Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В 2022 году работодатели должны направлять сведения в военкоматы по новым формам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Общие правила исполнения военно-транспортной обязанности установлены Указом Президента РФ от 02.10.1998 № 1175. Порядок реализации положений этого документа определяет Минобороны и другие военные ведомства.
Как организовать и вести воинский учет сотрудников
Первое мероприятие компании в рамках воинского учета — регистрация в военкомате по месту ведения деятельности. Регистрацию необходимо пройти в течение 5 дней после включения организации в ЕГРЮЛ.
Процесс воинского учета в целом нужно выстраивать в соответствии с Планом работы военно-учетного стола. Для его составления можно воспользоваться образцом из Приложения 17 к Рекомендациям Генштаба или разработать собственную форму.
В Плане закрепляют порядки ведения картотеки, подготовки годовых планов, обмена сведениями с военкоматом, контроля подлинности документации и т.д.
Текущий воинский учет состоит из:
- мероприятий по заполнению личных карточек работников;
- информационной работы с сотрудниками, подлежащими воинскому учету;
- сверки и передачи необходимых сведений в военные ведомства.
Сотрудники, ответственные за ведение воинского учета, работают по следующей схеме:
- При поступлении нового сотрудника проверяют предоставленные им документы.
- Заводят на работника личную карточку по форме Т-2, или ее аналогу, утвержденному в организации. В карточку вносят данные об отношении принятого сотрудника к военной службе.
- Заполненную карточку заверяют двумя подписями: ответственного сотрудника и самого работника.
- В 14-дневный срок с даты приема военнообязанного сотрудника на работу уведомляют местный военкомат. То же самое делают и при увольнении работника.
Еще одна функция работников, ответственных за воинский учет на предприятии — проверка актуальности отметок в документах военнообязанных сотрудников. Некоторые изменения могут вноситься несвоевременно, например:
- сотруднику уже исполнилось 27 лет, но с учета в военкомате он не снялся и соответствующую отметку в документах не проставил;
- сотрудник переехал, но не встал на учет по новому месту жительства;
- у сотрудника появились проблемы со здоровьем, которые могут повлиять на исполнение воинской обязанности.
Выявив такие неточности, уполномоченный работник должен направить сотрудника в военкомат для их устранения.
Можно ли обжаловать решение мобилизационной комиссии о призыве на военную службу
Если резервисту положена отсрочка от призыва, и она не предоставлена, то обжаловать решение нужно начинать с вышестоящей комиссии (региональный военный комиссариат). Для этого вам будет необходима выписка из протокола призывной комиссии: подаёте заявление по месту регистрации и в течение пяти дней вам должны ее предоставить. На время обжалования решение приостанавливается. У вышестоящей инстанции срок на рассмотрение пять рабочих дней.
Одновременно стоит подавать административный иск в суд, в котором подробно изложить все основания для получения отсрочки. Все это должно подтверждаться официальными документами соответствующих органов.
Необходимо понимать, что до вынесения решения судом все обязанности по мобилизации действуют (кроме ситуации подачи заявления о мерах предварительной защиты).
Поэтому стоит оформить доверенность на кого-то из родственников или профессиональных юристов для представления ваших интересов или нанять адвоката заранее. Фактически у мобилизованного может не хватить времени даже на подачу заявления в вышестоящую инстанцию, поэтому собирать документы в медицинских организациях, оформлять генеральную доверенность или привлекать профессионального защитника лучше заранее.
Где можно состоять на учете?
В статье 8 Федерального закона №53 «О воинской обязанности и военной службе» сказано, что воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства.
По месту пребывания производится учет граждан, которые уже более 3 месяцев живут в другом месте или проходят альтернативную гражданскую службу.
В муниципальных образованиях, где отсутствуют военные комиссариаты, осуществляется первичный воинский учет, который организуют местные администрации (исполнительно-распорядительные органы) указанных муниципальных образований.
Что будет, если не встать на воинский учет?
В статье 21.5 Кодекса об административных правонарушениях прописано, что неявка в военный комиссариат для постановки или снятия с воинского учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
Более того, в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 03 апреля 2008 №3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» сказано о том, статья 328 Уголовного кодекса Российской Федерации применима к тем, кто умышленно уклоняется от призыва на военную службу.
Это граждане, убывшие на новое место жительства (место временного пребывания) или выехавшие из Российской Федерации без снятия с воинского учета, а также прибывшие на новое место жительства (место временного пребывания) или вернувшиеся в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет с целью избежать вручения под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
То есть, если следователю удастся доказать, что неявка была совершена с умыслом уклонения от получения повесток, призывника могут привлечь к уголовной ответственности по статье 328 Уголовного кодекса Российской Федерации. Это статья об уклонении от прохождения службы, и она предусматривает наказание в виде штрафа до 200 тысяч рублей или лишение свободы до 2-х лет.
Если у вас остались вопросы, вы можете заполнить форму на сайте.
Расшифровка показателей предназначения для прохождения военной службы в армии
Гражданам, признанным годными к военной службе (категория годности А) или годными с незначительными ограничениями (категория Б), при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II «Расписание болезней» и таблицей 1 приложения N 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. N 565) определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.
То есть категории годности А и Б также как и Г сопровождаются цифровым обозначением. Но у категорий годности А и Б данных цифровых обозначений четыре от одного до четырех, и они означают показатель предназначения для прохождения военной службы.
Каждый показатель предназначения для прохождения военной службы означает соответствие состояния здоровья к прохождению военной службы в том или ином роде войск, воинских частей. Показатель предназначения для военной службы в учебных частях устанавливается соответственно виду Вооруженных Сил Российской Федерации и роду войск.
Показатель предназначения 1
— означает соответствие по состоянию здоровья службе в воинских частях специального назначения, морской пехоты, воздушно-десантных и десантно-штурмовых воинских частях. Но есть обязательное условие — лица с массой тела более 90 кг к военной службе в воздушно-десантных и десантно-штурмовых частях не годны.
Показатель предназначения 2
— соответствует службе в морфлоте (подводные лодки, надводные корабли), танковых и артиллерии (водители и члены экипажей танков, самоходноартиллерийских установок, инженерных машин на базе танков и тягачей).
Показатель предназначения 3
— призывники с этим показателем могут служить в сухопутных войсках, ракетных войсках стратегического назначения водителями и членами экипажей боевых машин пехоты, бронетранспортеров и пусковых установок ракетных частей, других воинских частях войск национальной гвардии Российской Федерации, караульных частях, химических воинских частях, космических войсках и летных воинских частях специалистами заправки и хранения горючего, а также в зенитно-ракетных частях.
Показатель предназначения 4
— подходит по состоянию здоровья для прохождения военной службы на объектах спецсооружений, специалистами охраны и обороны боевых ракетных комплексов, в воинских частях связи, радиотехнических частях, остальных воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов.
Как организовать и вести воинский учет сотрудников
Первое мероприятие компании в рамках воинского учета — регистрация в военкомате по месту ведения деятельности. Регистрацию необходимо пройти в течение 5 дней после включения организации в ЕГРЮЛ.
Процесс воинского учета в целом нужно выстраивать в соответствии с Планом работы военно-учетного стола. Для его составления можно воспользоваться образцом из Приложения 17 к Рекомендациям Генштаба или разработать собственную форму.
В Плане закрепляют порядки ведения картотеки, подготовки годовых планов, обмена сведениями с военкоматом, контроля подлинности документации и т.д.
Текущий воинский учет состоит из:
- мероприятий по заполнению личных карточек работников;
- информационной работы с сотрудниками, подлежащими воинскому учету;
- сверки и передачи необходимых сведений в военные ведомства.
Сотрудники, ответственные за ведение воинского учета, работают по следующей схеме:
- При поступлении нового сотрудника проверяют предоставленные им документы.
- Заводят на работника личную карточку по форме Т-2, или ее аналогу, утвержденному в организации. В карточку вносят данные об отношении принятого сотрудника к военной службе.
- Заполненную карточку заверяют двумя подписями: ответственного сотрудника и самого работника.
- В 14-дневный срок с даты приема военнообязанного сотрудника на работу уведомляют местный военкомат. То же самое делают и при увольнении работника.
Еще одна функция работников, ответственных за воинский учет на предприятии — проверка актуальности отметок в документах военнообязанных сотрудников. Некоторые изменения могут вноситься несвоевременно, например:
- сотруднику уже исполнилось 27 лет, но с учета в военкомате он не снялся и соответствующую отметку в документах не проставил;
- сотрудник переехал, но не встал на учет по новому месту жительства;
- у сотрудника появились проблемы со здоровьем, которые могут повлиять на исполнение воинской обязанности.
Выявив такие неточности, уполномоченный работник должен направить сотрудника в военкомат для их устранения.
Как организовать и вести воинский учет транспортных средств
В мирное время военно-транспортная обязанность организаций заключается в текущем учете транспортных средств, которые в случае необходимости могут быть переданы Вооруженным Силам РФ.
Каждая организация должна отчитываться перед военным комиссариатом по его запросу о наличии и техническом состоянии тех транспортных средств, которые подходят под приказ № 151. На запрос военкомата следует отвечать, даже если у компании нет указанного транспорта. Отсутствие ответа военное ведомство может расценить как уклонение от исполнения требований закона, за что наступает административная ответственность.
В составе сведений о наличии и техническом состоянии транспорта необходимо указывать и данные о его фактическом местонахождении, так как это влияет на возможность исполнения военно-транспортной обязанности. Например, транспортное средство может быть сдано в аренду или направлено в филиал организации в другом регионе.
Обязательную периодическую отчетность по военно-транспортной обязанности закон не предусматривает. Поэтому, если запросов от военкомата по транспорту не было, то и предоставлять информацию не нужно.
Какие сотрудники подлежат воинскому учету
Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 определяет категории граждан, которые подлежат воинскому учету:
- призывники в возрасте 18-27 лет;
- военнообязанные в запасе;
- лица, успешно завершившие обучение по программам военной подготовки в учебных заведениях с военной кафедрой;
- граждане, не прошедшие военную службу в связи с получением отсрочки или по иным основаниям;
- граждане, уволенные с военной службы, но оставшиеся на воинском учете в военкоматах;
- лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женщины, получившие военно-учетную специальность (ВУС): фармацевты, фельдшеры, телеграфисты и т.д.
Не подлежат воинскому учету:
- лица, освобожденные от воинской обязанности, например — по состоянию здоровья;
- женщины, не имеющие ВУС;
- офицеры запаса ФСБ и СВР.
Любая организация обязана осуществлять воинский учет своих сотрудников. Законодательство не делает никаких исключений даже для тех компаний, в которых трудятся всего несколько работников. Если хотя бы один из сотрудников относится к одной из перечисленных выше категорий, то работодатель должен организовать полноценный воинский учет.
Правовая база воинского учета
Для Закона не столь важно, к какой форме собственности относится компания: воинский учет работающих там лиц вести придется во всех случаях. Это утверждает п. 7 ст. 8 Федерального закона от №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.
Естественно, далеко не все сотрудники имеют отношение к прохождению воинской службы, поэтому важно понять, в отношении кого нужно осуществлять учет. Для этого существуют нормы специального Положения о воинском учете №719, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. (в п. 14 и 16). Учитывать нужно:
- военнообязанных лиц;
- потенциальных и актуальных призывников.
Каким образом организовывать военно-учетные дела на предприятии, регламентируют Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных сил РФ.
Что должен делать работодатель в рамках военкомовского учета:
- при трудоустройстве уточнять военнобязанность граждан по записям в удостоверениях личности (есть или нет штамп «военнообязанный» на 13 странице гражданского паспорта РФ);
- вносить актуальную информацию в личные карточки;
- обеспечивать надлежащее и своевременное исполнение обязанностей сотрудников при их мобилизации или проведении военной подготовки;
- изучать предоставленные документы, касающиеся воинских обязанностей, на предмет неверных сведений, правок, недостачи страниц, подозрении в подделке и т.п., и при нахождении информировать военный комиссариат.
ВАЖНО! Недостаточно формально относиться к требованиям закона, уделяя внимание воинским данного учета, и при ненадлежащем исполнении этого необходимого требования предпринимателю будут вменены санкции (КоАП РФ, ст. 21.1 – 21.5).
Воинского учета не избежать, если в штате наличествует хотя бы один военнообязанный работник.
Отчётность в военкомат — что это такое, зачем она нужна
Российская Федерация — это государство, в котором действует система всеобщей воинской повинности в отношении трудоспособного населения мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет для службы по призыву. Кроме этого, обладающие воинскими специальностями лица также должны регулярно посещать военные сборы. И в целях упрощения контроля за соблюдением требований законодательства о военной службе предусматривается возложение части надзорных и уведомительных обязательств на российских работодателей.
В частности, на предприятиях, имеющих свыше определенного числа работников, должен быть предусмотрен военный стол — отдельное подразделение, занимающиеся ведением документации, связанной с воинским учётом на предприятии. Законодательство достаточно строго регламентирует требования к количеству занятых в военном столе работников и порядку организации воинского учета. В то же время предусматриваются и определенные исключения для небольших субъектов хозяйственной деятельности. Например, предполагается возможность ведения учета одним сотрудником на неполной ставке при численности военнообязанных сотрудников на предприятии ниже, чем 500 человек. Если же штат больше данного числа — то воинским учетом должен заниматься как минимум один трудящийся на полной ставке и занимающийся исключительно данными вопросами сотрудник.
Необходимо ли сообщать военкомату о смене прописки
При смене постоянного места регистрации или нахождении в другом регионе более 90 дней призывник или военнообязанный должен сообщать о своем месте нахождения в территориальный военкомат. Процесс регулируется на законодательном уровне и обязывает каждого предоставлять подобные сведения в военный комиссариат.
Учет в военкомате при смене прописки преследует практически те же цели, что и предоставление данных о новом месте жительства в ФМС. Делается это для контроля за гражданами как призывного возраста, так и тех, кто находится в запасе.
Во-первых, это облегчает поиск гражданина, уклоняющегося от службы в армии. Во-вторых, позволяет быстрым образом мобилизовать вооруженные силы
. В-третьих, позволяет вести точный контроль за военнообязанными и предоставлять данные об их количестве на случай военного положения.
Сам факт подачи сведений о новом месте жительства в военкомат не несет никаких последствий, но вот уклонение от этого преследуется по закону в виде административного штрафа. В конечном счете место постоянного пребывания человека все-равно будет установлено, но более дорогой для него ценой.
Я сменил регистрацию. Какие документы нужно менять?
Недавно я зарегистрировался по месту жительства в другом регионе.
Кого и в какие сроки я должен уведомить, чтобы не налететь на штрафы? Речь идет, например, о военкомате, замене регистрационных данных на автомобиль, налоговой (в том числе чтобы уменьшить налог на машину) и других инстанциях.
Спасибо. Павел
Павел, есть документы, которые при смене регистрации вам менять не потребуется. Это паспорт, ИНН, СНИЛС, водительское удостоверение, банковские карты, номера счетов в банке — хотя банк в ряде случаев придется уведомить о смене места регистрации. Но, действительно, есть ведомства, в которые нужно сообщить, что меняете адрес регистрации
.
Дмитрий Сергеев
знает все про замену документов
Когда вы уведомляете всех, кого положено, вы действуете не только в интересах государственных органов или банков. В первую очередь это нужно самому гражданину
. Если адрес регистрации известен всем, кому нужно, вы не пропустите налоговых уведомлений, к вам вовремя придет информация о штрафах и просрочках по платежам. Результат — вам не начислят пени, не придется общаться с судебными приставами по поводу пропущенного штрафа в 100 рублей и не нужно будет платить исполнительский сбор.
Я расскажу обо всем подробно — какие ведомства и в каком порядке уведомлять, какие документы нужно поменять, а какими можно продолжать пользоваться.
Сроки сдачи отчетов по воинскому учету: таблица
Сроки сдачи «военной» отчетности зависят от того, какой сдается отчет:
Отчет | Срок сдачи | Примечание |
Ежегодные отчеты | ||
Форма 6 по состоянию на 1 января будущего года | До 31 декабря текущего года (отчет на 01.01.2020 нужно сдать до 31.12.2019) | Если в организации нет работников, пребывающих в запасе и не ведется работа по бронированию, допускается нулевую Форму 6 не сдавать |
Форма 18 по состоянию на 1 января будущего года | До 31 декабря текущего года | Форма 18 представляет собой карточку работодателя. Потому сдача является обязательной для тех, кто обязан вести воинский учет |
Дополнительные отчеты | ||
Списки работников мужского пола 15-ти и 16-ти лет (ежегодные) | До 15 сентября текущего года | Составляются в алфавитном порядке.
Форма списка представлена в Приложении № 11 к Методическим рекомендациям Генштаба |
Списки работников мужского пола, подлежащих постановке на первоначальный военный учет в следующем отчетном году | До 1 ноября текущего года | Составляются по форме и правилам, аналогичным списку 15-ти и 16-тилетних |
Сведения об изменении данных учтенных работников | Не позднее 2 недель с даты, в которую произошли изменения | — |
Список «уклонистов» | Не позднее 2 недель с даты, когда стала известна информация о нарушении работником законодательства о воинском учете | — |
Сведения о трудоустройстве /увольнении подлежащих учету работников | Не позднее 2 недель с даты события | — |
Прочие отчеты по запросу военкомата | В сроки, которые устанавливает военкомат | — |
Пошаговая инструкция по заполнению
Отчеты для военного комиссариата напоминают статистические:
- отчет по форме 18 содержит реквизиты организации и общие количественные сведения о военнообязанных;
- отчет по форме 6 в военкомат детализирует сотрудников, пребывающих в запасе, по категориям: руководители, специалисты, служащие, рабочие.
Прежде чем отчитываться по военнообязанным, проверьте, стоит ли ваша организация на воинском учете. Вот как написать письмо в организацию о предоставлении сведений о ведении военного учета (в территориальный комиссариат):
- Подготовить информацию на официальном бланке компании.
- Указать, кто назначен ответственным за воинский учет.
- Сослаться на приказ об организации ведения воинского учета.
Какую медицинскую информацию должен содержать ВБ
Пишут ли в Военном билете причину негодности? Данная информация закодирована в личном деле военнообязанного. С ходу расшифровать сведения о состоянии здоровья может только медицинский специалист, входящий в состав военно-врачебной комиссии.
Согласно действующему законодательству, конкретная статья из «Расписания болезней» в Военном билете указываться не должна. Фиксируется только категория годности. Если в ВБ написали номер статьи и литеры подкатегории, это можно расценивать как нарушение:
- статьи 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- положения о военно-врачебной экспертизе;
- статей 23 и 24 Конституции России.
«Расписание болезней» не относится к секретным документам. При устройстве на работу, оформлении водительского удостоверения, охотничьего билета работодатель или представитель соответствующих структур всегда может свериться с документом.
Важно! При неверном заполнении ВБ мужчина может подать в Военный комиссариат заявление об обмене Военного билета с формулировкой «В связи с неправомерным указанием в нем информации, составляющей врачебную тайну».