Создание, ликвидация и реорганизация предприятий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создание, ликвидация и реорганизация предприятий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.

В этой статье рассматриваем процесс добровольного завершения бизнеса, но проходит преимущественно по ст. 61 ГК РФ, в этом разделе Гражданского Кодекса предусмотрены различные обстоятельства. Однако есть еще несколько вариантов, как поступить со своим делом, если вы попали в сложную ситуацию. Обычно альтернативой становится реорганизация, и вот какие разновидности бывают:

Тип

Описание

Соответствующая статья в ФЗ №14

Слияние

Все права двух или более сообществ передаются одному, специально для этого созданному

52

Присоединение

Ряд организаций (или одна) прекращают работу, передавая свои полномочия другому ООО

53

Разделение

Обратная ситуация со слиянием. Теперь единственное общество разделяется по обязанностям на 2 и более других

54

Выделение

Только часть прав передается другому сообществу, но остальные остаются у начального, оно не ликвидируется

55

Преобразование

Это изменение статуса компании, проще говоря, меняется форма деятельности, например, становится фермерское хозяйство или ИП

56

Если вы приняли решение о реорганизации, то обязательно на бумаге (под подпись каждого) оповестить сотрудников о планах, а также уведомить центр занятости населения. Срок данного действия — не менее, чем за 30 суток до процесса реструктуризации. Затем подчиненным требуется заплатить компенсацию, величиной в один оклад. Более того, после этого сохраняется средняя заработная плата в течение не более двух месячных заработков.

Далее в этой статье мы будем говорить о процессе ликвидации, а не реорганизации ООО пошагово.

Стандартный план создания фирмы

Порядок создания организации стартует с посещения налоговой инспекции. Туда нужно направить определенный пакет юридических бумаг, на основании которых налоговые органы поставят организацию на учет и выдадут подтверждение о постановке на учет. Затем вам придут коды Облстата.

Следующий этап, который включает создание юридического лица, это обращение в банк, чтобы открыть расчетный счет компании. После этого можно регистрировать организацию в Фондах социального и медицинского страхования, а еще Пенсионном фонде. Информация о новой компании приходит туда из налоговой, так что вам останется только забрать документы. Следует позаботиться о создании резерва материальных ресурсов на случай непредвиденных обстоятельств. Особенности создания правового лица не слишком сложные, нужно лишь проводить все действия в утвержденном правительством порядке.

Что предусматривает экономика компании?

Нередко отсутствие грамотного юридического сопровождения приводит к тому, что экономика компании находится в плачевном состоянии, а сама фирма становится неплатежеспособной. В таком случае единственным выходом может оказаться банкротство предприятия.

Согласно российскому законодательству, банкротство равнозначно понятию несостоятельность. Несостоятельность же плотно связана с неплатежеспособностью — невозможностью расплачиваться по платежным обязательствам в течение трех или более месяцев с момента, когда данные обязательства должны были быть исполнены. Арбитражный суд назначает специальную комиссию и арбитражного управляющего компанией, который решает, можно ли провести антикризисное управление, или начинает процедуру банкротства.

В процессе банкротства имущество компании продается, чтобы вырученные средства могли быть использованы для выплаты кредитных задолженностей и платежных обязательств. Сначала выплачиваются обязательные платежи, например, заработная плата сотрудников, затем — все прочие. Завершающий этап банкротства компании заключается в прекращении коммерческой деятельности, исключении предприятия из ЕГРЮЛ, аннулировании сертификатов, лицензий и другой документации.

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя

Порядок государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представлен в ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Причины прекращения деятельности индивидуальными предпринимателями:

  • убыточность деятельности или невысокая прибыльность;
  • расширение бизнеса, необходимость иной формы деятельности, например общества с ограниченной ответственностью (ООО);
  • прекращение действия документов на право осуществления коммерческой деятельности физическим лицом;
  • смерть физического лица или его переезд за пределы Российской Федерации с потерей гражданства и др.

Ликвидация со всеми вытекающими

Ликвидация организации — это прекращение ее существования путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) с погашением всех ее прав и обязанностей. В соответствии с этой процедурой бывшие руководители и собственники компании полностью освобождаются от любых претензий со стороны кредиторов и налоговых органов.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (акционеров или дольщиков) компании. Это самый простой путь исключения организации из ЕГРЮЛ, освобождающий ответственных лиц, в частности главного бухгалтера и генерального директора, от неприятных последствий в виде субсидиарной ответственности. Худшее, что может произойти при таких обстоятельствах, — это возможные доначисления налоговых платежей, пеней и штрафов.

Собственник может принять решение о ликвидации компании по различным причинам. Согласно закону, юридическое лицо может быть ликвидировано в связи с истечением срока и/или в связи с достижением цели, ради которой оно было изначально создано. К примеру, это может произойти при реструктуризации бизнеса или по причине нерентабельности продолжения деятельности.

На заметку!
Согласно части 2 статьи 62 ГК РФ, оплата действий по ликвидации юридического лица производится за счет его имущества. В том случае когда имущества компании оказывается недостаточно для оплаты, учредители совершают указанные действия солидарно за свой счет.

Добровольная ликвидация предприятия включает в себя несколько этапов и, как показывает практика, занимает пять–шесть месяцев. В некоторых случаях эта процедура может затянуться на срок до одного года.

Процесс ликвидации предприятия сложный и долгий. Если при этом организация имеет большие задолженности, дело еще больше затягивается и усложняется.

Когда приходится закрывать фирму с долгами, неплохо знать, что ликвидация может проводиться как в принудительном, так и в добровольном порядке. Поясним.

Здесь речь идет о банкротстве. Видя, что дела ваши плохи, а задолженности растут, уполномоченные органы вправе подать в суд с требованием объявить вас банкротом. При этом положение ваше будет далеко не завидным.

Можно сделать ход конем – объявить о банкротстве (несостоятельности) по собственной инициативе. Тогда закон будет полностью на вашей стороне, и даже если вы находитесь в наихудшем положении, вы сможете выйти из него наилучшим образом. Причем это будет совершенно официально и законно.

Читайте также:  Купить готовый бизнес в республике Крым

Вы сможете избежать полной налоговой проверки, штрафов и судебных процессов. Уголовная, административная и иная ответственность вам также не грозит.

Порядок создания юридического лица. Реорганизация юридических лиц. Порядок и основания ликвидации юридического лица.

Существует три способа создания юридических лиц:

— Распорядительный, в таком порядке создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, их дочерние предприятия, решение по созданию такого юридического лица принимают соответствующие государственные и муниципальные органы. Создание федеральных казенных предприятий находится в ведении правительства РФ.

— Разрешительный, такой способ создания юридических лиц существует для банков и страховых организаций. Они создаются с разрешения Центрального Банка РФ или РосСтрахНадзора. Кроме того, в разрешительном порядке создаются ассоциации и союзы коммерческих юридических лиц, на их создание должно быть получено согласие федерального антимонопольного органа. Согласие этого же органа требуется для создания иных коммерческих юридических лиц, если суммарная стоимость активов учредителей превышает 100 тысяч МРОТ.

— Явочно-нормативный порядок, подразумевает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно зарегистрировать предприятие в уполномоченном государственном органе. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо существующим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается. Независимо от способа создания юридического лица, оно должно пройти государственную регистрацию предприятия.

Реорганизация юридического лица – прекращение или изменение правового положения юридического лица, влекущее возникновение отношений правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В некоторых случаях, реорганизация юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или суда, либо с согласия уполномоченных государственных органов. При реорганизации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, а те, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.Виды: слияние организаций, присоединение организации, разделение организации,выделение организации. преобразование организации.

Ликвидация — прекращение юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества — соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержит примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана, и др.

[3]

Принудительная ликвидация производится на основании решения суда в следующих случаях:- осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);- осуществление деятельности, запрещенной законом;- неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др.

Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц и ИП

Индивидуальные предприниматели (далее ИП) и юридические лица подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом. В настоящее время таким законом является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Регистрацию ИП и коммерческих организаций, а также многих некоммерческих организаций, осуществляют территориальные органы Федеральной налоговой службы Министерства финансов РФ.

Отказ в государственной регистрации предпринимателя допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом. Уклонение от регистрации, а также отказ в регистрации могут быть обжалованы в суд. Данные государственной регистрации включаются в единые государственные реестры юридических лиц (ЕГРЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), открытые для всеобщего ознакомления. Субъект предпринимательства считается созданным со дня внесения соответствующей записи в соответствующий единый государственный реестр. Факт государственной регистрации подтверждается выдачей бессрочного свидетельства.

Для отдельных категорий граждан федеральными законами установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности (например, для государственных служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и др.). Это ограничение вызвано необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Для легализации в качестве ИП физическое лицо обязано предоставить в налоговую инспекцию по месту своего жительства или пребывания документы, определенные ст. 22.1 Закона о регистрации. После получения полного пакета указанных документов, регистрирующий орган в течении 5 рабочих дней обязан осуществить государственную регистрацию физического лица в качестве ИП путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Не позднее одного рабочего дня выдаются документы, подтверждающие факт проведенной государственной регистрации, форма и требования к которым утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439. Свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП является бессрочным.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

не истек срок, на который данное лицо по вступившему в законную силу приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью в качестве наказания за виновно совершенное правонарушение.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением. В зависимости от причиненного ущерба физическим и юридическим лицам, а также государству при осуществлении такой деятельности, ее осуществление может повлечь привлечение гражданина к административной или к уголовной ответственности (ст. 14.1 КоАП, ст. 171 УК РФ). Доходы, полученные в результате такого незаконного предпринимательства, подлежат перечислению в соответствующий бюджет.

Создание юридического лица. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Порядок создания юридического лица включает следующие основные этапы:

Принятие решения о создании юридического лица в определенной организационно-правовой форме, которое может быть принято коллегиально или единолично и подлежит документальному оформлению.

Учредителями и участниками хозяйственных товариществ могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Учредителями и участниками хозяйственных обществ могут быть физические и юридические лица. Учредителями государственных и муниципальных предприятий выступают органы исполнительной власти государства (Правительство РФ, правительства субъектов РФ) и органы местного самоуправления.

Читайте также:  Особенности регулирования земельных споров

Разработку и утверждение учредительных документов, которые будут являться источником правоспособности создаваемого юридического лица.

Юридическое лицо в зависимости от организационно-правовой формы может действовать на основании устава; учредительного договора и устава; только учредительного договора.

В определенных законом случаях юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

[1]

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах юридического лица должны определяться:

наименование юридического лица;

порядок управления деятельностью юридического лица;

другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия — иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Порядок создания и ликвидации предприятий

Услуги Создание (государственная регистрация), реорганизация и ликвидация предприятий, представительств и т.п. В соответствии со ст. 62 Хозяйственного кодекса Украины предприятие – это самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти, органом местного самоуправления или иными субъектами для удовлетворения общественных или личных нужд путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой или иной хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Предприятия для реализации своей деятельности могут создавать обособленные подразделения (филиалы и представительства), которые не наделяются правами юридического лица.

Порядок создания и регистрации предприятий (филиалов, представительств) на территории Украины установлен Хозяйственным кодексом Украины и Законом Украины

«О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей»

.

Предприятие может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
Перед тем, как предпринимать конкретные шаги по созданию нового предприятия, оно должно быть уже создано мысленно, то есть, спрогнозировано и спланировано.
Создание любого предприятия начинается с определения5:

    своей хозяйственной ниши в экономическом пространстве,
    изучения состояния рынка,
    предложения и спроса на реализуемые товары и услуги в интересующей его отрасли и регионе,
    определяются общие условия инвестирования средств,
    изучения уровня развития науки и техники в соответствующей отрасли производства.

Определяющим является спрос на продукцию: если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, ему грозит разорение. Такая продукция остается нереализованной, а затраты на ее изготовление неоплаченными.
По мнению профессора Школы бизнеса Нью-йоркского университета, одного из самых читаемых авторов в США и в мире, Питера Друкера, создание нового предприятия требует:6

    концентрации внимания на рынке;
    финансового предвидения, особенно в планировании и регулировании наличных денег;
    создания высшего управленческого звена задолго до того, как новое предприятие почувствует в этом реальную потребность, и задолго до появления у него реальной возможности позволить себе иметь это подразделение;
    умения определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей;

Перед началом собственного дела следует выполнить так называемую маркетинговую разведку, т.е. найти свою рыночную нишу. При этом надо обратить внимание на ряд условий:

    политические факторы – стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;
    социально-экономическ е – состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, движение инфляционных процессов, состояние финансово-кредитной системы;
    правовые – наличие и состояние законодательной базы предпринимательства;

Первым шагом при создании предприятия является собрание учредителей, на котором определяется круг юридических и физических лиц, входящих в их состав.
Создание предприятия основывается на определённых законодательно регулируемых принципах и проходит несколько этапов:

    возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);
    изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;
    изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;
    подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и т.д.);
    подбор соучредителей предприятия;
    определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда);
    разработка учредительных документов и бизнес-плана;
    проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правов й формы и формы собственности;
    осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банке;
    изготовление печатей, штампов;
    постановка на учёт в органе государственной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда и др;

Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами.
На практике существует три порядка образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный.
Распорядительный порядок означает, что юридическое лицо создаётся по распоряжению собственника либо уполномоченного им органа и специальной государственной регистрации не требуется. Например, приказом министерства создаётся предприятие, постановлением правительства – концерн и т.д.
В странах с рыночной экономикой такой порядок заменяет явочный порядок образования юридических лиц. Для этого способа образования юридических лиц также характерно отсутствие специальной государственной регистрации последних. Предприятия (организации) создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица. Так, некоторое время в России в явочном порядке создавались профессиональные союзы, их объединения и отделения.7 За рубежом явочный порядок применяется, например, при создании ассоциаций во Франции и некоммерческих учреждений в Швейцарии.8 Однако, в настоящее время в статье 51 Гражданского Кодекса не предусматривается исключений о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно предположить что этот способ образования юридических лиц сегодня в России не применяется.
Разрешительный порядок, который, в свою очередь, предполагает, что создание предприятия (организации) разрешено тем или иным компетентным органом. Например, в таком порядке в СССР создавалось большинство общественных и кооперативных организаций. При этом в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Современное действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности9, но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. Для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа. В России, как и в большинстве европейских стран, разрешительный порядок предусмотрен также для образования страховых обществ и банков.10
Явочно-нормативный порядок состоит в том, что юридическое лицо создаётся по инициативе граждан и (или) юридических лиц после получения на это согласия (разрешения) соответствующего государственного либо иного органа (например, создание дочерних предприятий и т.д.) Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. Такой способ образования юридических лиц наиболее распространен в России, и за рубежом.
Создать юридическое лицо может одно лицо или несколько лиц, которые именуются учредителями. Организации некоторых видов могут создаваться или только одним (унитарные предприятия), или только несколькими (хозяйственные товарищества, кооперативы) учредителями.
Учредителей организации необходимо отличать от её участников. Состав учредителей определяется на момент создания предприятия. В тоже время учредители являются одновременно и участниками. Однако впоследствии состав участников может измениться. Некоторые учредители могут выйти из организации и, следовательно, перестать быть её участниками, а на их место могут прийти новые лица, которые, не будучи учредителями, так как они не создавали юридическое лицо, становятся участниками. Таким образом, первоначальный состав участников может полностью измениться, и среди них уже не будет тех, кто непосредственно создавал юридическое лицо. При этом важно отметить, что изменение состава участников ни в коей мере не влияет на личность самой организации: она остаётся неизменной, какие бы перемены в составе участников не происходили.
В качестве учредителей и участников юридического лица могут выступать любые субъекты гражданского права, обладающие необходимым объёмом право- и дееспособности: физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Однако для некоторых видов юридических лиц состав участников ограничен законом (например, участниками полного товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации11, учредителем унитарного предприятия – только государственное муниципальное образование12).
Разработка учредительных документов является определяющим этапом в процессе создания предприятия. Законодательством установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от организационно-правов й формы: учредительный договор и устав.
Учредительный договор – свод правил, регулирующий взаимоотношения членов предприятия в определённой сфере хозяйственной деятельности. Он регламентирует, прежде всего, условия создания предприятия коллективом граждан.
Чаще всего структура учредительного договора выглядит следующим образом:

    Раздел 1. Общие положения:
    наименование предприятия;
    правовое положение предприятия;
    юридический адрес;
    учредители.
    Раздел 2. Основные виды деятельности:
    цель создания предприятия;
    основной вид деятельности;
    какими видами деятельности может заниматься.
    Раздел 3. Уставный капитал:
    размер уставного капитала;
    порядок формирования (в некоторых случаях, согласно законодательству, должны быть приведены сведения о размере, составе, сроках и порядке внесения учредителями вкладов, об ответственности учредителей за нарушение обязанностей по внесению вкладов).
    Раздел 4. Обязательства учредителей:
    полномочия партнёров по управлению имуществом;
    права партнёров по управлению имуществом;
    взаимное информирование партнёров;
    вид ответственности учредителей за невыполнение обязательств;
    порядок решения споров;
    порядок выхода учредителей из фирмы;
    правила передачи своей доли третьему лицу;
    процедура принятия новых членов.
    Раздел 5. Организация фирмы:
    порядок работы в процессе создания фирмы;
    процедура изменения уставного фонда;
    перечень вопросов, требующих единогласного решения;
    перечень вопросов, требующих согласия большинства;
    процедура изменения договора;
    процедура ликвидации фирмы;
    процедура разделения расходов и учреждение товарищества;
Читайте также:  Врач совершил ошибку. Требования компенсации морального вреда

Порядок учреждения и регистрации предприятия: завершение процедуры

Если вы сделаете все правильно, то уже через пять рабочих дней получите свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ сведений о вновь созданной компании. С этого момента ваша фирма официально существует. Вы можете приступать к работе. Но необходимо еще сделать несколько последних, но очень важных шагов. А именно:

1. Получить в ИФНС выписки о госрегистрации и вторые экземпляры уставной документации.

2. Заказать изготовление печати.

3. Получить в Госкомстате информационное письмо на присвоение кодов на виды деятельности.

4. Открыть расчетный счет и уведомить об этом налоговую инспекцию.

5. Поставить свою фирму на учет в Пенсионный фонд, Фонд Медицинского страхования и Фонд Социального страхования.

Шаг 1. Готовим решение о ликвидации

Распечатать в 2 экземплярах Самое первое, что нужно сделать – это принять решение о добровольной ликвидации.
В этом решении нужно назначить ликвидационную комиссию или ликвидатора, установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. Об этом говорит статья 62 Гражданского кодекса РФ.

Есть много юридических дискуссий на тему «кого лучше назначить – ликвидационную комиссию или ликвидатора»?

Согласно мнению № 1, нужно заглянуть в свой родной устав.
Там конкретный ответ вполне может быть написан. И есть нотариусы, которые работают именно так — написан в уставе «ликвидатор» — значит, будет именно ликвидатор. Но есть нотариусы, которые в устав не заглядывают, и уверены, что можно назначать кого угодно в силу закона. Так что разные мнения можно даже пределах одного города получить. Наконец, в уставе может быть написано что-то в духе «Общество может быть ликвидировано в порядке, определенном действующим законодательством» — это тоже означает, что можно назначить кого угодно.

Согласно мнению № 2, в устав в принципе заглядывать не обязательно,
раз сам Гражданский кодекс РФ разрешает назначить либо ликвидационную комиссию, либо ликвидатора.

Согласно мнению № 3, следуем Гражданскому кодексу РФ, но выбираем ликвидационную комиссию для спорных или сложных случаев прекращения деятельности. В остальных случаях – выбираем ликвидатора.

Я придерживаюсь мнения № 3. Для закрытия ООО с 1 учредителем проще выбрать ликвидатора.

Кого назначить ликвидатором?

На самом деле ликвидатором может быть любой человек.
Он назначается решением организации. Например, для ООО с 1 учредителем можно назначить ликвидатором самого учредителя. Если он же был и директором, то с должности директора его нужно будет уволить.

Про увольнение директора:

Есть много юридических версий. Рассматривать все не буду, спорить с коллегами тоже. Расскажу просто, что мы увольняем директора на следующий день после принятия решения о назначении ликвидатора. Но чтобы сделать процедуру увольнения проще, директор сам пишет заявление на увольнение по собственному желанию и готовит приказ.Чтобы вам было проще составить решение о ликвидации, мы подготовили шаблон этого документа.
Использовать шаблон просто: понадобится только заменить данные, выделенные красным цветом, на свои. А также распечатать документ в двух экземплярах: 1 для себя и 1 для налоговой.

Отдельно скажу, что внутри документа:

  • Решение заточено для ООО с 1 учредителем (в тексте используем корректный юридический вариант — единственный участник);
  • Ответственным лицом назначается ликвидатор;
  • Срок приема требований от потенциальных кредиторов (он понадобится при подаче объявления в «Вестник государственной регистрации) выбран минимально возможный по закону – 2 месяца.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *