Особенности регулирования земельных споров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности регулирования земельных споров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

При использовании земель между заинтересованными сторонами нередко возникают конфликты или разногласия по поводу обладания и использования того или иного земельного участка. Участниками таких разногласий могут выступать граждане, юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Виды судопроизводства по земельным спорам

Земельные споры могут рассматриваться в суде в порядке:

— искового производства (ст. 131 ГПК РФ, ст. 125 АПК РФ);

— производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (об оспаривании нормативных правовых актов, об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих) (статья 189 АПК РФ, нормы КАС РФ);

— в порядке особого производства (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, например факта владения и пользования недвижимым имуществом; факта принятия наследства и др.) (статья 262 ГПК РФ, статья 30 АПК РФ).

Разрешение земельных споров в арбитражных судах

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему России. Систему этих судов составляют Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды округов и арбитражные. суды субъектов Федерации. Полномочия названных арбитражных судов указаны в ст. 10, 26, 36 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Они конкретизированы в постановлении Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/122и изложены также в ст. 22 АПК РФ. Так, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, если они возникают между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Какие способы защиты прав на земельный участок существуют?

Разрешение земельных споров в досудебном или судебном порядке всегда осуществляется согласно общим правилам защиты гражданских прав, что предусмотрено статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Одним из первых способов является признание права собственности на землевладение. Так что, если у вас есть подтверждающие документы, вы совершили сделку или вступаете в наследство на земельный участок, можно обратиться за помощью к юристу и воспользоваться таким способом защиты имущественных прав.

Второй вариант – это восстановление первоначальной ситуации, которая была нарушена в ходе совершения правонарушения или преступления. К примеру, сегодня реально восстановить права на владение или пользование земельным участком по решению суда, если судебный орган первой инстанции признал недействительным нормативный правовой акт или решение исполнительного органа государственной власти, органов местного самоуправления и других структур. Гражданский кодекс РФ предлагает широкий выбор возможностей и вариантов по защите нарушенных имущественных прав. По закону можно признать недействительным не только решения муниципальных или государственных, но и законодательных органов власти. Если реально в суде доказать самовольное занятие земельного участка, то нарушенные права подлежат немедленному восстановлению.

Еще один вариант достижения успеха – это признать недействительным нормативный акт органов местного самоуправления или исполнительной власти, если последний не соответствует действующему законодательству и нарушает имущественные права и интересы физического или юридического лица. Такой способ считается своеобразной формой судебного контроля над действующим законодательством по вопросам охраны и использования земель. Согласно Гражданско-процессуальному кодексу РФ суд может вынести решение о том, что действия должностного лица или административного органа власти были незаконны, поэтому подлежат отмене.

Важно помнить, что если в процессе разрешения земельного спора законные интересы и права лиц были нарушены, то можно взыскать убытки за незаконное использование или неправомерную охрану земель. Возмещением занимается тот государственный орган, который нарушил права арендатора или собственника участка путем принятия незаконного нормативного правового акта.

Помимо рассмотренных выше способов защиты своих прав может применяться ряд дополнительных мер, которые не оговорены в Земельном кодексе, зато предусматриваются статьей 12 ГК РФ:

  • Признание недействительной оспоримой сделки, а также применение законных последствий ее недействительности;
  • Применение последствий недействительности после признания сделки ничтожной;
  • Признание принятого собранием решения недействительным;
  • Признание недействительным нормативного правового акта органа местного самоуправления или государственной власти;
  • Самозащита права владельца земельного участка;
  • Возмещение убытков и взыскание неустойки или упущенной прибыли;
  • Исполнение обязанностей в натуре по решению суда;
  • Компенсация причиненного морального вреда;
  • Неприменение судом нормативного правового акта органа местного управления по причине его противоречий действующему законодательству;
  • Иные способы, предусмотренные действующим законодательством РФ.

Почему важно обращаться за помощью?

За годы работы на рынке юридических услуг наши юристы накопили богатый опыт, который позволяет справляться с самыми нестандартными ситуациями в области земельного права. Следует понимать, что помимо Земельного кодекса существует огромное количество местных локальных актов, которые невозможно не принимать во внимание. Каждый нюанс играет большую роль и может кардинально изменить ситуацию при рассмотрении дела в суде.

