому законодатели и включили скутеры и мопеды с объемом двигателя до 50 кубов в перечень ТС, для управления которыми нужно иметь при себе водительское удостоверение определенной категории. В данном случае это права на скутер или мопед категории «М».

Со скольки лет в России можно ездить на мопеде? В нашей стране езда на мопеде узаконена для граждан с 16 лет. При этом нужно понимать, что если водителю уже исполнилось 14 лет, то любые проблемы с законом ложатся на его плечи. До достижения 14-летнего возраста все претензии правосудия будут направлены на родителей водителя.

Много где можно увидеть информацию о том, что учиться на категорию «М» можно с 14 лет, а сами права на мопед получить с 16. Это не совсем так, поскольку в законе прописано, что осуществление обучающей езды по дорогам общего пользования допустимо только для лиц от 16 лет. Поэтому автошколы изначально набирают учеников, достигших этого возраста. Существуют специальные детские автошколы, которые работают с детьми от 6–8 лет и проводят практику на закрытых автодромах, но получить права на мопед все равно можно будет не раньше 16 лет.

Важно знать, что с 16 лет можно управлять лишь теми транспортными средствами, которые относятся к категориям «М» и «А1». Мотоциклы объемом двигателя от 125 кубических сантиметров требуют категории «А», которая выдается с 18 лет.

Существуют экстремалы, готовые отправиться в международное турне на двухколесном друге. В зависимости от тех стран, по которым планируется проехать, у водителя могут возникнуть различные проблемы. Например, в Евросоюзе любые скутеры и мопеды (даже до 50 кубов) должны иметь техпаспорт, номера и страховку. В России же аналогичный транспорт можно вообще не регистрировать в ГИБДД.

Если говорить о том, какая категория прав нужна на мопед или скутер в ЕС, то категория «М» однозначно не подойдет. ПДД в Европе регулируются положениями Венской и Женевской конвенций, а там графа «М» просто-напросто отсутствует. Для того чтобы иметь право передвигаться по Европе на таком транспорте, в зависимости от мощности ТС вам потребуется следующая категория:

  • А, А1 или В – для скутера или мопеда до 50 кубов
  • А, А1 или В – для легкого мотоцикла до 125 кубов
  • А – для мотоцикла свыше 125 кубов

Что касается проката, то здесь на расторопность служащих контор надеяться не стоит. Вам вполне могут выдать мопед, не обратив внимание на отметки в правах и даже полностью закрыв глаза на их отсутствие. Но если полиция вас остановит, вы огребете по полной. Если в лояльной Италии за такое нарушение придется заплатить 400 евро, то во Франции с нарушителя могут содрать до 15’000 евро, а это, внимание! – 1,2 миллиона рублей.

Лучше, если сами права будут международными (МВУ), для этого придется обратиться в российскую ГИБДД. По идее большинство стран по решению конвенции обязуется принимать от туристов национальные ВУ (выданные на родине), однако далеко не все из подписавших конвенцию стран ратифицировали документ. Чтобы избежать заморочек с местной полицией, лучше все-таки иметь и международные права на мопед.

Например, во Вьетнаме для управления мопедом до 50 кубов права не требуются вовсе, а на более мощные скутеры и мотоциклы нужны вьетнамские права. Несмотря на подписание конвенции, Вьетнам неохотно принимает международные ВУ. Получить ВУ непосредственно во Вьетнаме трудно, особенно туристу без знания местного языка. В Греции достаточно российских прав, в Европе тоже практически везде принимают российские ВУ. В каких-то странах страховка и номера нужны, в каких-то нет, и в этом главная сложность. В странах, не входящих в ЕС, правила периодически меняются, поэтому будет нелишним уточнить информацию перед поездкой.

Как проводится экзамен на права?

Экзамен в автошколе проводится в установленном порядке и состоит из двух частей: теоретической и практической. Если ученик получает права на управление скутером, испытание по городу не проводится. Проверка ограничиваются только выполнением заданий на площадке автодрома (старт с места, маневрирование, использование зеркал заднего вида).

Экзамен по теоретической части представляет собой тест с вопросами, ограниченный по времени, и включает в себя:

  • Знание действующих ПДД;
  • Представление об ответственности за нарушение правил;
  • Компетентность в допусках транспорта к использованию и эксплуатации;
  • Навыки оказания первой медицинской помощи.

Порядок получения водительских прав

Получить права категории М, А или А1 можно, следуя нормам 196-ФЗ, а также Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097. В соответствии с их положениями, чтобы получить права на мопед или скутер, соискатель должен:

  • удовлетворять требованиям по возрасту;
  • иметь медицинские показания к управлению ТС.

