Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КАСКО взыскание ущерба с виновника ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наличие полиса КАСКО на поврежденный автомобиль является обязательным условием для того, чтобы у страховщика возникло право требования выплаты компенсации с виновника аварии. Если авто застраховано по программе ОСАГО, все затраты по его ремонту лягут на страховую компанию. Единственным финансовым последствием для инициатора ДТП станет необходимость самостоятельного восстановления собственного транспорта и увеличенный размер страховой премии при оформлении полиса ОСАГО в течение нескольких следующих лет.
Коварство страховщиков
По статистике, в каждом третьем случае замещения страховые компании так или иначе пытаются завысить размер компенсации, требуемой от виновника ДТП. Для этого предоставляют, например, расчеты сомнительного происхождения, которые грамотный специалист легко может оспорить на предварительном этапе или непосредственно в суде. Поэтому беспрекословно следовать запросам страховщика нет необходимости. Если есть хотя бы малейшие сомнения в реальности размера ремонта, необходимо внимательно проанализировать все документы, касающиеся оценки ущерба и проверить правильность всех расчетов:
- Соответствуют ли выполненные ремонтные работы повреждениям, указанным в акте аварии? Можно ли обнаружить необоснованные повреждения?
- Есть ли в списке запасных частей лишние детали?
- Не подсчитаны ли одни и те же детали несколько раз?
- Соответствуют ли действительности стоимость запчастей / деталей и стоимость нормо-часа и т.д.
Бывает, что, надеясь на юридическую и техническую некомпетентность виновника ДТП, страховые компании, выдвигая требования о замещении, переходят на прямую подделку документов. Так, например, пострадавший автовладелец, недовольный выплатой, проводит собственную независимую экспертизу, согласно которой ущерб оценивается в несколько раз больше. Но страховая компания, заплатив клиенту из собственного «кармана», в порядке замещения представляет документы от независимой экспертизы, организованной клиентом.
Став внезапно виновником аварии, нельзя обольщаться тем, что КАСКО потерпевшего избавит вас от всех расходов, потому что его СК оплатит стоимость ремонта за вас.
Если на момент ДТП у вас был полис ОСАГО и есть подозрение, что ущерб превысит 400 000 рублей, разумнее взять ситуацию под контроль, чтобы в дальнейшем максимально обезопасить себя от завышенных требований страховщиков. Для этого надо постараться:
- Поддерживайте постоянную связь с потерпевшим.
- Присутствуйте на всех осмотрах потерпевшего автомобиля, и лучше всего делайте это вместе со своим экспертом-оценщиком. Вы можете сделать копию экспертизы и обратиться к другому оценщику, чтобы в дальнейшем была возможность оспорить акт осмотра потерпевшего и запросить судебную экспертизу.
- По возможности контролируйте процесс составления калькуляции.
Как рассчитать неустойку
Как указано в законе РФ «О защите прав потребителей», размер наказания соответствует 3% от стоимости конкретной услуги за каждый день просрочки.
При определении стоимости услуги судьи придерживаются того же мнения.
Стоимость страховой услуги принимается за показатель уплаченной заказчиком страховой премии, по цене которой был приобретен полис.
Здесь стоит заранее отметить, что выплата страхового возмещения в любом размере — это не цена страховой услуги. Это своего рода денежный эквивалент результата оказания страховщиком данной услуги.
ВАЖНО! При этом неустойка по полису не может быть начислена на общую сумму возмещения в случае просрочки его выплаты. Однако не следует забывать, что на полную сумму страховой выплаты при нарушении условий ее предоставления будут начислены невыгодные проценты за использование чужих средств.
Денежное возмещение застрахованному лицу не может превышать себестоимости самой услуги или стоимости страховой премии.
ВАЖНО! Из этого становится понятно, что если, приобретая полис КАСКО, клиент заплатил 70 000 рублей, то в результате подсчета неустойки этот показатель будет максимальной суммой, доступной для получения. Рассчитать денежную санкцию не так уж и сложно. При этом не следует забывать, что у суммы взыскания есть свои пределы.
Досудебное требование об уплате неустойки
Первым шагом к гарантированному получению взыскания неустойки по добровольной автостраховке является подача прошения на имя руководителя страховой компании. В нем указывается дата обращения, реальные сроки исполнения обязательств, размер страховой выплаты. Подсчет производится на основании указанных данных. Он может включать неустойки, рассчитанные двумя способами, описанными выше: по ставке рефинансирования и по ЗоЗПП, особенно если речь идет о мелких платежах. Пример жалобы можно увидеть на ссылка.
Нет закона, запрещающего запрашивать неустойку по двум нормативам одновременно, поэтому данное требование вполне законно. Вам следует дождаться ответа. В случае положительного решения — просто явиться за деньгами, в случае отказа или игнорирования заявки о неустойке подается иск в суд.
Преимущества франшизы
После ознакомления с подобной услугой у многих автомобилистов возникает вопрос — зачем включать такую опцию в полис? Зачем добровольно отказываться от части денег, которые можно было бы получить от СК? На то есть несколько причин.
- Удешевление полиса — полис каско стоит довольно дорого, а даже минимальная сумма франшизы способна понизить цену на 15% и более.
- Уменьшение бумажной волокиты — на практике водители не обращаются за выплатами при мельчайших повреждениях машины (это просто не стоит затраченных усилий), и если вы все равно не собираетесь бегать в страховую за оплатой мелкого ремонта, выгоднее включить в полис франшизу.
- Снижение количества обращений — если автовладелец много раз обращается за компенсацией, то продление полиса будет производиться уже по завышенной цене; автовладельцу это невыгодно, а так получается, что страховая компенсирует только крупный урон и обращений за выплатами меньше.
Понятие подразумевает легальную возможность страховой организации после возмещения страховых взносов, выплаченных за восстановление автомобиля, поврежденного в аварии, потребовать компенсации с виновного субъекта. Таким образом, став зачинщиком столкновения, нужно быть готовым к тому, что СК потребует определенную сумму, которая была направлена на возмещение ущерба пострадавшему субъекту.
На практике это выражается в следующем:
- Автовладелец поврежденного объекта, купивший полис КАСКО, не станет выставлять требования лицу, испортившему транспортное средство, а получит возмещение в компании, подписавшей с ним договор страхования, которая и возместит все затраты, связанные с его ремонтом;
- В дальнейшем страховщик вправе использовать право на суброгацию и осуществить мероприятия для взыскания выплаченной суммы с виновного субъекта;
- Если компенсация будет выплачиваться за счет ОСАГО виновной страны, то покрытие суммы будет производится СК, выдавшей такой полис.
Причины для предъявления претензий возникают только тогда, если стоимость повреждений автомашины слишком высокая и не покрывается существующей у зачинщика столкновения полисом. Помимо этого, к страховым ситуациям не относится:
- Нахождение виновника в нетрезвом состоянии, подтвержденного экспертным заключением;
- Умышленное совершение столкновения;
- Отсутствие у лица, ведущего авто, в момент наступления аварийной ситуации водительского удостоверения либо не внесение его в полис;
- Совершение попытки скрыться после аварии;
- Происшествие произошло после окончания срока действия договора.
Судебная инстанция – это последнее место, где будет вынесено решение по делу. Конфликт можно урегулировать в досудебном порядке. И если виновник реально виноват, то ему выгоднее сделать именно так. Так он может заключить договор погашения со страховщиком, получить реструктуризацию задолженности и удобный график погашения.
Но урегулировать конфликт таким образом удается очень редко. Связано это с тем, что виновники не признают своей вины, или просто надеются на то, что смогут избежать уплаты возмещения. Но судебная практика свидетельствует об обратном. Суды идут навстречу страховщикам и обязывают виновных лиц по ДТП компенсировать страховые выплаты.
И, чтобы представить регресс более реально, рассмотрим судебные прецеденты, которые случились непосредственно в жизни.
Под суброгацией подразумевается требование от страховой компании о возмещении страховой суммы, выплаченной потерпевшем в аварии стороне. В соответствии с нормами российского законодательства, такие требования могут быть предъявлены только в отношении лица, который официально был признан виновником дорожно-транспортного происшествия.
Чтобы у страховщика появилась возможность выставить виновнику ДТП счет, должны быть соблюдены несколько условий, которые делают данную процедуру законной. В частности, к таким обстоятельствам можно отнестись:
- На момент ДТП у виновника должен быть действующий комплексный договор страхования по программе АМТС.
- Сумма ущерба, причиненного пострадавшей в результате столкновения стороне, а также сумма вреда, причиненного его имуществу, должны быть официально задокументированы и подтверждены.
- Страховая компания должна признать, что дорожно-транспортное происшествие – это страховой случай, в установленные законом сроки произвести выплату пострадавшей стороне.
- Выплаты по страховке КАСКО должны быть произведены в полном объеме. Должно быть подтверждение того, что все суммы по договору были выплачены, а пострадавшее лицо их получило.
В соответствии с нормами страхового законодательства, для предъявления требования о суброгации должно быть исполнено каждое из этих обстоятельств. Только при одновременном наличии каждого из этих условий, страховая компания может инициировать начало процесса суброгации, входе которого с виновника ДТП будет высчитана сумма, которую страховщик потратил по его вине.
Как подготовиться к суду
Автовладелец, который решил разобраться с этим вопросом самостоятельно, без обращения к специалистам, при проверке документов должен поставить перед собой несколько вопросов:
- Соответствуют ли выполненные на СТО ремонтные работы повреждениям, которые были получены транспортным средством в результате столкновения.
- Находился ли виновник ДТП на экспертном осмотре поврежденного транспортного средства или не принимал участие в этом процессе.
- Не были ли входе ремонта использованы лишние ремонтные работы. К примеру, если во время восстановительных работ были отремонтированы повреждения, которые были получены не во время этой аварии.
Если у автовладельца возникли сомнения относительно суммы потраченной на ремонт транспортного средства пострадавшего (страховые компании часто намеренно идут на обман своих клиентов, завышая стоимость ремонтных работ), он может составить ответную претензию. В этом документе должна быть отражена реальная сумма, которая потребовалась для ремонта автомобиля. Кроме того необходимо подчеркнуть согласие виновника ДТП на выплату компенсации.
Если страховщик не соглашается с указанной в претензии суммой, разрешить этот спор может только в суде. Как показывает практика, если доводы собственника автомобиля достаточно убедительны, судья встает на его сторону. Такое решение напрямую зависит от того, пытался ли автовладелец урегулировать данный спор в ходе досудебного разбирательства.
Реально ли снизить размер заявленного материального ущерба?
Судебная практика показывает, что при грамотно выстроенной стратегии и глубоком анализе ситуации сократить размер обязательств вполне реально. Первый шаг на пути к успеху – доказать несоответствие между заявленной в иске компенсацией материального вреда и реальными страховыми выплатами. Помните, что вся коммуникация с судебными органами и иными инстанциями должна вестись только в письменной форме. Это поможет в будущем подтвердить, что вы действительно обращались в соответствующие организации. К составлению текста обращений также следует подходить крайне внимательно и обдуманно. Оптимальный вариант – доверить представление ваших интересов юристу. Составьте нотариально заверенную доверенность, по которой адвокат от вашего имени будет отправлять необходимые запросы.
Что же касается проверки срока исковой давности, то практика показывает: если исковое заявление касается выплат, произведенным по полисам ОСАГО, то сроки обычно контролируются и соблюдаются. Стоит проверить другой момент: если речь идет о крупном дорожно-транспортном происшествии с большим количеством пострадавших, то не у всех участников ДТП могут оказаться действительные полисы обязательного страхования. Нередки случае, когда кто-то использовал фальсифицированный или просроченный полис, выплаты по которому не производились либо производились незаконно. А теперь страховая компания пытается компенсировать свои убытки за счет виновника аварии.
При обращении в суд со встречным заявлением об уменьшении заявленного ущерба нужно подготовить следующий пакет документов:
- Заключение от независимой экспертной организации;
- Постановление от органов ГИБДД, согласно которому данный гражданин признан виновником ДТП;
- Документальное подтверждение суброгации или регресса.
Если приложенное извещение о ДТП или иные документы от ГИБДД содержат информацию, подтверждающую обоюдную вину сторон, то этот факт суд обязательно учтет при рассмотрении иска. Если вина каждого из водителей подтверждена документально, регрессный иск в полном объеме не может быть удовлетворен. Необходимо изучить степень вины каждого из участников, что позволяет суду пропорционально уменьшить размер материального ущерба. Это не единственный вариант защитить свои права и снизить финансовую нагрузку по иску:
- В случае удовлетворения искового заявления виновник аварии может подать ходатайство о рассрочке платежей. Суд должен принять это во внимание и установить адекватный график выплат с учетом доходов и материального положения ответчика.
- В некоторых ситуациях возможна отсрочка первого платежа на пару месяцев.
- Если вы не можете компенсировать заявленный ущерб в установленный срок, документы направляются в службу судебных приставов. Принудительное удержание из заработка ответчика не может превышать 50 % от его ежемесячного дохода.
Обращение за помощью к опытным адвокатам нашей компании поможет вам отклонить поданное исковое заявление, признав его ничтожным по причине нарушений или истечения срока давности. Даже если суд удовлетворит требования истца, можно постараться снизить размер выплат. В крайнем случае юрист может порекомендовать заключить мировое соглашение со страховой и не доводить дело до суда. Он возьмет на себя коммуникацию с представителями СК и поможет существенно уменьшить размер компенсации.
Что такое суброгация в ОСАГО
Латинское слово «суброгация» буквально означает «замена». В законодательстве Российской Федерации понятие вводит Гражданский кодекс в статье 965. В соответствии с ней под суброгацией понимают право истребовать убытки с их причинителя, которые страховщик уже покрыл застрахованному лицу.
На практике суброгация по ОСАГО с виновника ДТП выглядит следующим образом. После возникновения страхового случая страховая возмещает вред, который был причинён имуществу застрахованного лица. Организация может направить требование в возмещении виноватому водителю, который обязан компенсировать сделанные выплаты, компенсируя причинённый другим ущерб.
Когда страховщик выполнит перед застрахованным свои обязательства, происходит суброгация. Это значит, что виновник ДТП уже ничего не должен пострадавшему, однако его задолженность перешла страховой организации.
Суброгация допускается исключительно при страховании имущества. Она не может использоваться при страховой защите здоровья либо жизни.
Как проверить законность требований по суброгации по ОСАГО
Не исключены случаи, когда страховые компании идут на хитрости, чтобы заработать на виноватом водителе. Поэтому все имеющиеся документы следует с особым вниманием изучить. Лучше всего заручиться помощью профессионала, это позволит избежать ошибок, позволяющих не производить оплату.
Иногда указываются неправдивые сведения в отношении величины ущерба, поскольку страховщику не составит труда получить те показатели, которые ему выгодны. В первую очередь следует проверить следующее:
- Все ли запчасти из списка были заменены;
- Является ли обозначенная стоимость запчастей и восстановительных работ реальной;
- Соответствуют ли обозначенные повреждения конкретному дорожному происшествию;
- Обозначена ли каждая деталь только один раз (иногда запчасти вписывают несколько раз).
Лучше всего обратиться к профессионалу, который проверит все сделанные расчёты. При наличии ошибочных сведений, которые разительно отличаются от реальных, их необходимо записать на бумаге. Документ сможет послужить основанием для конструктивного общения со страховщиком, а также пригодится в суде, если дело дойдёт до разбирательства.
После того, как Вы собрали все необходимые документы, и компания признала случай страховым Вы можете рассчитывать на возмещение ущерба. Есть 3 способа:
- Замена автомобиля на новый аналогичный по параметрам и характеристикам, На самом деле, это крайне редкий случай. Встречается он в случае, если автомобиль угнали, либо он полностью сгорел, поврежден так, что не подлежит восстановлению и ремонту. Правда, последнее Вам придется доказать с помощью экспертизы.
- Получение денежной компенсации, эквивалентной полученному ущербу. Вы можете получить денежные средства и отремонтировать автомобиль самостоятельно в любом автосервисе. Но, размер выплаты будет соответствовать оценке ущерба, согласно данным страховой компании. Вероятно, что сумма будет существенно меньше, чем та, которую Вы планировали получить. Потому что при расчете таких выплат компания опирается на данные сервисных центров, с которыми у нее заключен договор на обслуживание. За счет скидок цена ремонта в таких центрах может быть существенно ниже.
- Ремонт, производимый аккредитованным сервисным центром, с которым заключен договор. Наиболее частый случай на практике. Позволяет существенно сэкономить время и нервы владельцу транспортного средства. Оценка ущерба производится непосредственно страховой. Срок ремонта – 7-14 дней.