Вторая сложность связана с обилием правоустанавливающих и иных документов за землевладение. Чтобы разобраться во всех тонкостях, нужно иметь компетентное образование и определенный опыт. Да и положения многих нормативных правовых актов допускают двойственное трактование. Если пытаться защитить свои права самостоятельно, можете быть уверены: в споре с государственными или местными органами власти текст НПА будет обращен не в вашу пользу.

Не тратьте время на бесполезные попытки самостоятельно разобраться в тоннах документации. Запишитесь на предварительную консультацию к земельному юристу и введите его в курс дела. Это поможет заранее оценить шансы за успешное разрешение спора и выработать правильную модель поведения в суде.

Проведение землеустроительной экспертизы было поручено ООО «Вологодские земельные ресурсы». Экспертом был назначен кадастровый инженер Глуханов С.А.

Суд поставил перед экспертом ряд вопросов:

. Какими объектами искусственного и естественного происхождения обозначена на местности общая граница земельных участков с кадастровыми номерами 35:25:0706065:320 (собственник Конюхова В.М.) и 35:25:0706065:574 (собственник Девяткова Л.В.), расположенных по адресам: Вологодская область, Вологодский район, с/т «Шограш», улица 9, участок 31 (Конюхова В.М.), улица 8, участок 38 (Девяткова Л.В.);

. Если общая граница земельных участков с кадастровыми номерами 35:25:0706065:320 (собственник Конюхова В.М.) и 35:25:0706065:574 (собственник Девяткова Л.В.) определена, то указать их координаты для последующего оформления межевого плана;

. Соответствует ли фактическое местоположение общей границы земельных участков с кадастровыми номерами 35:25:0706065:320 (собственник Конюхова В.М.) и 35:25:0706065:574 (собственник Девяткова Л.В.), сведениям, внесенным в межевой план, составленный кадастровым инженером Козыревой А.Е. 05.09.2016 года, и сведениям, внесенным в межевой план, составленный Романовой О.А. 15.08.2016 года;

. В случае невозможности определения на местности местоположения общей границы вышеуказанных участков или несоответствия координат, внесенных в межевые планы, подготовленные кадастровыми инженерами Козыревой А.Е. и Романовой О.А., определить местоположение данной границы с указанием координат, исходя из сведений о площади, содержащихся в правоустанавливающих и правоподтверждающих документах, с соблюдением прав и законных интересов сторон;

. Соответствует ли фактическое местоположение вышеуказанных земельных участков их правоустанавливающим документам и имеющимся картографическим материалам, приобщенным к настоящему гражданскому делу.

Работы по проведению землеустроительной экспертизы были выполнены в период с 16 января 2017 года по 8 февраля 2017 года.

Обследование спорных земельных участков, расположенных на них объектов недвижимости, хозяйственных построек, ограждений, проездов и прочих объектов, расположенных в границах спорных земельных участков, а также геодезическая съемка всех указанных объектов, были проведены 21 января 2017 года экспертом — кадастровым инженером Глухановым С.А. и инженером-геодезистом Подшиваловым О.А. Данные работы проводились в присутствии истца и ответчика по данному земельному спору.

В соответствии с межевым паном от 15.08.2016 г. на земельный участок с кадастровым номером 35:25:0706065:320, смежная граница земельных участков частично проходит по восточной стене хозяйственной постройки (сарая), расположенной на земельном участке истца, т. е. обозначена объектом искусственного происхождения.

Из сведений межевого плана от 05.09.2016 г. следует, что смежная граница спорных земельных участков проходит независимо от местоположения каких-либо объектов искусственного или естественного происхождения.

При анализе сведений, содержащихся в межевых планах, предоставленных сторонами данного дела, выявлено пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами 35:25:0706065:320 и 35:25:0706065:574. Такое пересечение границ земельных участков привело к образованию спорной территории площадью 6 кв. м.

Поскольку стороны не могут найти компромиссное решение по определению смежной границы земельных участков, то такие границы должны быть определены исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельных участков при их образовании. Об этом говорится в п. 10 ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Фактические границы земельных участков с кадастровыми номерами 35:25:0706065:320 и 35:25:0706065:574 определены экспертом со слов собственников указанных земельных участков.