Последовательность действий, необходимых для того, чтобы открыть категорию М, А и А1 для управления скутером или мопедом:

  1. Получить медицинское заключение.
  2. Пройти курс обучения ПДД и навыкам управления ТС в мотошколе.
  3. Сдать экзамены (теоретическую и практическую части, их принимают уполномоченные сотрудники ГИБДД).
  4. Уплатить госпошлину.
  5. Сдать документы в подразделение ГИБДД для получения водительских прав.

Типовой перечень документов для получения водительских прав:

  • заявление;
  • паспорт;
  • свидетельство о прохождении обучения;
  • медицинское заключение по форме № 083/У.

Где должен быть мопед на дороге

Понимать свое положение на дороге важно любому водителю, также и мопедов. При этом, согласно нормам, двигаться можно справа, а если есть отдельная полоса для велосипеда, то по ней. Также допускается движение по обочине. Однако при выборе последнего случая обязательно нужно не допускать помех для пешеходов и тщательно контролировать вождение.

При этом важно, что в случае помехи в виде автобуса на остановке или же иного транспортного средства скутер или мопед могут объехать его с левой стороны. В правилах нет запрета на подобный маневр.

Важный момент в том, что по велосипедной дорожке мопед или скутер ехать не могут, речь идет только лишь о специальной полосе, которая выделена для велосипедистов и обозначена соответствующими знаками, на основании ПДД. Путаница в данном случае недопустима из соображений безопасности.

Распространенные вопросы

Эти оба мотосредства не одно и тоже, потому что к мопедам (мотовелосипедам) относится 2-3-колесные транспортное средства со скоростью не выше 50 км/ч и мотором до 50 куб. А к скутерам (мотороллерам) относятся 2-3 и 4-колесные (квадрацикл) средства, которые развивают скорость свыше 50 км/ч и имеют объем мотора, как меньше, так и больше 50 куб.

Процесс регистрации мотосредства не требует наличия ВУ у регистрируемого. Также нужно учитывать, что водитель мопеда с объемом мотора, не превышающим 50 куб., не обязан иметь страхового полиса.

Для получения прав на управление мопедом гражданин должен представить в автошколу медсправку утвержденного образца, а также справку из наркологического и психико-неврологического диспансера, что водитель не стоит на учете.

Для того, чтобы избежать админответственности при вождении мототехники, гражданин обязан получить ВУ необходимой категории, пройдя для этого полный курс обучения в автошколе.

Порядок получения прав

Чтобы получить права, нужно отучиться в автошколе и сдать экзамен. Обучение состоит из стандартных этапов: теоретической части (около 100 часов), более 18 часов практики и сдачи теста.

После завершения обучения водительское удостоверение оформляется в местных отделениях ГИБДД. Для этого вам предстоит сдать теоретический и практический экзамен.

Если все испытания успешно пройдены, остается лишь предоставить пакет документов:

  • оригинал паспорта;
  • заявление об оформлении водительских прав;
  • справки о прохождении медкомиссии;
  • сертификаты об окончании теоретического и практического курсов обучения в автошколе;
  • квитанция об оплате государственной пошлины (к 2020 году эта сумма составляет 2000 руб).

Права М выдаются на срок до 10 лет лицам старше 16 лет.

Специальных автошкол, которые обучают водителей категории М, в России пока мало.

Поэтому целесообразнее пойти учиться на категорию А для мотоциклистов или B. Правда, согласно закону эти категории разрешено получать по достижению совершеннолетия.

Чем грозит езда без прав

Сотрудник ДПС имеет право остановить владельца скутера на любом участке пути и попросить документы. Штрафные меры различаются в зависимости от нарушения:

  • Если ВУ оформлено, но у вас его нет при себе, то ограничитесь штрафом 500 руб.
  • Поездки на скутере без удостоверения караются штрафом до 15 000 рублей. Сам электрический транспорт в этом случае отправится на штрафную стоянку. Вернуть его вы сможете только при предъявлении удостоверения.
  • Если же права с собой, но их категория не соответствует мощности транспорта, штраф все равно придется платить, как за вождение без прав. Рекомендуем всегда иметь при себе технический паспорт скутера, где указаны его точные характеристики. Это поможет объясниться с инспектором, если возникнут недовольства с его стороны.
Читайте также:  Алименты при лишении родительских прав: нужно ли выплачивать

Нельзя ездить на электроскутере по тротуарам, газонам, велосипедным дорожкам и прочим зонам для пешеходов. За это административное нарушение также полагается штраф в размере 2 тыс. руб, несмотря на наличие ВУ.

Выезжая в город на электрическом скутере, первым делом проверьте, взяли ли с собой водительское удостоверение. На дорогах в общем потоке машин обязательно соблюдайте ПДД. Так вы предотвратите разборки с инспекторами и убережете себя от аварийных ситуаций.

Закон о получении водительского удостоверения на скутер

Процесс получения прав в РФ регламентирует ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Категории удостоверений закреплены в статье 25 вышеуказанного нормативно-правового акта. 5 ноября 2013 года классический перечень был дополнен категорией М. Ее наличие необходимо для управления мопедами и скутерами с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. Непосредственно удостоверения начали предоставляться с 5 ноября 2014 года. С этой даты водители мопедов и скутеров могли поступить на обучение в автошколу и получить водительское удостоверение.

Определенные коррективы затронули ПДД РФ. В частности, в пункте 1.2 закрепили определение мопеда. Им именуют двух или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная скорость которого не может быть больше 50 км\ч, а рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 кубических сантиметров. По определению сюда же подходит маломощный скутер. Чтобы управлять такими ТС, необходима категория прав М.

Если установлен электродвигатель, его максимальная мощность в режиме длительной нагрузки должна составлять 0,25 — 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, обладающие аналогичными техническими характеристиками. Водитель такого транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение категории М (пункт 2.1 ПДД РФ).

Поскольку скутер – это нечто среднее между мопедом и мотоциклом, сходимость в наличии прав также присутствует. Их категория зависит от мощности двигателя. Если вышеуказанные характеристики для мопеда превышены, может потребоваться удостоверение А1. В 2020 году такие права необходимы на мотоциклы и скутеры с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью до 11 кВт. Если показатели выше, потребуется удостоверение категории А.

Нужны ли права на скутер до 50 кубов в 2020 году?

На скутере, чей объём двигателя меньше 50 кубических сантиметров, необходимы права категории М. Если обратиться к статье 25 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», выяснится, что такое удостоверение нужно на мопеды и легкие квадрициклы. Определение первого транспортного средства закреплено в пункте 1.2 ПДД РФ. Здесь говорится, что мопедом именуют двух или трехколесное ТС с рабочим объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров и максимальной скоростью не более 50 км\ч. Если скутер соответствует этим характеристикам, он признается мопедом. В результате возникает необходимость в получении водительского удостоверения на скутер категории М.

Какие основные ограничения для водителей

Мопед и мотоцикл — разная техника, несмотря на одинаково количество колес. К категории мопедов относятся:

  • М — объем двигателя не более 50 куб. см.;
  • А1 — объем двигателя не более 125 куб. см.

Категория, указанная в водительском удостоверении, должна соответствовать мощности двигателя транспортного средства. Максимальная скорость мопеда не должна превышать 50 км/ч, иначе его можно отнести к категории мотоциклов.

Если вкратце говорить о требованиях к ТС и его водителю, то стоит выделить следующие пункты:

  1. Водить мопед можно с 16 лет и только при наличии в/у с соответствующей категорией.
  2. Максимальная скорость мопеда, заявленная в ПТС, должна быть не более 50 км/ч. Если у квадроцикла аналогичные характеристики, то его приравнивают к мопедам.
  3. На мопеде можно возить пассажиров только при наличии специальных мест, отведенных для этого.
  4. На транспортном средстве должны быть установлены фары и световые сигналы поворотов. Согласно пункту 19.5 ПДД, на всех ТС в дневное время должны быть включены ходовые огни или ближний свет фар. В темное время суток запрещено передвигаться без фар.
  5. Если максимальная скорость транспортного средства составляет 40 км/ч или меньше, то запрещен выезд на автомагистрали.
  6. Водитель и пассажиры должны передвигаться в застегнутом шлеме.
  7. Мопед не может участвовать в буксировке (ни при каких условиях). Этот транспорт разрешается лишь провозить с частичной или полной погрузкой на транспортник. Буксировать можно только мототранспорт с боковым прицепом (коляской).
  8. Запрещено перевозить на скутере крупногабаритные предметы. Груз не должен препятствовать управлению ТС, загораживать обзор, превышать норму 0,5 м в длину или ширину мототранспорта.
  9. Запрещается совершать разворот через трамвайные пути, делать поворот налево на проезжей части (трассе).
  10. Нельзя пересекать путь пешеходам, двигаясь по «зебре».
  11. Водители во время движения обязаны держать руль хотя бы одной рукой. Езда без рук запрещена.
Читайте также:  Налоговый вычет на ребенка: как получить

СПРАВКА: Если в водительских правах будет проставлена категория ML в графе «особые отметки», то человеку нельзя будет водить мопед, поскольку данное обозначение подразумевает наличие у водителя проблем со здоровьем, препятствующих вождению.

Нужны ли документы на 50-кубовый скутер?

Какие документы надо на скутер (50 кубов)? Нужны ли вообще права для управления таким ТС? Документы на такой скутер нужны однозначно, потому что скутер теперь относят или к мопедам, или к мотоциклам. Все зависит от технических характеристик транспортного средства. Документы на скутер на 50 куб. тоже необходимы, потому что водитель данного ТС непосредственно участвует в дорожном движении. От внимательности и компетентности водителя скутера зависит как личная безопасность, так и безопасность других участников дорожного движения.

ПДД заверяют, что соответствующего образца документы на скутер (50 кубов) обязательны. Форма водительского удостоверения категории М представлена в статье. Как выглядит документ на скутер (50 кубов)? Водителю скутера выдаются права той же формы, что и водителю автомобиля, мотоцикла или грузовика, только отмечается другая категория.

К какой категории транспорта относятся скутер и мопед

Скутер и мопед чаще всего относятся к категории «М» (мопеды), однако мощные скутеры и мопеды могут принадлежать к категории «А1» (легкие мотоциклы), а некоторые макси-скутеры даже к категории «А» (мотоциклы).

Правила дорожного движения не содержат определения понятия «скутер». В пункте 1.2 ПДД РФ обозначены только две категории мототехники:

  • Мопед — это двух- или трехколесное транспортное средство, оснащенное двигателем внутреннего сгорания с рабочим объемом до 50 см3 и максимальной скоростью не более 50 км/ч. Мопед может иметь электродвигатель, и в этом случае его мощность должна быть в пределах от 250 Вт до 4 кВт.
  • «Мотоцикл» — это также двух- или трехколесное транспортное средство, скорость которого больше 50 км/ч либо объем двигателя (мощность) больше 50 см3 или 4 кВт.

Других юридических определений мототехники в ПДД нет. Однако на практике под категорию «мопед» может попадать огромный набор транспорта — мопеды, мотороллеры, электроскутеры, мокики, мощные электросамокаты.

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе о том, каковы требования к движению велосипедистов и водителей мопедов. Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.

Нужны ли права на электроскутер в 2021 году?

Многие владельцы двухколесных и трехосных транспортных средств с электромотором интересуются, нужны ли права на управление электроскутером. Постараемся дать ответ на этот вопрос.

Необходимо ли иметь права для управления электроскутером?

К бензиновым скутерам, появившимся на транспортных магистралях, все уже давно привыкли. Их эксплуатация не регулировалась законодательными актами.

Именно поэтому малокубатурные мопеды и скутеры мощностью до 50 кубиков не требовали для управления водительских прав и, соответственно, не представляли интереса для инспекторов дорожно-патрульной службы.

Многие водители самостоятельно увеличивали мощность скутеров, устанавливая на них двигатели с большей кубатурой. Внешне 50-кубовый мопед и аналогичный аппарат с мотором на 150 кубиков проблематично было отличить.

В соответствии с требованиями законодательных актов водителям скутеров с мощностью двигателя выше 50 кубиков нужно получить водительское удостоверение с категорией «А1».

Однако внешне идентифицировать двигатель скутера по мощности проблематично. Инспектора не желали останавливать такую мототехнику и заниматься проверкой удостоверений у водителей.

Бесконтрольность со стороны инспекторов привела к игнорированию скутеристами правил дорожного движения и повышению аварийности.

С ростом количества малокубатурных транспортных средств и электроскутеров количество аварий увеличилось до тревожных цифр, что заставило чиновников внести ряд поправок в законодательство.

В связи с тем, что скутеристы не имеют соответственных документов, увеличились аварии на дорогах

Так, в конце 2013 года появилась в водительских правах категория «М». У инспекторов ДПС появились законные основания для остановки даже маломощных скутеров для предъявления водительских прав на управление ТС, а также электроскутеров, укомплектованных мотором мощностью 0,25-4 кВт.

Так нужны ли водительские права на электроскутер? Конечно, да, если мощность электродвигателя лежит в указанном диапазоне или превышает 4000 Вт.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *