Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовая пенсия по старости на общих основаниях.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсия по старости — преобладающий вид пенсионного обеспечения. Такую пенсию получают более 29 млн. человек. Название этой пенсии — пенсия по старости — традиционное для нашей страны; оно принято и в российском пенсионном законе. Так эти пенсии назывались в СССР со времени их введения на рубеже 30-х годов XX в. Так же они именуются во всех других странах. В союзном так и не вступившем в полном объеме в силу Законе «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», принятом в мае 1990 г., эта пенсия называлась иначе — пенсия по возрасту. Причем по вопросу названия этой пенсии в то время велась оживленная и довольно острая дискуссия, в том числе политического характера. Сторонники переименования пенсии утверждали, что пенсионный возраст в СССР один из самых низких в мире, и это — величайшее завоевание социалистического общества; что в Конституции СССР сказано о праве каждого на пенсию по возрасту, а не по старости; и, наконец, что неудобно называть сравнительно не старых граждан, особенно женщин, пенсионерами по старости. Их противники пытались осторожно доказывать, что пенсионный возраст в стране не такой уж низкий, если учитывать некоторые неблагоприятные демографические и другие показатели (продолжительность предстоящей жизни и вероятность дожития до хронологического пенсионного рубежа, т. е. высокую смертность, условия жизни, труда и т.п.).
Пенсия в РФ: виды и особенности
Под пенсией понимается денежный доход регулярного характера, который выплачивается нескольким группам лиц. Речь идет о людях, которые достигли пенсионного возраста, которые имеют инвалидность или лица, потерявшие кормильца.
Если основываться на компании, которая выплачивает пенсию, то выделяют государственное и частное пенсионное обеспечение.
В РФ существует несколько видов пенсий:
- Под трудовой пенсией по старости понимается пенсия, которую выплачивают ряду граждан, которые имеют больше 5 лет трудового стажа, после того как они достигли пенсионного возраста.
- В качестве пенсии за выслугу лет выступает такой вид пенсии, который назначается ряду государственных служащих и военнослужащих после того, как они достигли конкретного возраста и выслуги.
- Для пенсии по инвалидности свойственно выплачиваться в ситуациях, когда гражданин оформил инвалидность. Существует несколько видов данной пенсии.
- Для пенсии по случаю потери кормильца свойственно выплачиваться ряду нетрудоспособных членов семьи, у которых умер кормилец и которые состояли на его иждивении, и ряду неработающих членов семьи умершего кормильца, которые были заняты уходом за его малолетними детьми.
- Под социальной пенсией понимается такой вид пенсии, который выплачивают ряду нетрудоспособных граждан, которые не имею права на иной тип пенсии. Речь идет о инвалидах, которые не имеют трудовой стаж, членах семей умерших кормильцев, которые не имеют права на иной вид пенсии в ситуации потери кормильца, о гражданах, которые достигли пенсионного возраста и не имеют трудового стажа 5 лет.
Пенсия по старости на общих основаниях
Пенсия по старости на общих основаниях устанавливается в России: мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Как видим, возрастной ценз и продолжительность общего трудового стажа для мужчин и женщин различны. Для женщин пенсионный возраст и общий трудовой стаж ниже на 5 лет, чем для мужчин.
Указанный выше общий пенсионный возраст — это предельный возраст, по достижении которого ныне в нашей стране устанавливается трудовая, страховая пенсия по старости. Он используется как критерий для распределения населения страны по укрупненным возрастным группам. При этом население старше общего пенсионного возраста условно признается нетрудоспособным. Все население (около 147 млн. человек) подразделяется на три возрастные группы.
Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия во многом обусловлены состоянием пенсионной системы, в частности они, зависят от размеров пенсий.
Социальная политика российского государства должна быть направлена на реализацию гражданином права на получение материального обеспечения в установленных законом случаях. Право на материальное обеспечение должно охраняться законом.
В Российской Федерации численность пенсионеров составляет около 38,4 млн. человек. Вся информация о них, а также иных потенциальных пенсионерах хранится в Пенсионном фонде РФ, органе назначающим и выплачивающим пенсии гражданам.
Обращение гражданина за пенсией является отдельной законодательно урегулированной процедурой, где обозначены как права и обязанности гражданина, так права и обязанности Пенсионного фонда РФ. В силу того, что данная процедура периодически меняется представляется достаточно актуальным ее рассмотрение по действующему законодательству.
Цель курсовой работы — рассмотреть процедуру обращения гражданина за назначением пенсии.
Задачи курсовой работы:
. Рассмотреть понятие пенсии и ее виды;
. Проанализировать круг лиц, имеющих право на пенсию;
. Изучить порядок подачи заявления о назначении пенсии в Пенсионный фонд РФ;
. Рассмотреть порядок рассмотрения заявления о назначении пенсии Пенсионным фондом РФ;
. Изучить порядок принятия решения о назначении пенсии или об отказе в ее назначении.
Объект исследования — общественные отношения, касающиеся пенсионного обеспечения граждан РФ.
Предмет исследования — процедура (порядок) обращения гражданин за назначением пенсии в соответствии с действующим законодательством.
В ходе написания курсовой работы автор опирался на официально опубликованные разъяснения Пенсионного фонда РФ, комментарии законодательства, учебную литератур по праву социального обеспечения и статьи, касающиеся порядка назначения пенсии.
При написании работы использовались диалектический, исторический, сравнительно-правовой, системный, логический и другие методы научного познания.
По общему правилу пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Но имеются следующие исключения (ч. 4 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»):
— трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;
— трудовая пенсия по инвалидности — назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;
— трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока — на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
В случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
После представления страхователем необходимых для назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования территориальный орган ПФР производит доплату пенсии.
По результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.
В случае отказа в удовлетворении заявления гражданина территориальный орган ПФР не позднее чем через 5 дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы.
Трудовые пенсии (части трудовых пенсий) назначаются на следующие сроки:
— трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) — бессрочно;
— трудовая пенсия по инвалидности (часть указанной трудовой пенсии) — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в т.ч. и бессрочно;
— трудовая пенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в т.ч. и бессрочно (ст. 19 Закона о трудовых пенсиях).
Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.
Перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в соответствии с п. 2 — 4 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях, за исключением случаев, указанных ниже, производится:
— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;
— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.
Статус пенсионера подтверждается пенсионным удостоверением, которое выдается пенсионеру территориальным органом ПФР в подтверждение факта назначения пенсии в определенном размере и со сроков, предусмотренных законодательством.
Для выплаты пенсии на каждого пенсионера территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации открывает лицевой счет. Выплата трудовой пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится в установленном размере без каких-либо ограничений непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией федеральной почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера.
Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.
Начисленные суммы базовой части и страховой части трудовой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. : с учетом поправок к Конституции РФ от 30.12.2008 г. N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ;
.Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 52 (1 ч.). — ст. 4920.
3.Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 04.06.2014 г.);
4.Постановление Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 (ред. от 28.04.2010) «Об утверждении Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. — 2002. — 5 июня (N 100).
5.Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 г. N 44 (ред. от 19.02.2013) «Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты» // Российская газета. — 2003. — 20 августа (N 164).
6.Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» — М.: Деловой двор, 2011. — 520 с.
7.Роик В. Обязательное и добровольное пенсионное страхование: Институты и финансы. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 120 с.
.Захарова Н., Горшков А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2014
8.Кутепова К.О., Степанов А.Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. — М.: Омега-Л, 2010. — 197 с.
9.Минаева Л., Беликова Т. Пенсии: расчет и порядок оформления. — Спб., 2013. — 177 с.
10.Юсупов В.Г. Справочник кадровика: оформление пенсии // СПС КонсультантПлюс. 2014.
11.Перечень документов, которые необходимо предоставить в территориальный орган ПФР в зависимости от вида оформляемой пенсии //
12.Петров А.Н. Пенсии в Российской Федерации: Практический справочник. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. — 232 с.
13.Федосеенко Р. Г. Правила обращения за пенсией // Справочник кадровика. — 2012. — № 7.
Условия назначения досрочной трудовой пенсии по старости
Российское пенсионное законодательство предусматривает не только общее правило назначения трудовой пенсии по старости, но и значительное число исключений из общего правила, которые объединяются понятием «досрочные пенсии по старости». Это трудовые пенсии, которые назначаются ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона о трудовых пенсиях (т.е. 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин). Досрочные пенсии представляют собой особое явление в отечественной системе пенсионного обеспечения. Их появление связано с длительным развитием пенсионного законодательства, отсутствием до настоящего времени профессиональных пенсионных систем. Нельзя считать это явление однозначно негативным. Пенсионное обеспечение на профессиональной основе за длительную профессиональную деятельность в ряде случаев имеет объективные основания и правомерно существует в отечественной пенсионной системе. Проблема связана с источником финансового обеспечения досрочных пенсий.
Назначение пенсии досрочно жителям Крайнего Севера
Работа в условиях Крайнего Севера по п.6 ч.1 ст.32 — основание для досрочного назначения пенсии в России 2022-2023 годах и в последующие годы. Однако и здесь действуют определенные сопутствующие условия, установленные законом.
Общие условия досрочного выхода на пенсию для жителей Крайнего Севера:
- возраст — 55 и 60 лет, то есть, старый «советский» пенсионный возраст;
- стаж работы именно в северных условиях не менее 15 лет. Для досрочного выхода на пенсию работникам в районах, приравненных к северным, потребуется более солидный стаж — 20 лет;
- общий стаж — 20 и 25 лет.
Есть разные дополнительные варианты зачета северного стажа:
- если северный стаж составил не менее 7 с половиной лет, Пенсионный фонд назначает пенсию с уменьшением установленного законом возраста на 4 месяца за каждый полный год трудовой деятельности на севере;
- женщина, родившая двух и более детей, при наличии общего стажа не менее 20 лет, и северного стажа более 12 лет («приравненный» стаж должен быть не менее 17 лет) вправе выйти на заслуженный отдых уже в 50 лет;
- граждане, постоянно проживающие в северных и приравненных к ним условиях, проработавшие на должностях рыбаков, оленеводов, промысловиков вправе выйти на пенсию досрочно в 45 и 50 лет. Стаж при этом должен быть не менее 20 и 25 лет для женщин и мужчин соответственно.
Что это значит в Госуслугах п.6 ч. 1 ст. 32 — работа на Крайнем Севере.
Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.
Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.
1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.
Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:
– возраста;
– стажа работы или выслуги лет;
– инвалидности;
– потери кормильца и др.
2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.
Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:
1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
Основными принципами права социального обеспечения являются:
1) всеобщность социального обеспечения;
2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г.:
– устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
– регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования;
– определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Федеральный закон состоит из 6 глав (31 статьи).
Глава 1 «Общие положения»:
1) определяет предмет регулирования закона;
2) закрепляет, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:
– Конституции Российской Федерации;
– законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
– Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации;
3) дает основные понятия, используемые в законе.
Глава 2 «Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» определяет, что субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Глава 3 «Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования» раскрывает правомочия каждого участника правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Глава 4 «Финансовая система обязательного пенсионного страхования» определяет порядок формирования и расходования средств бюджета ПФР, закрепляя, что бюджет ПФР формируется за счет:
– страховых взносов;
– средств федерального бюджета;
– сумм пеней и иных финансовых санкций;
– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
– иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Глава 5 «Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» раскрывает порядок расчета и уплаты страховых взносов, а также объекты и базу для начисления страховых взносов и возлагает обязанность по контролю за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы.
Глава 6 «Заключительные и переходные положения» регулирует следующие вопросы:
– рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования;
– право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд;
– вступление в силу закона (со дня его официального опубликования).
Периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно.
К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:
1) документ государственного (муниципального)органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;
2) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;
3) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.
При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя (либо иные документы), подтверждающий факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.
Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.
При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:
– период работы начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора;
– свидетельские показания только за тот период совместной работы, когда свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора.
Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается ПФР по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.
Указанное решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае, если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные вустановленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.
В случае, если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.
Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам
Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).
В госдуме начали обсуждать варианты снижения пенсионного возраста. он может стать индивидуальным
В тексте отчета, а также на сайте думы нет официальных протоколов обсуждения, но есть позиция, заявленная на Международном форуме труда экономиста и стратега пенсионной системы 2000-х Юрия Воронина: установленный возраст выхода на пенсию на общих основаниях 60 лет женщины и 65 лет мужчины надо менять.
Главный финансовый уполномоченный РФ Юрий Воронин предложил отказаться от ныне действующей системы индивидуальных пенсионных коэффициентов и заменить ее на стаж-заработок.
Бывший статс-секретарь Минтруда предлагает отказаться от единого пенсионного возраста.
По мнению стратега, выйти на пенсию, можно, выработав нужный стаж или провести медкомиссию и доказать, что человек в силу тяжелой работы, болезней и «общей изношенности» нетрудоспособен. Такая практика применялась в 1920-30-х годах.
Юрий Воронин напомнил, что сейчас многие предприниматели выбирают статус самозанятых, чтобы не платить взносы во внебюджетные фонды. За это они, скорее всего, будут иметь право на социальную пенсию, и если не хватит набранных коэффициентов, то на пять лет позже общеустановленного возраста, пишет Сиб фм.
Как сообщал Amur.life, в 2022 году на пенсию по общим основаниям выходят женщины в возрасте 56,5 лет, которые родились во втором полугодии 1965 года, и мужчины в возрасте 61,5 года, которые родились во втором полугодии 1960 года. За год пенсионный возраст вырос на один год.
Для назначения страховой пенсии по старости необходимо достичь общеустановленного пенсионного возраста, иметь необходимый стаж работы и определенную величину индивидуального пенсионного коэффициента.
В 2021 году страховую пенсию могли назначить в случае, если стаж составлял не менее 12 лет, а величина индивидуального пенсионного коэффициента — не менее 21, а в 2022 году — стаж должен быть не менее 13 лет, а коэффициент — 23,4.
Если пенсионных коэффициентов и стажа будет недостаточно, то пенсию не назначат, пока необходимое количество не будет набрано. Если этого не произойдет через пять лет, то вместо страховой пенсии гражданину назначат социальную.
Узнать количество стажа и накопленных коэффициентов можно в Личном кабинете на портале госуслуг.
Мужчины 1961 года рождения смогут выйти на пенсию в возрасте 63 лет в 2024 году, а женщины 1966 года рождения в возрасте 58 лет в 2024 году.
Как рассчитывается пенсия в 2023 году
Размер пенсии складывается из фиксированной части и надбавок. Формула расчета пенсии в 2023 году не меняется.
Формула расчета страховой пенсии по старости
СП = ИПК * СПК + (ФВ * КвФВ), где СП — размер страховой пенсии по старости; ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости (СПК на 2023 год = 123.77 руб.); ФВ — фиксированная выплата к страховой пенсии (ФВ на 2023 год = 7567 руб.); КвФВ — коэффициент повышения ФВ, применяется при отсрочке обращения за назначением страховой пенсии.
В 2023 году стоимость одного пенсионного коэффициента составляет 123.77 руб. Напомним, каждый год, начиная с 2021 года, пенсионер может получить не более 10 пенсионных баллов. Чем дольше гражданин не обращается за выплатой после достижения пенсионного возраста, тем пенсия выше. Применяется специальный увеличивающий коэффициент за период отсрочки.
Пенсионный калькулятор
Досрочная пенсия для педагогов и медработников в 2023 году
Для большинства страховых пенсий, которые назначаются за льготный стаж, пенсионный возраст не изменился. Поэтому, в частности, мужчина 1973 года рождения по достижении 50 лет в 2023 году может выйти на пенсию по старости, если у него подтверждается десять лет работы с вредными условиями труда по списку №1.
Только для некоторых категорий льготников пенсионный возраст повысили — поэтому теперь они выходят на пенсию также по графику переходного периода. Речь идет о педагогических, медицинских работниках и работниках творческих профессий (оперные певцы, артисты балета, цирковые гимнасты и т.д.). В 2023 году никто из них не подпадает под график досрочных пенсий: те, кто выработали необходимый льготный стаж в 2020 году, уже вышли на пенсию, а следующие — у кого льготный стаж выработан полностью в 2021 году — получат право на пенсию только в 2024 году.
Дата выхода на пенсию педагогов и медработников будет исчисляться от даты выработки специального стажа с учетом увеличения общеустановленного пенсионного возраста.
Год, в котором эти работники выработают специальный стаж, будет зафиксирован, а назначить досрочную пенсию можно будет, исходя из общего увеличения возраста выхода на пенсию, по истечении определенного срока так же, как и для всех других граждан.
Сроки назначения страховой пенсии по старости педагогическим, медицинским и творческим работникам
Год, когда выработан специальный стаж | Срок назначения страховой пенсии |
---|---|
2021 | 2024 |
2022 | 2026 |
2023 и последующие годы | Не ранее чем через 60 месяцев со дня выработки специального стажа |
Как выйти на пенсию досрочно
Не все россияне хотят ждать достижения стандартного пенсионного возраста, чтобы выйти на пенсию и начать получать выплаты от государства. Часть граждан имеют право на досрочный выход, когда выплаты по старости назначаются раньше общеустановленного срока, например, госслужащие, работники спецслужб, работники гражданской авиации и т.д., педагоги, медицинские работники.
Есть определенные условия для назначения досрочной пенсии, например:
- По выслуге лет. Досрочно могут выйти на пенсию военнослужащие, государственные гражданские служащие, работники летно-испытательного состава, муниципальные служащие и т.д. Для каждой категории действуют свои льготные сроки, когда засчитывается выслуга по особым правилам.
- По стажу. Можно выйти на пенсию по старости раньше в том случае, если у человека накоплен большой трудовой стаж. Например, если мужчина старше 60 лет, и у него стаж 42 года, или если женщине 55 лет и у неё имеется стаж 37 лет.
- При работе во вредных условиях. Имеется целый список профессий, при работе с которыми у мужчин и женщин появляется право на досрочный выход на пенсию. Например, если мужчина проработал во вредных условиях 10 лет, то он может выйти на пенсию в 50 лет, если женщина проработала от 7,5 лет, то она может уйти на пенсию уже в 45 лет.
- Работа на Крайнем Севере. В этом случае можно выйти на пенсию мужчинам в 60, а женщинам в 55 лет, при этом стаж работы в этих регионах должен быть не менее 15 лет, приравненных к ним местностям – 20 лет.
- При ликвидации предприятия или сокращения кадров. Если гражданин не может найти другую работу, то можно выйти на пенсию на 2 года раньше при условии наличия 20-25 лет страхового стажа.
- Если предпенсионер относится к категории безработных, то он также может выйти на пенсию досрочно. При этом ему нужно состоять на учете в службе занятости, иметь стаж не менее 13 лет и обладать необходимым минимумом баллов (23,4 в текущем году).
Есть определенные условия и для семей с детьми: если семья многодетная, то мать может выйти на пенсию уже в 50 лет при рождении 5 и более детей, в 56 лет при рождении 4-ех детей и в 57 лет при наличии троих детей. Если ребенок имеет инвалидность, то можно получить досрочную пенсию для матери в 50 лет, для отца – в 55 лет. Инвалиды и их опекуны также выходят на пенсию раньше общего срока.
Лицо еще не достигло возраста выхода на пенсию
Основанием для того, чтобы обратиться в Пенсионный фонд для подачи заявления о выдаче пенсии по старости, является достижение гражданином возраста выхода на пенсию. В этом году законодательством установлен следующий возраст выхода на пенсию: для лиц мужского пола – 60,5 лет, для лиц женского пола – 55,5 лет.
Если гражданин будет полностью соответствовать всем требованиям Пенсионного фонда России, однако он еще не достиг возраста выхода на пенсию, то ему, естественно, будет отказано в выдаче пенсионной выплаты. Однако законом предусмотрены различные исключения, которые позволяют понизить возраст выхода на пенсию для некоторых категорий граждан (например, представителям народов Крайнего Севера, медицинским работникам, преподавателям и проч).