Читайте также:  Льготы по оплате электроэнергии в 2023 году

Из материалов судебного дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 35:25:0706065:320 и 35:25:0706065:574 относятся к ранее учтенным объектам права. Они имеют декларированную площадь, размер которой подлежит уточнению.

По сведениям, содержащимся в межевом плане от 15.08.2016 г. и межевом плане от 05.092016 г., границы вышеуказанных земельных участков (за исключением спорной границы), не закреплены объектами искусственного и естественного происхождения. По фактическому использованию площадь земельного участка с кадастровым номером 35:25:0706065:320 составляет 640 кв. м, площадь земельного участка с кадастровым номером 35:25:0706065:574 — 740 кв. м. По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, площадь каждого земельного участка составляет 600 кв. м.

Учитывая интересы правообладателей земельных участков, а также сведения, содержащиеся в документах, определявших местоположение границ земельных участков при их образовании, эксперт предложил вариант установления смежной границы спорных земельных участков, при котором спорная часть земли будет разделена на две части между сторонами спора. В этом случае в границы земельного участка истца будет включена территория площадью 3,8 кв. м, а в границы земельного участка ответчика — территория площадью 2,6 кв. м (рисунок 5).

Таблица 1 — Координаты точек смежной границы спорных земельных участков, в соответствии с вариантом местоположения спорной границы, предложенным экспертом.

Обозначение характерных точек границы

Координаты

X

Y

8

340137,16

2321747,35

7

340137,15

2321748,16

Н 8

340135,82

2321748,15

Н 15

340135,80

2321749,17

Н 6

340132,35

2321749,21

Субъект и объект земельного спора

Объект земельных правоотношений – то, по поводу чего возникают земельные правоотношения.

К объектам земельных правоотношений относятся:

  • Земля – это естественно возникший компонент природной среды, поверхностный слой суши, расположенный над недрами, характеризующийся особыми свойствами (состав, граница и т.п.);
  • Земельный участок – недвижимая вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Определяющими признаками земельного участка являются его границы и площадь;
  • Часть земельного участка – становится объектом земельных правоотношений только в 2 случаях:
    а) При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке. В данном случае собственник такого здания приобретает право на использование соответствующей части земельного участка;
    б) В случае установления права ограниченного пользования земельным участком (сервитута);
  • Земельная доля – доля в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Субъекты земельных правоотношений – граждане, иностранные граждане юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.

Возможность участия граждан и юридических лиц в земельных правоотношениях зависит от их правоспособности и дееспособности. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования могут принимать участие в земельных правоотношениях в двух качествах: как властный орган, издающий властные предписание и как собственник земельных участков. Что касается иностранных граждан, то они также могут приобретать в собственность земельные участки, но эта возможность имеет ограниченный характер.

Для обозначения категории участника земельных правоотношений используются следующие понятия:

  • Собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  • Землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
  • Землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • Арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  • Обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);
  • Правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В качестве предмета земельного спора выступает конфликтная ситуация, которая связана, в большинстве случаев, с размером земельного участка, а также расположением его границ.

Земельные споры связаны с восстановлением прав собственников на земельный участок, которые были нарушены третьими лицами. Как правило, земельные споры возникают при ошибках в регистрации права собственности на землю, при захвате чужих земельных участков, нарушении правил добрососедства, а также в связи с другими причинами.

«По вопросам владения — конфликтная ситуация, связанная с нарушением местоположения границ земельного участка, права подтверждаются выпиской из ЕГРП. По вопросам пользования — конфликт, связанный с нарушением прав правообладателя земельного участка по извлечению дохода от использования земельного участка, нанесение ущерба путем неправильного использования соседнего участка, уничтожение посевов или нанесение вреда, создающего угрозу уничтожения имущества. По вопросам распоряжения — незаконная продажа одного и того же участка двум и более субъектам земельных правоотношений.»[3]

Довольно часто земельные споры вызваны желанием их участников признать незаконными действия государственных органов, которые определяют принципы раздела земельных участков и оформления различных сделок ними. Также причиной возникновения земельных споров могут стать конфликты, возникающие из-за конфискации земли, ее отвода, землеустройства и наследования земельных участков.

Часто причиной возникновения земельных споров является некачественно подготовленная землеустроительная документация. Так, например, предприниматель, получивший земельный участок без оформления необходимых документов или в случае неправильного их оформления, может впоследствии его лишиться и потерять все сделанные в участок инвестиции, и это повлечет его длительный земельный спор с государством, тем более досадный, если на этом участке уже были произведены какие-то работы.

Поэтому для сокращения риска возникновения земельных споров необходимо следить за качественным и полным оформлением документов на землю. Так, например, в землеустроительном акте должны быть закреплены границы земельного участка, а сам земельный участок дожжен быть внесен в Единый государственный реестр недвижимости.

Еще более несправедливой и опасной для предпринимателя может стать ситуация, когда земельный спор возникает из-за документации, неправильно оформленной по вине самих же землеустроительных органов. Поэтому важно, чтобы оформлением права собственности на земельный участок занимался юрист, специализирующийся на вопросах земельного права.

Только такой подход может уменьшить риск возникновения земельного спора, который может повлечь за собой потерю земельного участка и значительных вложений в него.

«Решение земельного спора является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей и арендаторов, который урегулирован нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права.» [4]

Государство может участвовать в разрешении споров в лице местных администраций и судебных органов. Тем самым оно осуществляет охранительную функцию при государственном регулировании земельных правоотношений.

Для разрешения земельных споров применяется судебный порядок. При этом Земельный кодекс предусматривает разрешение земельных споров путем привлечения третейского судьи.

Составитель искового заявления по предмету земельного спора также имеет полное право обратиться не только в суд, но и в орган государственной или муниципальной власти, вышестоящий по отношению к тому органу, который вынес решение, не удовлетворившее инициатора рассмотрения земельного спора.

Для обжалования такого решения по земельному спору в вышестоящем органе закон отводит срок в 10 дней. Исполнение решения, послужившего причиной возникновения земельного спора, приостанавливается на срок, в течение которого жалоба рассматривается в вышестоящем органе.

При рассмотрении земельного спора в судебном порядке используются общие правила судебного производства. В случае признания нормативного акта органа государственной власти незаконным и недействительным, данный орган должен возместить убытки владельцу земельного участка.

Спорные земельные дела, как и любые другие судебные дела, невозможно урегулировать без необходимой информации и документов. К таким документам можно отнести:

1. Свидетельство о праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на земельный участок — документ, который удостоверяет проведение государственной регистрации возникновения и перехода прав на недвижимое имущество. «Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.» [5] Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

2. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости — форма предоставления общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Выписки предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав по запросам любых лиц. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

3. Кадастровый паспорт — представляет собой выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости.

4. Межевой план — результат кадастровых работ, представляющий собой документ, в котором воспроизведены сведения:

· Об образуемом земельном участке (земельных участках), при выполнении кадастровых работ, в результате которых осуществляется подготовка документов для предоставления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка (земельных участков);

· «О части (частях) земельного участка при выполнении кадастровых работ, в результате которых осуществляется подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части (частей) земельного участка;» [6]

· Новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке (земельных участках) при выполнении кадастровых работ, в результате которых осуществляется подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка (земельных участков).

5. Землеустроительное дело — результат проведения землеустроительных работ. Включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства, а также другие материалы, касающиеся таких объектов. Утверждение землеустроительного дела является результатом межевания.

6. Кадастровое дело — совокупность скомпонованных и систематизированных документов, на основании которых внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости об объектах недвижимости. Кадастровое дело объекта недвижимости формируется после присвоения объекту недвижимости кадастрового номера. Формирование кадастрового дела осуществляется в органе кадастрового учета по месту принятия решения о кадастровом учете.

7. Иные документы — документы, из которых можно получить сведения о земельных участках при отсутствии или недостаточности перечисленных выше документов. К таким документам относятся:

Читайте также:  Как и кому переходить на НДС 20%

· записи в инвентаризационных описях;

· правоудостоверяющие документы (Госакты, Свидетельства, зарегистрированные договоры аренды и т.п.);

· решение о предоставлении земельного участка;

· записи в поземельных книгах, журналах учета кадастровых номеров, списках плательщиков земельного налога и арендной платы;

· записи в похозяйственных книгах;

· сведения в материалах инвентаризации земель;

· сведения в проектах межевания территории;

· записи в книгах выдачи Свидетельств о праве собственности на землю.

Согласно данным Росреестра по Москве за прошедший год судами первой инстанции было рассмотрено 260 судебных дел об оспаривании решений, действий (бездействий) в сфере государственной регистрации прав в отношении земельных участков. Среди них наиболее часто встречались земельные споры, возникшие в связи с (рисунок 1):

· отказом в государственной регистрации права собственности на земельный участок — 39 %;

· отказом в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка — 13 %;

· отказом в государственной регистрации договора аренды — 10 %;

· отказом в государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) права — 7 %.

Пик рассмотрения судебных дел в отношении земельных споров пришелся на ноябрь — декабрь. В этот период судами первой инстанции было рассмотрено по 27 спорных земельных дел за месяц (рисунок 2). Спад земельных споров в сфере государственной регистрации прав в отношении земельных участков наблюдается в первый и второй месяц года, когда судами было рассмотрено всего по 9 земельных споров за месяц (рисунок 2).

Рисунок 1 — Круговая диаграмма земельных споров, возникших между физическими или юридическими лицами и управлением Росреестра по Москве в сфере государственной регистрации прав в отношении земельных участков

Рисунок 2 — количество земельных споров, рассмотренных судами первой инстанции в каждый месяц 2016 года по данным управления Росреестра по Москве в сфере государственной регистрации прав в отношении земельных участков

Основные итоги проведенного исследования в рамках данной статьи:

  • проанализировав существующие в юридической науке понятия спора в целом и земельного спора в частности, мы определили следующее: земельный спор — особый вид правоотношения, возникший из-за конфликта субъектов по поводу возникновения, осуществления, прекращения прав на землю и иных связанных с ней прав и обязанностей, разрешаемый в судебном порядке;
  • изучив историю развития законодательства России в части рассмотрения земельных споров, мы обосновали, что на стадии урегулирования земельного спора обязательным его субъектом становится суд. В настоящее время административный порядок урегулирования земельных споров потерял свою значимость;
  • выявлено, что на современном этапе земля приобрела большую экономическую ценность, в связи с чем резко увеличивается количество и разнообразие земельных споров, что требует выработки качественных методик их рассмотрения. Поэтому законодатель проводит ряд реформ, в том числе принят Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это, в свою очередь, выявило некоторые особенности правоприменительной практики;
  • установлено, что в качестве объекта земельного спора всегда выступает земля в виде земельного участка или доли;
  • показано, что предметом земельного спора исходя из теории права являются субъективные права на землю и законные интересы субъектов земельных правоотношений;
  • определено, что исходя из норм права земельные споры рассматриваются только в судебном порядке. Данная норма является императивной и не предполагает расширительного толкования;
  • показано, что в п. 2 ст. 64 ЗК РФ четко закреплена возможность передачи земельного спора сторонами на разрешение третейского суда до принятия дела к производству судом. Однако в Законе о третейских судах, а именно в п. 4 ст. 5, закреплена возможность передачи сторонами спора, который рассматривается судом общей юрисдикции или арбитражным судом, но только до принятия решения этими судами по данному спору;
  • определено, что третейский суд не может понуждать регистрирующий орган к совершению каких-либо действий, но все же сохраняется возможность регистрации прав на недвижимость по решению третейского суда по взаимному заявлению сторон или же через легализацию в государственном суде;
  • показано, что существует правило исключительной территориальной подсудности споров, возникающих из земельных правоотношений: иски о правах на земельные участки рассматриваются по месту нахождения соответствующих участков. Однако здесь имеется ряд исключений;
  • выявлено отсутствие конкретных правил разграничения дел между мировыми судьями и районными судами при рассмотрении споров, возникающих из земельных правоотношений. Проблема связана со сложностями в определении цены иска;
  • доказано, что земельные споры, рассматриваемые в рамках дел о расторжении брака, имеют ряд особенностей. Здесь перечисленные правила исключительной подсудности действуют с некоторыми исключениями;
  • определено, что суд, являясь основным участником цивилистического процесса и рассматривая гражданские дела, в том числе и споры, возникающие из земельных правоотношений, не только вершит правосудие, занимая при этом определяющую роль, но и совершает практически все процессуальные действия, регулирующие процедуру гражданского судопроизводства;
  • выявлено, что суд также выступает субъектом доказательственной деятельности;
  • показано, что при разрешении земельных споров довольно часто на стороне ответчика и истца участвуют два и более субъекта. Процессуальное соучастие применяется в случаях, когда предметом спора, возникающего из земельных правоотношений, являются общие права истцов или же обязанности нескольких ответчиков, при этом они имеют одно основание;
  • выявлены характерные черты третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора;
  • показано на примере, что при рассмотрении споров, возникающих из земельных правоотношений, прокурор может подавать заявление в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации;
  • государственные органы и органы местного самоуправления при разрешении споров, возникающих из земельных правоотношений, могут вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле;
  • выявлено, что отличительной чертой лиц, содействующих осуществлению правосудия по спорам, возникающим из земельных правоотношений, является то, что суд может привлечь федеральные органы исполнительной власти и их подведомственные органы, а также органы субъектов РФ и органы местного самоуправления в целях дачи заключений по делу.

Варианты решения земельных споров

Вопросы, что касаются земельных споров можно решить несколькими способами:

  • при помощи договоренности мирным путём – это самый лучший вариант решения любого вида конфликта, поскольку стороны избегут долгих судебных разбирательств, подготовки документов, нервотрёпки. К тому же, мирное соглашение поможет сэкономить время.
  • Помощь государства или муниципалитета при решении земельных споров, как правило, касается решения конфликтов межевания территории или установления границ. В Данном случае будет достаточно обратиться в местный территориальный орган власти и заказать проведение установления границ земельной муниципальной комиссией.
  • Помощь кадастровой палаты – именно специалисты по межеванию территории смогут помочь без обращения в суд решить спорную ситуацию.
  • Обращение в Единый реестр – можно узнать всю текущую информацию о правах граждан на объекты.
  • Решение вопросов через суд.

Земельные споры лучше всего не оставлять в долгий ящик и решать по мере их наступления. Советуем изначально очень тщательно подходить к межеванию территории и подготовке документов, чтобы избежать проблем в будущем.

Споры по этому предмету могут возникать в случаях:

  • Предъявления незаконных (или законных) требований по вопросу досрочного окончания договора аренды в связи с нарушением обязательств арендатором. Последний вправе доказывать, а арендодатель, соответственно, опровергать соответствие либо несоответствие хозяйственной деятельности условиям соглашения.
  • Принятия незаконного решения по поводу изъятия участка. К примеру, местная администрация издает постановление об отводе территории по причине «нерационального использования». Арендатор земли имеет право доказывать незаконность данных притязаний в связи с тем, что не произошло снижения урожайности, а мероприятия, способствующие повышению плодородия, были проведены вовремя и правильно.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Рассмотрение земельных споров

Разногласия подобного типа рассматриваются в судебном и внесудебном порядке. Если дело рассматривается в суде, то следует отправить претензию по данному делу противоположной стороне. Далее все зависит от того, захохочет ли ответчик урегулировать дело мирным путем, или же нет.

В том случае, если мирным путем проблему решить не удалось, то придется обратиться в суд общей юрисдикции. Если имеет место конфликт, то такое дело будет рассмотрено в арбитражном суде. Если же между несколькими хозяевами имеется соглашение, то можно обратиться в третейский суд.

К слову, можно обращаться и в муниципалитеты. Здесь занимаются рассмотрением таких вопросов, как согласование границ, предоставление участков, решение споров и так далее. Возможно в некоторых случаях вам удобнее будет обратиться именно туда.

Шаг 1. Составление заявления. Подробно изучив всю ситуацию, касающуюся конфликта, нужно грамотно составить исковое заявление.

Профилактика земельных споров заключается в устранении вышеперечисленных причин и условий, порождающих эти споры. В частности, основными профилактическими мероприятиями следует признать:

1) совершенствование действующего законодательства, как земельного, так и смежного с ним. При этом совершенствование закона должно идти по трем основным направлениям:

— совершенствование материальных норм права, в частности, более четкой регламентации правомочий собственников, арендаторов земельных участков и других лиц, использующих землю; прав на возмещение причиненных им убытков; прав на компенсацию расходов, причиненных нарушением состояния окружающей среды производственной деятельностью государственных и иных организация и т. п.;

Читайте также:  Отдел досудебного взыскания: особенности и принцип работы

— совершенствование процессуальных норм права, от надлежащего действия которых зависит быстрота реализации правомочий субъектов и устранения конфликтных ситуаций. Например, принятое Положение о формировании специального фонда земель для ведения крестьянского хозяйства, порядок рассмотрения и решения дел о формировании крестьянских хозяйств и получении земель для этой цели способствуют более оперативной реализации прав граждан на ведение крестьянского хозяйства и устранению возможных конфликтов данного вида отношениях;

— совершенствование нормативных актов, обеспечивающих применение материальных и процессуальных норм. Так, при возникновении споров, возникающих из договора мены земельными участками, существенным подспорьем определения законности и справедливости данной сделки служит ГОСТ (обеспечительный нормативный акт), в котором закреплены основные признаки меняемых участков, квалифицирующих эти участки в качестве сельскохозяйственных или несельскохозяйственных, относящих к тем или иным земельным угодьям;

2) совершенствование практики доведения до всех граждан и юридических лиц, находящихся на территории России, вновь принимаемых нормативно-правовых актов. Согласно ст. 15 Конституции России, любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, а также его обязанности, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, не могут применяться в России; подзаконные нормативные акты министерств и ведомств, не прошедшие государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, также являются недействительными.

Обязательная публикация вновь принимаемых нормативных актов, а также их изменений в установленных периодических изданиях, способствуя совершенствованию правосознания субъектов земельных правоотношений, устраняет значительное число причин и условий, порождающих земельные споры;

3)правовое обеспечение деятельности должностных лиц органов государственной власти, от которых зависит решение земельных споров и особенно той их части, где могут возникать конфликтные ситуации. Так, неправомерные действия данных лиц, если они причинили существенный вред охраняемым правам граждан и иных лиц, государственным интересам наказуемы в уголовном порядке, если эти действия совершены с превышением служебных правомочий либо не совершались (ненадлежащее совершались) те действия, которые должностные лица обязаны были совершить. Законом о конкуренции на товарных рынках и ограничении монополистической деятельности признаются незаконными акты органов управления и должностных лиц, которыми оказывается протекция одним субъектам земельных правоотношений и ущемляются права других. В гражданском и арбитражном процессе предусмотрено ведение специальной категории споров о признании недействительными указанных актов.

Восстановление нарушенного права на земельный участок

Согласно ст. 60 ЗК РФ существуют две принципиально различные ситуации в сфере восстановления нарушенных прав на земельный участок:

  • 1) когда факт правонарушения уже произошел, права нарушены и нуждаются в восстановлении;
  • 2) когда налицо длящееся правонарушение (т.е. противоправное деяние началось, но еще не закончилось) либо некие действия могут в будущем нарушить права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Следовательно, в последнем случае предусмотренные ЗК РФ правозащитные меры носят превентивный характер.

В первой группе случаев, когда право граждан и юридических лиц уже нарушено, закон предусматривает следующие способы восстановления нарушенных прав на землю:

  • а) признание судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Под «актом» понимаются как нормативные правовые, так и индивидуальные акты, нарушающие земельные права граждан (например, повлекшие незаконное изъятие земельного участка для публичных нужд);
  • б) прекращение самовольного занятия земельного участка. Согласно ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.; на юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Гражданин или юридическое лицо, права на земельный участок которого нарушены вследствие самовольного захвата, вправе предъявить виндикационный иск об истребовании своего имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения.

В случае принятия судом соответствующего решения о возврате собственнику самовольно занятого земельного участка собственник может потребовать возмещения всех доходов, которые извлекло или должно было извлечь лицо, незаконно владеющее земельным участком (ст. 303 ГК РФ), в том числе незаконно собранный урожай, незаконные доходы от предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатацией участка, и т.д.

Правообладатель земельного участка может предъявить негаторный иск об устранении препятствий по реализации права собственности (иных прав на участок), не связанного с лишением владения.

В случаях если противоправное деяние не закончилось либо только может произойти и причинить вред охраняемым законом земельным правам граждан и юридических лиц, законодатель предусматривает следующие варианты пресечения таких деяний:

  • 1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 Земельного кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
  • 2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
  • 3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения

Что собой представляют земельные споры

Следует обратить ваше внимание на то, что земельный участок в определенных районах представляет собой целое богатство. Но, нужно учитывать, что существуют различные категории земель. Какие-то можно приобретать, арендовать у государства, другие можно приватизировать. То есть, изначально земельные споры могут быть различными, но так как в нашей стране существует четко проработанное законодательство, нужно в процессе оценки дела изучать его или же обращаться за квалифицированной помощью к опытному юристу, который в действительности сможет правильно осуществить рассмотрение всех особенностей дела и укажет вам на правильное решение.

Земельный участок сегодня представляет собой частную собственность, а споры такого характера предполагают возникновение конфликтов и разногласий между людьми или же государственными структурами по вопросу границ участка, особенностей владения, размеров, особенностей использования, отчуждения и пр. То есть, на самом деле, существует невероятное количество спорных ситуаций, которые могут возникать именно на основании земельного законодательства.

Распространенность таких вариантов конфликтов очень значительна. Но, если просмотреть судебную практику, то становится очевидным, что одинаковых вариантов конфликтов практически невозможно найти. Поэтому, рассмотрение каждого спора – дело индивидуальное, и порой в действительности сложное. Нередко указывается на то, что процесс разбирательства, рассмотрения различных доводов и доказательств идет годами, пока суд не примет окончательное решение. И даже после принятия решения есть возможность подать в вышестоящие инстанции, чтобы произвести оспаривание. Именно по этой причине многие юристы сразу же указывают гражданам на то, что самым оптимальным решением таких споров является индивидуальный и самостоятельный процесс рассмотрения и принятия решения. Иначе, получение нужного решения может затянуться на весьма значительный период времени.

Самыми сложными в судебной практике считаются споры наследственного характера, которые изначально связаны с передачей участков земли по наследству. То есть, как вы понимаете, в данном вопросе могут возникать различные нюансы, которые в действительности сложно предсказать заранее. Разрешение таких споров может быть осуществлено в досудебном порядке. Тем не менее, многие считают, что в судебном процессе они смогут получить гораздо больше, и идут на такой шаг. Нередко дела рассматриваются быстро, особенно в том случае, если они являются простыми и понятными, и к ним можно сразу же применить те или же иные нормы законодательства. Но, бывают и такие ситуации, когда разрешение требует невероятно значительного количества времени.

Как мы уже сказали, в нашей стране существует земельное законодательство, которое в своем составе содержит все основные нюансы по определению видов земельных наделов, по способу использования данных участков, а также по всем вопросам регистрации и пр. По сути, именно опираясь на данное законодательство и принимаются окончательные решения в суде. С другой стороны, следует помнить, что в настоящий момент судебные споры являются не только затяжными, по причине определенных особенностей самого дела, они еще и предполагают своеобразные расходы. Так называемые судебные издержки. Именно по этой причине, опытные специалисты в юриспруденции рекомендуют сразу осуществлять процесс консультирования с юристом, и только потом начинать судебный процесс. Ведь в определенных случаях более рациональным решением станет именно добровольное соглашение.

Нужна ли помощь юриста при земельных спорах

Непременно скажем о том, что некоторые земельные споры в действительности можно разрешить достаточно быстро. Например, если речь идет о границах участка, нужно просто осуществить процесс заказа межевания, после чего, все станет на свои места. А как быть, если в процессе межевания оказалось, что на вашем участке стоит стена жилого дома вашего соседа, который нарушил границы? В данном случае, потребуется компенсационная выплата. Но, если сосед ее не собирается осуществлять?

То есть, существует масса различных ситуаций, разрешение которых возможно произвести исключительно посредством судебного процесса. И в данном случае, как вы понимаете, вы должны четко и точно подготовить все документы, ясно и ярко описывать свою позицию и особенности именно вашей ситуации. А все установленные вами требования непременно должны быть обоснованными.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *