Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юрист готов ответить на ваш вопрос!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 года No73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» все охраняемые объекты подразделяются на несколько категорий и подлежат включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Согласно ст. 54 указанного закона, в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие
утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта обращаются:
— в отношении объектов культурного наследия местного значения – орган местного самоуправления муниципального образования;
— в отношении объектов культурного наследия регионального значения – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
— в отношении объектов культурного наследия федерального значения – федеральный орган охраны объектов культурного наследия.
В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, у собственника, содержащего данный объект ненадлежащим образом, соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект или организует его продажу с публичных торгов. Собственнику объекта культурного наследия возмещается стоимость выкупленного объекта в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Регистрация сделки: пошаговая инструкция
При долевом владении имуществом процедура отчуждения существенно усложняется
Среди некоторых проблем, с которыми сталкиваются собственники имущества, является долевое владение объектом недвижимости.
Под долевым владением подразумевается, такая ситуация, при которой у одного объекта (квартиры, дома) есть несколько собственников, и каждому из них принадлежит его часть. Естественно, что действующее законодательство встает на защиту их прав следующим образом.
Согласно Гражданскому кодексу, а также ФЗ 159 об особенностях отчуждения недвижимого имущества, долевые собственники имеют первоочередное право на приобретение доли объекта.
Поэтому человек, решивший продать часть квартиры или дома, после того, как определится с ценой, обязан обратиться с предложением к остальным владельцам.
Только после того как они откажутся, можно смело проводить сделку, и продавать свою часть любому физическому или юридическому лицу. Естественно, что данная сделка будет заверяться нотариально.
Отчуждение имущества несовершеннолетнего
Если ребенку менее 14 лет, то от его имени действуют законные представители (родители, опекуны, приемные родители, представители органов опеки). В самой сделке несовершеннолетний собственник не участвует (его присутствие и личная подпись не требуются).
Если ребенку от 14 до 18 лет, он участвует в сделке и ставит свою подпись на документах. Но только в присутствии и с согласия законных представителей. Отчуждать имущество несовершеннолетнего можно не во всех случаях (даже с его согласия). Например, если продается квартира, то взамен можно купить либо лучшее, либо равнозначное по параметрам жилье.
В данном случае отчуждение имущества — это операции, производимые также в соответствии с требованиями ст. 26, 28 ГК РФ, определяющими степень дееспособности несовершеннолетних лиц в зависимости от их возрастной категории.
Так, сделки с имуществом лиц, не достигших 14-летнего возраста, совершают только их родители, усыновители или опекуны (п. 1 ст. 28 ГК РФ), за исключением мелких бытовых сделок.
Комментарий к Ст. 239 Гражданского кодекса РФ
1. Положениями комментируемой статьи закреплена судьба недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, изъятие которого осуществляется ввиду его ненадлежащего использования земли.
Согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
В силу ст. 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде.
Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, урегулирован в общем виде нормами ст. 286 ГК РФ.
Если изъятие земельного участка ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, то это имущество может быть изъято у собственника путем продажи с публичных торгов (см. комментарий к ст. 449.1 ГК РФ) в порядке, предусмотренном ст. ст. 284 — 286 ГК РФ.
2. Судебная практика:
— Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2016 N Ф06-14690/2013 по делу N А55-5004/2014 (об изъятии в собственность субъекта РФ недвижимого имущества (земельных участков и объектов недвижимости) путем выкупа);
— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.07.2016 N Ф09-7115/16 по делу N А50-22040/2015 (о признании незаконным отказа в выкупе принадлежащей предпринимателю части здания, обязании устранить нарушение);
— Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 по делу N А43-14820/2015 (об изъятии у ответчика в собственность субъекта РФ для государственных нужд объектов);
— Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2016 N 05АП-635/2016 по делу N А24-2001/2015 (о взыскании убытков, причиненных в результате изъятия жилого дома для муниципальных нужд, расходов по договору аренды, на уплату государственной пошлины);
— Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 28.06.2016 по делу N 33-6444/2016 (об изъятии путем выкупа земельного участка с выплатой компенсации, прекращении права собственности и права общей долевой собственности на земельный участок, выселении из квартиры без предоставления иного жилого помещения, признании права собственности на квартиру и земельный участок).
Добровольные варианты
Разбирая понятие отчуждения, мы выявили, что этот процесс может быть как добровольным, так и принудительным. Самым распространенным является первый.
Добровольное отчуждение имущества или прав на него — это следующее:
- Продажа. Сделка, где традиционно участвуют две стороны: продавец и покупатель. Отчуждение имущества здесь осуществляется по договору купли-продажи. Что касается операций с недвижимостью, то они возможны только после государственной регистрации собственника.
- Дарение. В отличие от продажи, это безвозмездное отчуждение имущества. Если это дар в пользу родственника, то такая сделка в РФ будет освобождена от налогообложения. Если в пользу лица, с которым вы не связаны родственными или брачными узами, то уплачивается определенный процент от стоимости подарка в государственную казну. Однако дарение в юридической практике нередко выступает и принудительным отчуждением. Это случаи, когда недобросовестные родственники или третьи лица вынуждают человека подарить им недвижимость.
- Обмен. По своей сути, это заключение двух договоров купли-продажи. Поэтому каждый из участников такой сделки одновременно выступает и покупателем, и продавцом. По российскому законодательству, обмену подлежит только равноценное имущество. Если стоимость объектов обмена отличается, то с доплаты уплачивается НДФЛ.
- Рента. Это одна из особенностей отчуждения недвижимого имущества. Договор пожизненной ренты оформляется с собственником квартиры или дома. Покупатель по нему обязуется до конца жизни содержать владельца имущества. После смерти последнего недвижимость переходит во владение покупателя. Продавцами тут выступают только физические лица и некоммерческие организации.
Необходимая документация
При оформлении стандартного договора на отчуждение имущества нужно указать следующие данные:
- Реквизиты сторон. Фамилия, имя и отчество, паспортные данные физических лиц и полные реквизиты юрлиц. Для этого нужны документы, удостоверяющие личности граждан, правоустанавливающие бумаги для юридических лиц.
- При возмездной сделке — финансовые реквизиты сторон. Это выписки из банковских счетов.
- Основания для получения/передачи права собственности, реквизиты документации, его подтверждающей. Это свидетельство о праве собственности, а также документы, призванные установить его — договор купли-продажи, ордер, свидетельство о наследовании и проч.
- Описание объекта (например, для недвижимости — адрес, состояние, этажность). Технический паспорт на имущество.
- Технические данные по объекту отчуждения (для недвижимости — площадь, кадастровый номер, результаты оценки). Необходима кадастровая документация, выписка из ЕГРП, справка из БТИ.
- Подтверждение наличия или отсутствия обременений. Касательно недвижимости — справки о составе семьи, выписки из домовой книги.
- Стоимость объекта отчуждения. Документ с оценкой независимого эксперта или справка из БТИ.
- Дата и место составления документа.
- Сведения о третьих лицах, чьи интересы затрагивает отчуждение имущества. От них необходимо получить согласие на проведение сделки.
- Дополнительные сведения, что могут иметь значение для сторон.
- Подписи каждой из сторон сделки.
Согласно ст. 130 ГК, земельные участки тоже являются недвижимостью, поэтому их отчуждение станет основанием для прекращения права собственности (ст. 44 ). Каких-то принципиальных отличий в отношении таких объектов нет, следовательно, отчуждение земельного участка – это значит переход права собственности на него к третьим лицам, как и в случае с другой недвижимостью.
И все же, учитывая специфику земли как объекта права, закон допускает расширенный перечень оснований для ее отчуждения:
- отчуждение земли для государственных и муниципальных нужд;
- изъятие земли в связи с ее ненадлежащим использованием или неиспользованием по назначению и так далее.
К тому же земля может находиться у граждан в постоянном бессрочном пользовании или пожизненном владении (земельные паи). Поскольку она не является их собственностью, ее отчуждение невозможно.
Принудительное отчуждение имущества
Нормы права, устанавливающие общие правила, в большинстве случаев, имеют исключения. Это же относится и к отчуждению имущества.
Так, по общему правилу, отчуждение всегда происходит по воле собственника имущества, без принуждения со стороны.
Однако в пункте 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится исключение, имеющее отношение к имуществу, которое не может принадлежать собственнику.
Так, например, если имущество исключено из гражданского оборота, или оборот такого имущества ограничен, то собственник должен провести его отчуждение в строго установленные сроки, что предписывает статья 238 ГК.
Что такое отчуждение недвижимого имущества?
Процедура отчуждения недвижимого имущества у собственника – это действия, производимые вне зависимости от его воли (хотя возможно и согласие), итогом которых является прекращение права собственности на недвижимость, совершаемые по специально установленным в законодательстве правилам и основаниям.
От этого порядка следует отличать отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, которая вносится в реестр в качестве обременения. Последнее предусматривает исключительно добровольный характер и требует соответствующего волеизъявления обеих сторон этих правоотношений (договор), чем и отличаются сделки.
Ч. 3 ст. 35 Конституции устанавливает исключительный характер таких действий. При этом, если имущество отчуждается в публичных интересах, то его собственнику гарантируется соразмерное возмещение.
Эти положения конкретизированы в ч. 2 ст. 235 ГК. Она устанавливает закрытый перечень оснований, по которым возможно использование такой процедуры. В других ситуациях наложен запрет в отношении недвижимости закон специально предусматривает следующие случаи:
- отчуждение недвижимости, обусловленное ненадлежащим использованием земельного участка;
- отчуждение недвижимости, являющейся незавершенным строительством, ввиду окончания соглашения об аренде муниципального, регионального или федерального земельного участка (речь идет о собственнике соответствующего уровня);
- отчуждение недвижимости, обусловленное изъятием земли в пользу регионального, муниципального или федерального собственника;
- если земля принадлежит одному лицу, а постройка другому, когда последняя является объектом культурного значения и не подлежит сносу. При условии невозможности заключения сделки и наличия судебного спора, соответствующим актом может признаваться право принудительного выкупа этого объекта собственником участка;
- ситуации, когда собственник использует жилье с нарушением назначения, либо содержит его бесхозяйственным образом, грозящим разрушением, и не выполняет соответствующее предписание муниципального органа.
Правила отчуждения имущества, находящегося на изымаемом участке
Действующий закон предусматривает принцип единства собственности как на участок, так и на расположенные на нем постройки.
Другим важным правилом выступает возмездность изъятия. Исключения могут быть связаны лишь со случаями нарушения земельного законодательства.
Дополнительным принципом выступает приоритет добровольной передачи имущества. В качестве основания перехода права собственности, закон называет соответствующий договор.
Другим принципом выступает изъятие в принудительном порядке исключительно на основании решения суда. На административную процедуру установлен запрет.
Все правоотношения сторон считаются завершенными в момент внесения соответствующих сведений в реестр прав.
К этим правоотношениям применяются правила защиты интересов несовершеннолетнего собственника. При отчуждении любым способом потребуется согласие органов, решающих вопросы в сере опеки и попечительства. Без этого документа, договор между сторонами не станет основанием для внесения изменений в реестр прав, поскольку действующие нормы устанавливают запрет на эти действия без соответствующего документа.
Определение выкупной цены при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
В процессе изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд обладателиподлежащихотчуждению земельного участка и объектов недвижимостина нем,при соблюдении уполномоченным на то органом всех установленных в законе условий, не могут воспрепятствовать самому факту изъятия. В данном случае государственные либо муниципальные интересы ставятся выше интересов конкретных собственников, решение об изъятии принимается соответствующими органами без согласия частных лиц, земельные участки которых предстоит изъять. Собственники принимают участие только при определении выкупной цены изымаемого имущества, сроках и других условиях выкупа в добровольном порядке либо в процессе судебного разбирательства.На практике несовершенство правовых норм, регламентирующих порядок определения выкупной цены, вызывает существенные затруднения при осуществлении такого изъятия.Рассмотрим процесс формирования выкупной цены и возникающие на этом этапе основные проблемы.
На основании п. 2 ст. 281 ГК РФ можно заключить, что выкупную цену составляют два элемента – это рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества и убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая те, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В большинстве случаев собственники не согласны с предлагаемой им выкупной ценой, поэтому зачастую заключение соглашения по условиям отчуждения недвижимости в добровольном – договорном порядке – невозможно. Следовательно, согласно ст. 282 ГК РФ данный вопрос подлежит разрешению в судебном порядке по иску органа, принявшего решение об изъятии. Исходя из судебной практики по данным делам можно сделать вывод, что основные споры вызывает вопрос об установлении рыночной стоимости земельного участка и других объектов недвижимости, подлежащих изъятию. В соответствии с п. 1 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Статьей 8 указанного закона предусмотрена обязательность проведения оценки при выкупе или ином предусмотренном законодательством РФ изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд. Статья 3 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» дает определение рыночной стоимости объекта оценки как наиболее вероятной цены, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. В качестве такого обстоятельства в статье указывается ситуация, когда одна из сторон сделки обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона обязана принимать исполнение.
На основе этого определения можно сделать вывод, что оценка изымаемых объектов по их рыночной стоимости не допустима, поскольку при принятии решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (либо решения суда о принудительном выкупе) частные собственники будут обязаны отчуждать их, а это противоречит указанному понятию рыночной стоимости, в том числе условию о том, что на величине сделки не должны отражаться никакие чрезвычайные обстоятельства. Формирование выкупной цены изымаемых объектов по рыночной стоимости, то есть по правилам осуществления частноправовой сделки неприменимо, так как по мнению Д.Б. Горохова, здесь нет автономии воли в смысле ст. 2 ГК РФ. Государство (в лице органов власти) при принудительном изъятии земельных участков распоряжается частными землями и в этом случае оно действует не как собственник, а как публичная власть205. А потому, в данном случае нельзя говорить о формировании выкупной цены как цены определяемой на открытом рынке в условиях конкуренции.
К тому же, как справедливо отмечает Е.В. Седлова, цена изымаемого жилого помещения (даже рыночная), как правило, не может покрыть расходов на приобретение лицом нового жилого помещения206. Причину этого автор видит в том, что чаще всего изымаемые жилые помещения находятся в старых домах, в плохом, а иногда ветхом, аварийном состоянии, следовательно, их рыночная цена невысока, несоразмерна стоимости жилья даже на вторичном рынке. Кроме того, указанные в ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и других подзаконных актах207требования к оценке стоимости подлежащих изъятию объектов недвижимости не позволяют устранить разногласия, связанные с определением размера выкупной цены. Зачастую в одном судебном процессе рассматриваются 3-4 отчета об определении рыночной стоимости изымаемых объектов, составленных профессиональными оценщиками и содержащих принципиальную разницу в суммах – порой до нескольких миллионов208.
Помимо того, что в подавляющем большинстве подобных дел собственники изымаемых объектов недвижимости «считают выкупную цену жилого помещения, земельного участка заниженной»209, существует и ряд других проблем. В последнее время в научной литературе активно обсуждается вопрос о том, имеют ли собственники жилых помещений в многоквартирных домах при отчуждении их недвижимости в связи изъятием земельного участка право на получение стоимости общего имущества в таком доме, в том числе стоимости земельного участка, составляющего придомовую территорию. Так, Е.В. Седлова, в частности, отмечает, что «при определении выкупной цены собственник жилой площади в многоквартирном доме вправе требовать включения в эту цену стоимости принадлежащей ему доли в общей собственности многоквартирного дома»210.
Такая позиция не совсем соответствует действующему законодательству. Согласно п. 2 ст. 290 ГК РФ собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру. Также пункт 4 ст. 37 ЖК РФ устанавливает, что собственник помещения в многоквартирном доме не вправе как осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, так и отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение. Аналогично сформулированы и правила определения долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире в п. 5 ст. 42 ЖК РФ. Кроме того, согласно п. 3 данной статьи доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире следует судьбе права собственности на указанную комнату.
Следовательно, места общего пользования в коммунальной квартире и общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме не могут быть самостоятельными объектами права, из чего де-юре можно сделать вывод, что отдельная оценка их стоимости наряду с оценкой стоимости жилого помещения недопустимы. Такой же вывод сделал Конституционный суд РФ в Определении от 22.03.2012 г. № 459-О-О211, указав, что вопреки мнению заявителей, доля в праве собственности на общее имущество коммунальной квартиры и доля в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома не могут приобретаться и отчуждаться вне связи с жилым помещением, следовательно, изъятие жилого помещения предполагает одновременное изъятие доли в праве собственности на общее имущество коммунальной квартиры, а также доли в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома. С позицией Конституционного Суда РФ по этому вопросу тяжело согласиться, так как даже при заключении договора купли-продажи жилых помещений при обычных условиях, оценивается не только стоимость жилья, учитывается также его местонахождение, развитость инфраструктуры и состояние общего имущества в многоквартирном доме либо мест общего пользования в коммунальной квартире.
Отчуждение недвижимости по дарственной
Дарственная – это договор об отчуждении недвижимого имущества родственнику или другому лицу на безвозмездной основе (ст. 572 ГК). Даритель передает право собственности на квартиру/землю или обещает подарить эту недвижимость в будущем. При этом он не вправе требовать от второй стороны встречного представления (платы за подарок, другой вещи или услуги), иначе договор станет недействительным.
В любой момент до передачи дара одаряемый вправе от него отказаться. Но если отказ нанес дарителю ущерб, он имеет право на его возмещение.
Даритель может расторгнуть договор, если одаряемый совершит покушение на жизнь и здоровье его самого или близких родственников (ст. 578 ГК).
Если было оформлено обещание дарения в будущем, но материальное положение дарителя значительно ухудшилось, он вправе отказаться от исполнения договора (ст. 577 ГК).
Особых условий для заключения этого типа соглашений не предусмотрено. Его можно составить в простой письменной форме без нотариального удостоверения. Регистрации подлежит лишь переход прав на недвижимость.
Предлагаем ознакомиться с типовым договором дарения.
Договор отчуждения недвижимого имущества (дарение, купля-продажа, передача в уставный капитал организации и т. д.)
Обратите внимание! В данном случае отчуждение имущества — это не просто подписание договора и передача вещи во владение, пользование и распоряжение иному лицу. Отчуждение недвижимого имущества — это сделка, требующая обязательной госрегистрации передаваемого в его рамках права (п. 6 ст. 1 закона «О госрегистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Физические лица могут отчуждать свою недвижимость различными способами, в т. ч. на основании договоров дарения, купли-продажи имущества. Физлицо также может внести имущество и в уставный капитал организации или пополнить таким образом состав имущества юрлица.
Операции с имуществом юрлиц имеют больше ограничений. Например, дарение между коммерческими организациями запрещено (подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
Гришаев Сергей Павлович, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права МГЮА.
Одним из оснований прекращения права собственности на жилое помещение является изъятие земельного участка, на котором находится это жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 ЖК РФ). Об этом основании говорится также в ГК РФ (ст. 239) и ЗК РФ (ст. 49). Различие заключается в том, что в указанных статьях говорится о прекращении права собственности на недвижимое имущество вообще, а в ст. 32 ЖК — о такой разновидности недвижимого имущества, как жилые помещения. Кроме того, указанные правовые акты в отличие от ЖК не дают детальной регламентации процедуры изъятия.
Следует отметить, что ч. 3 ст. 35 Конституции установлено, что «принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Ст. 49.3 ранее действовавшего ЖК РСФСР было предусмотрено предоставление собственнику в этих случаях равноценного жилого помещения (т.е. выделение жилья в натуре либо иной компенсации (речь шла о денежной компенсации)). К сожалению, эти принципы, в частности о решении данного вопроса путем выделения другого (равноценного) жилья, не нашли отражения в ст. 32 ЖК РФ, что существенно ограничивает жилищные права граждан. Так, законодатель ограничился только тем, что установил, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (п. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Изъятие земельного участка осуществляется для определенных целей, несовместимых с нахождением жилого помещения на этом участке (строительство дорог, прокладка линий электропередач, строительство новых зданий и т.д.). Другими словами, речь идет о потребностях Российской Федерации в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, удовлетворение которых возможно только путем изъятия земель. Таким образом, речь идет об изъятии земельного участка только в публичных интересах. Вышеуказанные примеры позволяют понять, что представляют собой «государственные или муниципальные нужды». Важно, однако, подчеркнуть, что понятие это оценочное. Невозможно дать исчерпывающий и конкретизированный перечень таких нужд. Вопрос о том, есть ли необходимость изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, всякий раз должен решаться с учетом конкретных обстоятельств, а в случае спора — судом.
В данном случае речь идет о всех разновидностях жилых помещений, предусмотренных ст. 16 ЖК (жилые дома, части жилых домов, квартиры, части квартиры, комнаты). При этом сразу надо сделать оговорку о том, что речь не идет о самовольно возводимых жилых помещениях, поскольку в данном случае право собственности на жилое помещение просто не возникает.
В ст. 32 ЖК РФ определяется порядок обеспечения жилищных прав граждан — собственников жилых помещений при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. По существу она развивает ст. 239 ГК с учетом особенностей, установленных для жилых помещений. При этом нельзя не обратить внимания на то, что согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества, принадлежащего лицу на праве частной собственности, возможно только для государственных нужд, тогда как и в ст. 32 ЖК, и в ст. 239 ГК говорится об изъятии земельного участка также для муниципальных нужд. По существу это является основанием для обращения в Конституционный Суд РФ и признания указанных статей противоречащими Конституции РФ.
От имени Российской Федерации и ее субъектов решения об изъятии земельных участков, в том числе путем выкупа, принимают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК). Что касается решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, то они принимаются органами местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 11 ЗК; п. 2 ст. 125 ГК). Эти же органы принимают решения об изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 32 ЖК).