Обязательный финансовый аудит: критерии, особенности и штрафы в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный финансовый аудит: критерии, особенности и штрафы в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Если закон не обязывает компанию проводить аудит

Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:

  • Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
  • Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
  • Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.

Лицензированию подлежат следующие сферы деятельности:

  • создание, написание и продажа шифровальных (криптографических) программ, информационных и телекоммуникационных систем, которые защищены с помощью шифровальных (криптографических) средств, проработка заказов, а также оказание услуг в области кодирования информации, техническое сопровождение шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, которые закодированы с применением шифровальных (криптографических) средств (исключение — техобслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, при защите которых используются шифровальные (криптографические) средства, предназначено для удовлетворения собственных потребностей юр. лица либо ИП);
  • разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи специальных технических средств, которые предназначены для негласного получения данных;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (исключение — указанная деятельность ведется для обеспечения личных потребностей юр. лица или ИП);
  • создание и производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите засекреченной информации;
  • производство и реализация продукции полиграфии, которая защищена от подделок;
  • разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники;
  • разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
  • разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация оружия гражданского и служебного назначения, базовых элементов огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (сюда же относят патроны для гражданского и служебного оружия, составные элементы патронов), пиротехнических изделий IV и V классов согласно национальному стандарту, применение пиротехнических изделий IV и V классов по техническому регламенту;
  • хранение и уничтожение химоружия;
  • эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов относящихся к I, II и III классам опасности;
  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах производственного значения и инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (не относится деятельность добровольной пожарной охраны);
  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • производство лекарственных средств;
  • производство и техническое обслуживание медицинской техники (исключение составляет техническое обслуживание, осуществляемое для обеспечения личных нужд юр. лица или ИП);
  • оборот наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров, выращивание наркосодержащих растений;
  • деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
  • пассажирские перевозки внутренним водным и морским транспортом;
  • перевозки внутренним водным и морским транспортом опасных грузов;
  • пассажирские перевозки воздушным транспортом (не относится к деятельности, которая осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица, ИП);
  • перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • пассажирские перевозки автотранспортом, которые оборудованы для перевозок свыше 8 человек (исключение составляет работа по заказам или в целях обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • перевозки ж/д транспортом пассажиров;
  • перевозки ж/д транспортом грузов, представляющих опасность;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на ж/д транспорте;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;
  • деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • частная детективная и охранная деятельность;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;
  • содействие трудоустройству российских граждан за пределами территории России;
  • предоставление услуг связи;
  • теле- и радиовещание;
  • изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на разных носителях (исключение — деятельность самостоятельно осуществляется лицами, которые обладают правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального законодательства либо иных официальных бумаг);
  • применение источников ионизирующего излучения (генерирующих) (не касается источников, используемых в медицине);
  • образование (исключение — частные образовательные фирмы, располагающиеся на территории «Сколково»);
  • деятельность в сфере освоения космоса;
  • геодезические и картографические работы, относящиеся к федеральному назначению. Их результаты должны быть значимы на общегосударственном и межотраслевом уровнях. Не затрагивает направления, связанного с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства);
  • выполнение маркшейдерских работ;
  • воздействие на гидрометеорологические, геофизические явления и процессы;
  • гидрометеорология и схожие ей области (не касается аналогичных направлений работы, проводимых в процессе инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
  • деятельность в сфере медицины (не затрагивает медицинские и иные организации, которые имеют статус частных предприятий и находятся в пределах «Сколково»)
  • реализация лекарственных препаратов;
  • сохранение объектов культурного наследия народов РФ;
  • осуществление экспертизы промбезопасности;
  • обращение взрывчатых материалов, используемых в промышленности.

Лицензия может быть аннулирована при:

  • игнорировании предписания лицензирующего органа;
  • приостановлении срока ее действия.

Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.

Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:

  • юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
  • физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
  • предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.

Кому нужно получать лицензию

В статье 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 53, среди них:

  • деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
  • деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
  • производство лекарств и медтехники;
  • охранная и детективная деятельность;
  • оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
  • образовательная деятельность;
  • фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • перевозки водным и воздушным транспортом;
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
  • перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Читайте также:  Налог на прибыль организаций в РФ

Как получить лицензию на алкоголь

Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия.

Продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. И еще одно отличие пива от другого алкоголя – его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя, т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

Для получения лицензии соискатель должен:

  • быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
  • иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
  • общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
  • при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат;
  • иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.

Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.

Нормативные акты, регулирующие деятельность аудиторской компании

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и другими федеральными законами. Это основной нормативный акт, который определяет стандарты аудиторской деятельности. Международные стандарты аудита применяются на территории Российской Федерации с 1 января 2017 г., что утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 г. N 576, и приказами Минфина России от 24.10.2016 N 192н и от 09.11.2016 N 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации».

Начиная с 2010 года аудиторская деятельность не подлежит лицензированию. В настоящее время, все компании или индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность, должны быть членами саморегулируемых объединений. В настоящий момент их осталось только две: ассоциация аудиторов «Содружество» и «Саморегулируемая организация аудиторов «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация)».

  • Аудиторскую деятельность в ближайшие два года ждут большие изменения. Они связаны и с членством в СРО, и с нахождением в Реестре, и с новыми обязанностями.
  • Введен новый термин «руководитель аудита», а также определены полномочия и требования к нему.
  • Частные аудиторы во многом утрачивают свои полномочия. Права на проведение обязательного аудита перераспределены в пользу аудиторских организаций.
  • Определена минимальная допустимая численность аудиторов, трудящихся на основных местах, для членства в СРО.
  • Теперь аудиторская компания может состоять в нескольких СРО.
  • Иметь интернет-страницу, регулярно обновлять и освещать на ней вопросы совей деятельности — новая обязанность аудиторских фирм.

Аудит – определение термина

Граждан, желающих заниматься аудиторской деятельностью, все больше. Эта перспективная профессия приносит большой доход, однако требует специального образования, опыта работы и наличия определенных умений. Несмотря на такие требования, количество аудиторов постоянно растет. Между тем, прежде чем делать шаги на пути аудиторской карьеры, необходимо сначала разобраться в терминологии.

Так, под аудиторской деятельностью подразумеваются операции, связанные с проверкой бухгалтерской отчетности предприятий и анализом правильности произведения расчетных операций. К компетенции аудиторов относится проверка:

  1. Деклараций, подаваемых в налоговую службу.
  2. Платежно-расчетных документов.
  3. Финансовой отчетности и других бумаг, связанных с финансовой деятельностью.

Как получить Единый квалификационный аттестат аудитора

Единый квалификационный аттестат аудитора — это документ, который дает специалисту — члену аудиторской организации, право на проведение аудита в различных компаниях.

Порядок получения и срок действия Единого квалификационного аттестата аудитора регулируется законодательством РФ.

Согласно статье 11 Закона квалификацион­ный ат­те­стат ауди­то­ра вы­да­ет­ся со­от­вет­ству­ю­щей са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мой ор­га­ни­за­ци­ей (СРО) при усло­вии, что пре­тен­дент на его по­лу­че­ние:

  • сдал эк­за­мен;
  • имеет стаж работы в сфере аудита или буху­че­та более трех лет. При этом из по­след­них трех лет не менее двух лет долж­но при­хо­дить­ся на ра­бо­ту в ор­га­ни­за­ции, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щей­ся на ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти.

К ква­ли­фи­ка­ци­он­но­му эк­за­ме­ну до­пус­ка­ют­ся только те лица, которые имеют высшее об­ра­зо­ва­ние по ак­кре­ди­то­ван­ной го­су­дар­ством об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­ме.

Таким образом, аудитор, сдавший успешно квалификационный экзамен и обладающий всеми необходимыми качествами, предусмотренными статьей 11 Федерального закона от 30.12.08 г. № 307 «Об аудиторской деятельности», получает единый квалификационный аттестат аудитора, который дает ему право вести аудиторскую деятельность в любой экономической области.

Отметим, что экзамен яв­ля­ет­ся платным и про­во­дит­ся единой ко­мис­си­ей, сфор­ми­ро­ван­ной СРО аудиторов в уста­нов­лен­ном за­ко­ном по­ряд­ке.

Действующий экзамен и предпосылки к его изменению

Как рассказали нам в Единой аттестационной комиссии – организации, занимающейся проведением экзамена, действующая модель квалификационного экзамена работает с 2011 г. и включает в себя 2 этапа: компьютерное тестирование и письменную работу.

За семь лет экзамен претерпел ряд значительных изменений. Так, у претендентов появилась возможность получать зачет успешно сданных частей письменной работы и в отдельных случаях продлевать срок прохождения этого этапа. Существенно расширились опции, предлагаемые порталом Единой аттестационной комиссии претендентам. В частности, на сайте претендент найдет не только рекомендуемые источники информации для сдачи экзамена, примеры экзаменационных заданий, но также сможет воспользоваться интерактивным online-тренажером. Последний полностью имитирует процедуру компьютерного тестирования.

С 2016 г. претенденты, успешно сдавшие квалификационный экзамен, получили дополнительные бонусы в виде зачета 5 бумаг экзамена АССА и 6 бумаг экзамена ACA. Единая аттестационная комиссия продолжает работу по зачету других бумаг (модулей) международных квалификационных аттестаций для претендентов, успешно сдавших квалификационный экзамен в ЕАК.

Читайте также:  Новые правила компенсации ЖКХ вступят в силу с 1 января 2023 года

Необходимость введения новой модели квалификационного экзамена обусловлена потребностью отвечать вызовам современной экономики, которым должны соответствовать бизнес и аудиторское сообщество.

В этой связи на основании Поручения Правительства РФ Единая аттестационная комиссия приступила к разработке принципиально новой модели квалификационного экзамена.

Все во имя человека, все для блага человека

Естественно, все эти изменения продиктованы ничем иным, как заботой о благе аудируемых лиц: дескать, понятие «серый аудит» не выдумка, а реальность, так же как и понятие «откат»; фирм развелось великое множество, за всеми не уследишь; квалификация аудиторов оставляет желать лучшего. В результате страдает качество работы, а следовательно, пользователь бухгалтерской отчетности. Поэтому нужно перенять практику, которая есть во многих странах: лицензирование отменить, экзамены ужесточить, а контроль передать общественным организациям, которые будут блюсти чистоту своих рядов.

Сторонники отмены лицензирования аудита ссылались на то, что лицензия на аудиторскую деятельность вовсе не является гарантией от плохого качества услуг. В самом деле, впечатление от работы с аудиторами у различных бухгалтеров могло варьироваться от восторга до полной растерянности и чувства разочарования в аудите как таковом. При этом лицензирующий орган (Минфин России) не только выдавал лицензии, но и имел полное право проверить, как ведет себя получившая лицензию компания. Положение о лицензировании аудиторской деятельности было утверждено в свое время Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 N 190 «О лицензировании аудиторской деятельности» и предусматривало, что «лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверки их деятельности». Правила проверки регулировались п. п. 6 — 10 этого Постановления. Надо сказать, что проверки проводились, но тотального контроля не было, и аудиторские фирмы особенно по этому поводу не напрягались.

Отмена лицензирования не отменяет контроля, а просто передает его в другие руки, а как эти руки будут работать, еще никто не знает. Предполагается, что проверкой качества аудита займутся профессиональные объединения, в которые аудиторские компании должны будут вступать в обязательном порядке. Такие объединения имеют право проверять своих членов, поэтому какой-никакой опыт у них есть. Вопрос состоит в том, достаточен ли он для проведения проверки такого количества аудиторов и аудиторских фирм. Ведь согласно законопроекту в ст. 20 должны быть внесены поправки, и предполагается, что саморегулируемое объединение должно иметь в своем составе не менее 3000 аудиторов или не менее 1500 аудиторских компаний. Это довольно высокий порог. Если учесть, что аудиторская фирма может быть членом одного аудиторского объединения, а ее сотрудники — членами других объединений, то сейчас саморегулирующимся аудиторским объединениям придется определить, сделать им ставку на юридических или на физических лиц.

На самом деле те требования, которые нам кажутся достаточно жесткими, вовсе не являются таковыми, если сравнить их с зарубежными требованиями. В связи с этим хочется поговорить о том, как с этим обстоят дела «у них».

18 февраля 2005 г. в Москве прошла конференция «Организация аудита, контроль качества: итальянский опыт», где присутствующие познакомились с опытом итальянского профессионального объединения аудиторов — Consiglio Nazionale dei Dottori Commercialisti (CNDC). Dottori Commercialisti примерно переводится как «доктор коммерческих наук» или «доктор по коммерческим наукам», а название самой организации переводится примерно как Национальный совет Dottori Commercialisti. Такая организация всего одна в стране. В соответствии с принятым 8 февраля 2005 г. законом учреждается гильдия, объединившая Dottori Commercialisti и бухгалтеров в одну профессиональную ассоциацию.

Для того чтобы получить звание Dottori Commercialisti, претендент должен иметь высшее экономическое (и только экономическое) образование, пройти пятилетний курс обучения, трехлетнюю практику и сдать государственные экзамены. Процесс находится под надзором Министерства юстиции. В Италии осуществляется два вида контроля: административный (осуществляется ревизионной комиссией) и бухгалтерский (производится аудиторской фирмой). Между прочим, итальянские аудиторы и ревизоры отвечают за качество своей работы так, как российскому аудитору и не снилось. В случае если будет доказано, что он некачественно выполнил свою работу и из-за этого у акционеров аудируемого предприятия возникли серьезные проблемы, он отвечает всем своим имуществом, его банковские счета блокируются, и он разделяет ответственность с администрацией фирмы.

CNDC очень жестко контролирует своих членов прежде всего в том, что касается независимости аудитора или ревизора. Это связано с тем, что компетентность Dottori Commercialisti гарантируется рынком, она поддерживается самим наличием конкуренции, и аудитор будет заботиться о повышении своего уровня, чтобы на него как на специалиста был спрос. В этом смысле система сама себя регулирует. Но с точки зрения независимости система сама себя не регулирует, здесь действует регулирование со стороны профессионального сообщества. Организация выступает с предложениями по улучшению контроля качества аудита, определяет критический порог, за которым независимость аудитора считается нарушенной, предписывает определенные правила профессиональной этики.

Основания и порядок аннулирования лицензий

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской дея­тельности» предусмотрена ответственность индивидуальные ауди­торов или аудиторских организаций в виде аннулирования ли­цензии на осуществление аудиторской деятельности в следующих случаях.

1. За составление заведомо ложного аудиторского заключе­ния (ст. 11). Для лица, подписавшего такое заключение, преду­смотрена также ответственность в виде аннулирования квалифи­кационного аттестата аудитора и привлечения его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. За уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации (ст. 14 п. 3).

3. За систематическое нарушение требований нормативных пра­вовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ст. 14 п. 4).

Согласно ст. 20 Федерального закона «Об аудиторской дея­тельности» аккредитованные профессиональные аудиторские объ­единения имеют право ходатайствовать перед Уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулирова­нии лицензии в отношении своих членов.

При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального ауди­тора, данная аудиторская организация или индивидуальный аудитор исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, членами которых они состоят, без права повторного вступления как в эти аккредитованные профессиональ­ные аудиторские объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный Уполномоченным федераль­ным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицен­зии у данной аудиторской организации или данного индивидуаль­ного аудитора.

Лицензирование аудиторской деятельности

Лицензирование аудиторской деятельности

  • Аудиторская деятельность за исключением профессиональных услуг аудиторских организаций осуществляется только при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление аудиторской деятельности.
  • Лицензирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Республики Узбекистан (далее — лицензирующий орган).
  • По заявлению аудиторской организации лицензия выдается на осуществление следующих видов аудиторских проверок:
  • инициативных аудиторских проверок;
  • инициативных и обязательных аудиторских проверок хозяйствующих субъектов, за исключением открытых акционерных обществ, банков и страховых организаций;
  • аудиторских проверок всех хозяйствующих субъектов.
  • Аудиторская организация, зарегистрированная в установленном порядке Министерством юстиции Республики Узбекистан, для получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности представляет в лицензирующий орган заявление с приложением следующих документов:
  • нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан;
  • заверенные копии квалификационных сертификатов аудитора и международных сертификатов бухгалтера, принадлежащих штатным аудиторам, в количестве, соответствующем установленному настоящим Положением минимальному количеству штатных аудиторов, в том числе имеющих международный сертификат бухгалтера;
  • нотариально заверенные копии трудовых книжек и заверенные копии приказов о приеме на работу штатных аудиторов по основному месту работы в количестве, соответствующем предусмотренному настоящим Положением минимальному количеству штатных аудиторов;
  • копия документа, свидетельствующего о сформировании уставного капитала полностью в размере, предусмотренном законодательством для соответствующего вида лицензии на осуществление аудиторской деятельности;
  • банковский платежный документ, свидетельствующий об уплате сбора за рассмотрение заявления.
Читайте также:  Новый СанПиН по уборке в 2023 году

Указанные документы представляются в одном экземпляре. Требование от аудиторской организации представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

  1. Аудиторские организации, осуществляющие:
  2. только инициативные аудиторские проверки, должны иметь уставный капитал не менее 1500-кратного размера минимальной заработной платы и не менее 2 штатных аудиторов;
  3. инициативные и обязательные аудиторские проверки хозяйствующих субъектов, за исключением открытых акционерных обществ, банков и страховых организаций, должны иметь уставный капитал не менее 3000-кратного размера минимальной заработной платы и не менее 4 штатных аудиторов, из которых не менее одного аудитора — с наличием международного сертификата бухгалтера;
  4. аудиторские проверки всех хозяйствующих субъектов, должны иметь уставный капитал не менее 5000-кратного размера минимальной заработной платы и не менее 6 штатных аудиторов, из которых не менее двух аудиторов — с наличием международного сертификата бухгалтера
  5. Требование настоящего пункта к аудиторской организации о наличии минимального количества штатных аудиторов предусматривает полную укомплектованность установленного минимального количества аудиторских штатов аудиторами, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы.

При несоответствии после получения лицензии требованиям настоящего пункта аудиторская организация в 5-дневный срок со дня возникновения несоответствия письменно уведомляет об этом лицензирующий орган и в срок не более 3 месяцев с указанной даты обязана устранить возникшее несоответствие либо принять решение о получении лицензии на право осуществления другого вида аудиторской проверки или прекращении своей деятельности в установленном порядке. Проведение аудиторской организацией аудиторских проверок до устранения несоответствия требованиям настоящего пункта влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Не менее пятидесяти процентов уставного капитала аудиторской организации формируется из денежных средств учредителей (участников), а оставшаяся часть — материальными ценностями, непосредственно используемыми при осуществлении деятельности аудиторской организации.

Действие лицензии может быть приостановлено в случае выявления нарушений аудиторской организацией лицензионных требований и условий, а также невыполнения аудиторской организацией решения лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений.

Решение лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии доводится до аудиторской организации в письменной форме не позднее чем через три дня со дня его принятия. Решение суда о приостановлении действия лицензии доводится до аудиторской организации и лицензирующего органа в сроки, установленные законодательством.

Лицензирующий орган или суд устанавливает аудиторской организации срок для устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. При этом срок, установленный в решении суда для устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не может превышать шести месяцев.

  • Осуществление аудиторской организацией деятельности в период приостановления действия лицензии влечет ответственность в соответствии с законодательством.
  • При устранении аудиторской организацией обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган или суд, принявший решение о приостановлении действия лицензии, обязан в десятидневный срок со дня получения подтверждения об устранении указанных обстоятельств принять решение о возобновлении действия лицензии.
  • Если аудиторская организация в установленный срок не устранила указанные обстоятельства, лицензирующий орган обращается в суд о прекращении действия лицензии.
  • Прекращение действия лицензии производится также в случаях:
  • обращения аудиторской организации с заявлением о прекращении действия лицензии;
  • ликвидации аудиторской организации;
  • прекращения деятельности аудиторской организации в результате реорганизации, за исключением ее преобразования;
  • систематического или однократного грубого нарушения аудиторской организацией лицензионных требований и условий;
  • неустранения аудиторской организацией обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в установленный лицензирующим органом или судом срок;
  • установления незаконности решения лицензирующего органа о выдаче лицензии.
  • Прекращение действия лицензии в случаях, предусмотренных абзацами пятым-седьмым настоящего пункта, осуществляется по решению суда, а в других случаях — по решению лицензирующего органа.

Решение лицензирующего органа о прекращении действия лицензии доводится до аудиторской организации в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня его принятия. Решение суда о прекращении действия лицензии доводится до аудиторской организации и лицензирующего органа в сроки, установленные законодательством.

  1. Лицензия в течение десяти дней со дня получения аудиторской организацией решения о прекращении действия лицензии подлежит возврату лицензирующему органу и уничтожению.
  2. Действие лицензии прекращается с даты принятия решения о прекращении.
  3. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности аннулируется в случаях:
  4. обращения аудиторской организации с заявлением об аннулировании лицензии;
  5. установления факта получения лицензии с использованием подложных документов;
  6. если аудиторская организация в течение трех месяцев с момента направления (вручения) уведомления о принятии решения на выдачу лицензии не представила лицензирующему органу документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, либо не подписала лицензионное соглашение.
  7. Аннулирование лицензии в случае, предусмотренном в абзаце третьем настоящего пункта, осуществляется в судебном порядке, а в других случаях — по решению лицензирующего органа.

Решение лицензирующего органа об аннулировании лицензии доводится до аудиторской организации в письменной форме не позднее чем через три дня со дня его принятия. Решение суда об аннулировании лицензии доводится до аудиторской организации и лицензирующего органа в сроки, установленные законодательством.

  • В течение десяти дней со дня получения аудиторской организацией решения об аннулировании действия лицензии лицензия подлежит возврату лицензирующему органу и уничтожению.
  • Решение об аннулировании действует с даты выдачи лицензии.
  • При аннулировании лицензии уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит.
  • Решения о приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, а также об аннулировании лицензии подлежат публикации в средствах массовой информации.

Лица, имеющие право на проведение аудиторской проверки

Законодательством установлены случаи, при которых предприятие обязано ежегодно заказывать аудиторскую проверку и публиковать данные о полученных результатах. Представления в ИФНС аудиторского отсчета не требуется, контроль данных в отчете осуществляется в составе мероприятия выездной проверки. Обязательному аудиту подлежат предприятия:

  • Организационной структуры в форме ОАО;
  • Осуществляющие деятельность, направленную на страхование, кредитование, инвестирование;
  • Получившие в предшествующем году доход без учета косвенных налогов в размере свыше 500 000 МРОТ или имеющие активы по балансу свыше 200 000 МРОТ.

В иных случаях проверка учредительных документов осуществляется в добровольном порядке. Инициаторами добровольного аудита выступают заинтересованные в результате лица – руководители, учредители предприятий. Оценка состояния документов проводится независимыми аудиторами или компаниями на основании договора оферты с руководителем предприятия. Проверку документов имеет право осуществлять аттестованное лицо (организация или ИП), являющееся членом саморегулируемой организации аудиторов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *