Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разработка и ведение сводного кадастра отходов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под аббревиатурой ОРО понимают любые объекты размещения бытовых и промышленных отходов. При этом законодательство РФ ведет контроль всех ОРО, находящихся в эксплуатации, что необходимо для сохранения благоприятных экологических условий и недопущения загрязнения окружающей среды. Санкционированные ОРО могут заключать официальные договора с промышленными и жилищно-коммунальными предприятиями на принятие отходов, с целью их дальнейшего хранения или захоронения. Несанкционированные ОРО называют навалами мусора или свалками. Вывоз мусора или сбрасывание промышленных отходов в законодательно не установленном для этого месте считается нарушением закона.
Зачем нужно вносить ОРО в государственный реестр?
Ведение надзорной деятельности и государственная регистрация всех объектов размещения отходов, расположенных на территории страны, необходимы для реализации таких задач природоохранного контроля:
-
Защита окружающей среды от вредоносного воздействия отходов.
Это основная задача государственного контроля и разработки ГРОРО. Для реализации этой цели, все объекты, внесенные в государственный реестр должны регулярно проводить инвентаризацию и контролировать показатели токсичных загрязнений атмосферы, водных и земельных ресурсов. -
Сохранение безопасности лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.
Перечисленные зоны, в соответствии с законодательством, должны быть свободны от мест размещения отходов любого типа, что гарантирует безопасность их для жизни и здоровья граждан. -
Контроль деятельности, связанной собразованием, использованием и размещением отходов.
Государственный контроль необходим для разработки нормативных актов и установления лимитов на хранение и захоронение бытовых и промышленных отходов на уровне государства.
Надзорная функция над любыми видами деятельности, связанной с обращением отходов, возлагается на Минприроды России и на территориальные отделения Росприроднадзора.
Необходимые документы
Для внесения объекта размещения отходов в государственный реестр, в территориальные органы Росприроднадзора необходимо предоставить такой пакет документальных свидетельств:
- заявление, оформленное по форме, установленной Приказом Росприроднадзора № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов»;
- характеристика ОРО, составленная на основании проведенной инвентаризации;
- проектная документация на объект капитального строительства;
- положительное заключение экологической экспертизы;
- выкопировки из ПНООЛР и приложений к ПНООЛР;
- наименование и назначение ОРО (хранение или захоронение отходов), с указанием кода по ФККО;
- официальные заключения лабораторий о влиянии ОРО на состояние окружающей среды;
- наименование ОРО с указанием кода по ФККО;
- документы, определяющие расположение объекта размещения отходов с указанием кода по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);
- правоустанавливающие документы на юридическое лицо или свидетельствующие об официальной регистрации индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего ОРО.
Зачем нужно вносить ОРО в государственный реестр?
Ведение надзорной деятельности и государственная регистрация всех объектов размещения отходов, расположенных на территории страны, необходимы для реализации таких задач природоохранного контроля:
-
Защита окружающей среды от вредоносного воздействия отходов.
Это основная задача государственного контроля и разработки ГРОРО. Для реализации этой цели, все объекты, внесенные в государственный реестр должны регулярно проводить инвентаризацию и контролировать показатели токсичных загрязнений атмосферы, водных и земельных ресурсов. -
Сохранение безопасности лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.
Перечисленные зоны, в соответствии с законодательством, должны быть свободны от мест размещения отходов любого типа, что гарантирует безопасность их для жизни и здоровья граждан. -
Контроль деятельности, связанной собразованием, использованием и размещением отходов.
Государственный контроль необходим для разработки нормативных актов и установления лимитов на хранение и захоронение бытовых и промышленных отходов на уровне государства.
Надзорная функция над любыми видами деятельности, связанной с обращением отходов, возлагается на Минприроды России и на территориальные отделения Росприроднадзора.
Общая информация о реестрах отходов
Сводный кадастр отходов — это база данных обо всем мусоре: промышленном или бытовом. Он ведется отдельно для каждого региона. Формат реестра одинаков для всех, но не во всех областях передача информации в кадастр является обязательной.
В кадастр отходов вносятся данные, которые можно разделить на следующие типы:
- список полигонов для размещения мусора, включая их классификацию по допустимому уровню опасности;
- данные о разработанных и испытанных методах размещения и обезвреживания, в том числе об условиях хранения, схемах транспортировки и уничтожения;
- общероссийский классификатор отходов производства;
- данные об отходах текущего производства региона, которые включают информацию об объеме, свойствах, классе опасности, происхождении утиля по каждому конкретному предприятию;
- информация о переработке отходов, в том числе о технологиях извлечения и дальнейшего использования некоторых полезных, редких или дорогостоящих компонентов мусора.
Ведение реестра находится в зоне ответственности региональных департаментов природопользования (ДПиООС). Кадастр отходов пополняется сотрудниками департаментов. Они принимают, проверяют и вносят в реестр данные, предоставленные предприятиями региона.
Создатели кадастра при его разработке преследовали следующие цели:
- собрать и систематизировать информацию о промышленном и бытовом мусоре по всей стране;
- наладить анализ и управление природоохранными действиями;
- оценить эффективность технологий по сбору, транспортировке, переработке и утилизации отходов.
Принцип работы реестра
Создание реестра производится на основе информации о полигонах (её получают после проведения инвентаризации).
Предприниматели или юридические лица после выполнения указанной процедуры и написания характеристики, отправляют эту информацию в Росприроднадзор по месту локализации полигонов. Из этого органа информация о полигоне в течение 10 дней переходит в Федеральную службу природопользования. Этой организации предоставляется следующая информация:
- название полигона
- предназначение, в этом же пункте перечисляются присутствующие разновидности отходов с обязательным выделением кодов согласно ФККО
- расположение и наименование самого близко размещённого населённого пункта
- данные о негативном влиянии полигона на экосистему, они должны быть основаны на ранее выполненном экологическом мониторинге
- номер объекта, соответствующий региону России
- личные данные об индивидуальном предпринимателе или фирме (наименование, адрес размещения, ФИО предпринимателя)
Затем, в течение 15 дней с момента поступления данных о полигоне, работник Росприроднадзора рассматривает получению информацию. Присваивается номер объекта, разрабатывают документы о причислении объекта к ГРОРО.
Номер полигона в реестре представлен в виде 5 знаков, которые разделяются дефисом.
В ходе изучения полученной информации, работник Росприроднадзора либо принимает решение о внесении объекта к ГРОРО, либо отправляет предпринимателю письмо с перечнем ошибок и просьбой исправить их. При этом стоит отметить, что от объектов ГРОРО в процессе внесения в этот реестр, не требуют оплаты никакой пошлины.
Принцип работы реестра
Создание реестра производится на основе информации о полигонах (её получают после проведения инвентаризации).
Предприниматели или юридические лица после выполнения указанной процедуры и написания характеристики, отправляют эту информацию в Росприроднадзор по месту локализации полигонов. Из этого органа информация о полигоне в течение 10 дней переходит в Федеральную службу природопользования. Этой организации предоставляется следующая информация:
- название полигона
- предназначение, в этом же пункте перечисляются присутствующие разновидности отходов с обязательным выделением кодов согласно ФККО
- расположение и наименование самого близко размещённого населённого пункта
- данные о негативном влиянии полигона на экосистему, они должны быть основаны на ранее выполненном экологическом мониторинге
- номер объекта, соответствующий региону России
- личные данные об индивидуальном предпринимателе или фирме (наименование, адрес размещения, ФИО предпринимателя)
Затем, в течение 15 дней с момента поступления данных о полигоне, работник Росприроднадзора рассматривает получению информацию. Присваивается номер объекта, разрабатывают документы о причислении объекта к ГРОРО.
Всего на планете за год образуется чуть больше двух миллиардов тонн твердых отходов, подсчитал Всемирный банк. В среднем на одного человека в день приходится по 740 грамм «произведенного» мусора, в отдельных случаях — до 4,5 кг.
По предприятиям и организациям статистика другая. Они отправляют на утилизацию примерно половину остатков, возникающих в процессе их деятельности. По данным представленных отчетов по форме 2-ТП (отходы) получается, что из 7,6 млрд тонн отходов на утилизацию попали 3,9 млрд тонн.
«Номенклатура перерабатываемых отходов различная в каждом субъекте РФ в зависимости от имеющихся в регионе мощностей утилизации, — отметили в Росприроднадзоре. — Как правило, на утилизацию идут отходы производства, а также изделия из бумаги, картона, пластика, стекла, утратившие потребительские свойства. Неутилизированные отходы подлежат захоронению на полигонах, включенных в государственный реестр объектов обращения с отходами».
Национальный проект «Экология» предполагает, что однажды в России этих самых полигонов не останется. Ранее глава Росприроднадзора Светлана Радионова заявляла, что на избавление от них стране потребуется пять лет, на организацию работы с новым мусором — около 15. Тем не менее сейчас все еще большая часть остатков человеческой жизнедеятельности продолжает складироваться на поверхности земли. Целевые показатели, установленные в этой сфере, такие: к 2030 году должна быть обеспечена стопроцентная сортировка отходов и двукратное снижение объема отходов, направляемых на полигоны.
Проведенный Счетной палатой анализ выполнения мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность страны, показал, что уровень переработки в прошлом году находился на уровне 7%, остальное было вывезено на полигоны и свалки. А те, в свою очередь, по оценкам аудиторов, зачастую не отвечают требованиям природоохранного законодательства и отравляют воздух, воду и почву.
«Близка к критической и ситуация с официальными полигонами, — констатируют в Счетной палате. — При существующих темпах роста объемов твердых коммунальных отходов (1-2% в год) в 32 регионах их мощности будут исчерпаны до 2024 года, а в 17 из них — до 2022 года. При этом возможностей создать новые полигоны у большинства регионов просто нет».
Наиболее критичная ситуация сложилась в Магаданской области — там на начало этого года остаточной емкости полигонов хватало на две недели, оценили в Счетной палате. Куда после этого стали свозить непереработанный мусор, пока неизвестно. В Бурятии такая же ситуация должна была наступить в конце января, а в Забайкалье — в начале февраля. К настоящему времени должна была уже быть полностью выбрана емкость на Сахалине, в Еврейской автономной области, Краснодарском крае, Кабардино-Балкарии, на Камчатке и в Омской области.
К настоящему времени должно закончиться место на полигонах Сахалина, Еврейской АО, Краснодарского края и Кабардино-Балкарии
«Решить проблему призван федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», который действует с 2019 года, — пояснили в Счетной палате. — Цель проекта — создать высокотехнологичную инфраструктуру обработки и утилизации отходов. Однако, по мнению Счетной палаты, пока проект с задачей не справляется, а его параметры требуют пересмотра».
Одной из проблем проекта в контрольном ведомстве считают отсутствие мер, стимулирующих — и людей, и организации — сократить возникающие отходы. Например, не предусмотрено никаких стимулов для использования многоразовых товаров, тары и упаковки. Как объясняла Светлана Радионова, речь идет, например, об упакованных в индивидуальные пакетики зубочистках — эти кусочки пластика настолько малы, что собрать и переработать их практически невозможно. Точно также как нет в проекте единых показателей по раздельному сбору отходов, вообще целевые результаты и показатели не в полной мере увязаны между собой, их значения не согласованы с регионами, отметили в Счетной палате. Из-за этого выполнить поставленные задачи зачастую невозможно.
С тем чтобы объект, эксплуатируемый предпринимателем, был занесен в ГРОРО, необходимо:
- Оборудовать полигон и пр. по всем правилам установленного на территории РФ природоохранного законодательства.
- Осуществить проведение инвентаризации полигона с составлением его характеристики и прийти с письменным заявлением в местный орган Росприроднадзора по местоположению ОРО.
Полезная информация! Характеристика природоохранного сооружения должна составляться сразу в двух экземплярах: для предпринимателя и органа Росприроднадзора. В последнем случае к месту назначения документ отправляется простой или электронной почтой.
В качестве информационных источников при инвентаризации, проводящейся не менее 1 раза в пятилетний период, служат:
- проектные документы на постройку объекта;
- результаты ряда его обследований;
- данные фондовых материалов и прочие документы.
Образец заявления для Росприроднадзора о занесении ОРО в реестр предприниматель может скачать в Интернете. Кроме того, заявление должно быть дополнено лицензией, разрешающей вести работу по хранению/захоронению отходов первых четырех классов опасности, характеристикой объекта, проектом его строительства и заключением о соответствии экологическим требованиям. Обычно требуется предоставить весь пакет документов на бумажных и электронных носителях (в виде сканов).
Государственный кадастр отходов
Государственный кадастр утильсырья содержит в себе:
- ГРОРО
- ФККО
- Банк данных
Государственный реестр объектов размещения отходов содержит систематизированные данные, касающиеся эксплуатируемых предприятий для хранения и захоронения утильсырья. Они соответствуют всем требованиям, которые были установлены законодательством РФ. Ежегодно проводится мониторинг включенных объектов, список пополняется.
К объектам, которые нельзя включать в ГРОРО, относят:
- Места хранения отработок, которые выведены из эксплуатации.
- Места захоронения, которые расположены на местности, запрещенной для этого (согласно законодательству РФ).
- Скотомогильники.
- Специальные предприятия, предназначенные для утилизации радиоактивных ресурсов.
Российской Федерацией строго запрещено расположение отработок на площадях, не включенных в перечень ГРОРО. При формировании ГРОРО используется информация, касающаяся территорий расположения использованных ресурсов, которая собирается благодаря проведению инвентаризации.
Перечень ГРОРО, в который включены ТБО, заполняется с учетом действующих законов, а также актуальных правовых актов РФ:
- ФЗ «Об остатках производства и потребления» от 24.06.1998 года.
- Правила выполнения инвентаризации территорий, предназначенных для хранения использованного сырья. Они утверждаются соответствующим приказом, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Приказ датируется от 25.02.2010 годом.
- Порядок ведения установленного государством кадастра отработок, который был утвержден приказом Министра природы РФ от 30.09.2011 года.
Приказ Росприроднадзора № 873 от 31.12.2014 года включает в ГРОРО полигоны нефтеперерабатывающего производства, а также некоторые муниципальные площадки для хранения ТБО:
- Радужного
- Лянтора
- Ханты — Мансийска
- Нижневартовских поселков
- Полигон ЛТД
Реестр полигонов для ТБО в ГРОРО необходим из-за «Порядка ведения и заполнения кадастра утильсырья» от 01.08.2014 года. Если утильсырье не внесено в реестр объектов размещения отходов, то его передача невозможна другим организациям. А значит, такое сырье не попадает под мониторинг Росприроднадзора.
С целью минимизации загрязняемых территорий захоронение мусора проводится по картовому методу. Как правило, каждый полигон разбивается на отдельные участки, которые эксплуатируются в течение 5-7 лет. Такая технология дает возможность поэтапно проводить природоохранные действия, не дожидаясь при этом завершения срока использования. На первых стадиях захоронения отходов производится подготовки площадки (карты) и размещение на ней ТКО. Но при этом большая площадь земельных угодий надолго выводится из хозяйственного оборота.
После прекращения эксплуатации полигона и многолетней выдержки в укрытом состоянии для полного разложения ТКО производится рекультивация и возврат земельного участка в хозяйственный оборот. Тело полигона укрывают слоем земли или рекультивационного покрытия и проводят комплекс агротехнических мероприятий, результатом которых служит готовность восстановленной почвы к использованию.
Размещение отходов на полигоне достаточно легкореализуемый и, на первый взгляд, дешевый способ по сравнению с другими, но выделение вредных веществ в атмосферный воздух от разлагающихся отходов наносит немалый вред окружающей среде. Выбросы при сжигании мусора могут оказаться в разы токсичнее и в большем количестве, по сравнению с полигоном. С другой стороны, существует немало способов минимизировать вредное воздействие на окружающую среду, как от полигонов, так и от мусоросжигательных заводов, и даже можно извлечь выгоду от данных методов при раздельном сборе в ходе обезвреживании и утилизации отходов, а также при извлечении энергии из биогаза, выделяемого из свалочных масс на полигонах.
Порядок учета и нормирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, включая выбросы вредных веществ, возникающих при обращении с отходами, устанавливается Федеральным законом от 4 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Закон также устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии
Проект рекультивации полигонов ТБО
Проект по рекультивации полигона отходов ТБО составляют на этапе планирования объекта. Он соответствует инструкции:
- использование инертного материала, защищающего окружающие земли и воды от проникновения химических ядовитых веществ;
- собранные отходы не контактируют с насекомыми, грызунами, птицами, другими животными;
- материал для рекультивации обладает антисептическими свойствами, не пропуская вредные вещества;
- цена должна быть приемлемой, оборудование доступным;
- земли, находящиеся под полигоном должны сохранять свойства для дальнейшего использования.
Сбор свалочного газа сингаза
Свалочный газ – химические продукты, образующиеся в результате размножения патогенных микроорганизмов в мусоре, который находится на территории свалки. При этом образуется дополнительный водяной пар, метан, диоксид углерода. Они негативно влияют на экологическую обстановку, жизнь и здоровье человека.
Сбор и обработка газа производится с помощью газоотводов. Их строят на начальном этапе сооружения полигона. Газ надежно утилизируют в несколько этапов:
- определение количества и места расположения газовых коллекторов;
- формирование трубопроводов, являющиеся ведущими коллекторами, соединяясь с газосварочной станцией;
- постройка газокомпрессорной станции, которая регулирует давление для утилизации метана;
- сжигание метана для минимизации воздействия газа на окружающую среду;
- блочно-модульная теплоэлектростанция утилизирует газ с последующей выработкой тепла и электричества.
Работникам объекта необходимо быть осторожными, выполнять инструкции по сбору и переработки газа. Предписания объясняют при обучении персонала.
Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?
По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.
Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.
Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.
Существует немало способов утилизировать отходы, не причиняя вред себе и окружающей среде. Остатки пищи, травы, листьев – отличное сырьё для компоста. Удобрение для грядок из него гораздо лучше любой химической подкормки. Ветки и спилы деревьев пойдут на растопку, а в измельчённом виде сыграют роль укрывающего слоя при посадках. Если есть возможность вывозить и сдавать во вторсырьё бумагу, железо, пластик – за это можно получить деньги.
Правильное хозяйствование уменьшает количество проблем. Неправильное – серьёзно нарушает качество жизни. Уродливые, вонючие свалки в лесопосадках, на окраинах посёлков, гниют, отравляют грунтовые воды и почву. Дожди и ветра возвращают вредные вещества на наши участки. Подобного круговорота легко избежать, научившись обращаться с побочными продуктами жизнедеятельности.